Ушёл из жизни железнодорожный генерал, автор электрички Астана-Павлодар

6001 просмотров
0
Ольга ВОРОНЬКО
Понедельник, 19 Сен 2022, 14:15

С Аби Саркыншаковым считали за честь дружить союзные министры, железной дороге он отдал почти 70 лет, 10 из которых практически жил в царском вагоне

Придя семь десятков лет назад на маленькую тупиковую станцию, Аби САРКЫНШАКОВ за короткий срок превратил Павлодарское отделение в самое крупное в мире – в год здесь перевозилось более 100 миллионов тонн грузов. Участвовал в строительстве важнейшего для СССР Экибастузского топливно-энергетического комплекса. Пустил сверхтяжелые поезда-гиганты, состоящие из сотен вагонов весом до 40 тысяч тонн, аналогов которым не было за всю историю железных дорог в мире. Накануне развала СССР в день по железным дорогам СССР перевозилось 30 тысяч тонн угля, из которых 10 тысяч тонн давал Донбасс, потом – Кузбасс, потом – Экибастуз.

Это он добился пуска электрички Павлодар-Астана и электрификации участка железной дороги Павлодар-Экибастуз после 25-летней переписки сначала с правительством СССР, а потом и  независимого Казахстана.

Бывший начальник Павлодарского отделения Целинной железной дороги, Почетный железнодорожник СССР Аби Саркыншаков до последних дней жизни продолжал влиять на работу железной дороги, будучи советником, консультантом и помощником президента КТЖ. Все эти годы он вел собственную статистику, можно было назвать любой год и любой месяц, и Аби Саркыншакович рассказывал - сколько чего в это время отгрузили.

Читайте также
Почему Павлодару так важно было помочь умирающей Анастасии Ставковой

- Возьмем, к примеру, 6 августа 2016 года, - демонстрировал он мне свою толстую тетрадку. - В этот день перевезена трехмиллиардная тонна угля из Экибастуза. Считал с первого дня, когда ковшом экскаватора погрузили этот уголь в вагоны. Вообще, павлодарскому отделению нет равных в СНГ и Балтии, я всем твержу: здесь ничего не надо строить и развивать в XXI веке, потому что все построено в двадцатом. Нам надо все содержать, производить ремонт путевого хозяйства. Но, к сожалению, этого нет. 

Но самым любопытным в биографии Саркыншакова был исторический вагон, построенный в 1913 году для царя Николая II на Петровском вагоностроительном заводе. В рабочем кабинете за массивным столом, сделанным, как и вся мебель, из карельской березы, могли бы уместиться человек восемь. В случае расширенного заседания предусмотрены откидные сиденья и столики. Рядом с кабинетом - спальное помещение, ванная. За ними - купе секретаря или адъютанта, пищеблок.

Вагон хоть и не совсем обычный, но какой-либо особой роскоши не имеет. Зато его система безопасности не знала равных. Бронированные двери, отделяющие жилую и рабочую части, весят по 250 килограммов. Открывались они лишь по сигналу изнутри и автоматически закрывались за входившим. Окна вагона были перекрыты 10-миллиметровыми стальными листами. Весил он 98 тонн - вдвое больше обычного пассажирского. Днище вагона усиливали свинцовые пластины общим весом 32 тонны, чтобы при любых обстоятельствах устоял “на ногах”. Даже после схода с рельсов. Именно в одном из таких вагонов последний император России Николай Александрович РОМАНОВ подписал отречение от престола. Не исключено, что дальнейшая судьба страны решалась именно, в том вагоне, который стоит сейчас в Павлодаре. Вполне возможно, что в нем везли в Екатеринбург на расстрел царскую семью.

После императора этот вагон служил СТАЛИНУ, в нем глава СССР отправлялся отдыхать на юг, а после Второй мировой войны - на Потсдамскую конференцию победителей. Спустя время раритетом пользовался министр путей сообщения СССР, позже - руководство Целинной железной дороги, а с 1977 года - начальник Павлодарского отделения целинной магистрали. Угольные разрезы Богатырь, Восточный, экибастузские ГРЭС-1, ГРЭС-2... Бураны, метели... 10 лет вагон был вторым домом Саркыншакова.

В 1987 году Аби Саркыншакович получил несколько предписаний от союзного начальства - вернуть в Москву "шестиосный салон - вагон № 4, являющийся уникальным образцом отечественной техники". Дисциплинированнейший человек, потомственный железнодорожник Саркыншаков впервые ослушался начальства. Ему: "Что за царские замашки!" А он: "Не отдам, и все тут!". Позже поступали заманчивые предложения продать или обменять антиквариат. Опять ни в какую!

- От вокзала тащил его три дня, подложив под колеса листовое железо, - рассказывал мне аксакал. - Асфальт немного повредил, но заплатил за ремонт. Зато теперь он стоит на полигоне как музейный экспонат истории нашего отделения. Ему здесь самое место!

Фото: © Ratel.kz / Ольга Воронько.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Марафондарыңды… Сендер айдалаға барып жүгіріңдерші. Көше жауып, пробка жасамай.
Сможет ли Трамп заставить казахские власти суетиться
Тарифная война - это так плохо, что даже и хорошо
От публикации на Ratel.kz до отказа от закупки георгиевских лент ко Дню Победы прошло всего несколько часов
Как научить отечественных чиновников отличать казахстанский патриотизм от российского
Как Жакип Асанов поспособствовал беспределу МФО
Почему нужно допросить сенатора в ходе расследования мошенничества микрофинансовых организаций
Новый министр энергетики Казахстана заявляет в духе Трампа: Make Qazaqstan Great Again!
Казахстан устами Ерлана Аккенженова фактически заявил о выходе из сделки ОПЕК+
Отношение власти к обществу в Казахстане
Подавление свободы слова и оппозиции уменьшает шансы на успешное долгосрочное развитие страны
AMERICA IS BACK
США переходят от модели глобального одностороннего доминирования и мирового шерифа к знакомой парадигме самодостаточного лидера
Байконур: почему советский космодром построили в Казахстане, а не в России или Украине
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Нескучные документы
Как мы ходили на экскурсию в городской архив
Вторая ГРЭС не получается – будем строить третью
Казахстан, возможно, откажется от российских котлов, если денег не дадут
Казахстанская энергетика: перезимовали… Что дальше
В южных регионах Казахстана уже в первой половине апреля отключили отопление
Сигареты довели до тюрьмы
Суд решил, что за незаконный товар, подлежащий уничтожению, бюджет должен был получить более 200 миллионов тенге
Как в Восточном Казахстане развивают туризм
Пока в областном акимате ищут способы привлечь инвесторов и путешественников, люди на местах разгребают последствия проверок
Как акимат Караганды обошёл законы ради BI Group
Администрация Булекпаева не смогла подавить негатив в свой адрес, половина города ненавидит чиновников
Гибели растений опасаются в ботаническом саду Петропавловска
После урагана в кровле оранжереи возникли дыры
Мажилисмен от Жетысу предлагает правительству искать средства для бюджета на космодроме Байконур
Он предлагает усилить кадровый состав и запускать ракеты в коммерческих целях
Ассоциация кемпингового туризма: акимат вставляет палки в колеса тем, кто хочет развивать отрасль
Сверху декларируется поддержка, а на местах чинят препоны
Руководители "Жасыл аймақ" вернули государству свыше 6 миллионов тенге, похищенных ими вместо посадки "зелёного пояса"
Осуждать приговором их не стали в связи с истечением срока давности
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.