Подъезды к ним почти всегда загорожены припаркованным транспортом жильцов
После аварии с участием пожарного автомобиля и трамвая в областном центре Восточного Казахстана, произошедшей в начале недели, сотрудники Департамента по чрезвычайным происшествиям региона решили проверить, насколько жители города осознают, что спецавтомобиль с включенными проблесковыми маячками и звуковым сигналом нужно пропускать, так как он, скорее всего, едет спасать жизни. Рейд назвали "Уступи дорогу спецтранспорту", помощь в его проведении оказывали сотрудники городского отдела полиции.
Большая часть водителей старалась пропустить спешащую пожарную машину, но были и те, кто словно не замечал сирены. Для острастки владелицу одного из таких транспортных средств, упорно не пропускающую спецтранспорт, оштрафовали на месте едущие следом полицейские по статье 568 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях. Впрочем, по словам самих автомобилистов, порой пропустить автомобиль со спецсигналами, не нарушив правила дорожного движения, просто невозможно .
"В правилах сказано, что при приближении транспортных средств с включёнными спецсигналами водителям нужно уступить им дорогу. Это значит, что я, грубо говоря, не продолжаю двигаться, не начинаю, не делаю манёвра, который вынудить других участников дорожного движения изменить скорость или траекторию движения. О том, что на перекрёстке я имею право проехать на красный или пересечь сплошную не сказано, а значит меня за это оштрафуют, а то и прав лишат. Ситуация сама по себе странная, но она возникла из-за того, что в ПДД нет понятия "освободить дорогу" со всеми вытекающими, а ведь давно можно уже было внести поправки", - сказал автолюбитель со стажем Вадим ЗАМЯТИН.
Но самое интересное началось во дворах многоквартирных жилых домов. В подавляющем большинстве из них спецтехнике невозможно припарковаться и даже элементарно проехать.
"Очень часто пожарным машинам приходится двигаться медленно, балансируя между припаркованной техникой, теряя при этом драгоценное время. Жители оставляют автомобили так, что между ними едва может протиснуться легковая машина, но никак не проедет пожарная, ведь она гораздо больше по габаритам. Ведь наш транспорт весит вместе с водой до 19 тонн. А наши сотрудники должны в кратчайшие сроки добраться до места и начать оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Нельзя медлить ни секунды", - рассказал заместитель начальника ГУ "СПиАСР" ДЧС ВКО Азамат МУКАШЕВ.
Призывы спасателей задуматься над тем, что "сегодня не пропустили вы, а завтра не приедут к вам" не помогают. Мало кто из усть-каменогорцев, выбирая место для парковки, задумывается над тем, проедет ли рядом спецтехника в случае надобности. Кто-то бросает авто прямо возле подъезда. Довольно часто, прибыв на тушение пожара, сотрудники ДЧС буквально вручную освобождают себе путь, перетаскивая машины.
"Тема актуальная, долгоиграющая, решить её быстро нельзя. По правилам стоянка и даже остановка запрещена, если между автомобилем и противоположным краем дороги меньше трёх метров. Но есть там небольшое уточнение, возможно не совсем корректное, что можно останавливаться, если нет помех для транспорта. Водители в большинстве своём ориентируются на легковой транспорт, и формально мы не можем их привлечь. Таранить их, как это возможно в некоторых странах мира, в нашей стране нельзя, пожарным нужно вызывать наряд полиции, и мы уже будем на месте принимать меры вплоть до эвакуации", - резюмировал начальник Отдела дорожной и технической инспекции Управления полиции города Усть-Каменогорска Сергей КОВАЛЕНКО.
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Антон Сергиенко.