Несмотря на то, что в 2023 году "прокладка" сорвала исполнение половины договоров
21 мая 2024 года, как писал Ratel.kz, завершился конкурс на поставку 2000 квартир в Алматы на сумму 61,4 млрд тенге для социально уязвимых слоёв населения. Организатором выступает КГУ "Управление государственных активов города Алматы", а заказчиком – КГУ "Управление строительства города Алматы".
Ещё до подведения итогов конкурса, Ratel.kz сделал предположение, что закупка вновь будет произведена из одного источника и с высокой долей вероятности приглашённым поставщиком станет ТОО "Предприятие капитального строительства города Алматы" - ТОО "ПКС". Даже несмотря на то, что 17 апреля 2024 года специализированный межрайонный экономический суд города Алматы вынес решение по иску КГУ "Управление строительства города Алматы" к ТОО "ПКС" о выплате неустойки в 931 млн тенге и признании недобросовестным участником госзакупок.
Напомним, в июле 2023 года управление строительства с ТОО "ПКС" заключило договоры о государственных закупках №2-ПЖ, №3-ПЖ, №5-ПЖ, №6-ПЖ, №7-ПЖ на приобретение жилья для социально уязвимых слоев населения. Именно по ним и возникли спорные моменты. Общая сумма этих пяти договоров составила 47,355 млрд тенге. Срок поставки квартир – до 31 октября 2023 года.
На момент подачи иска, то есть 10 января 2024 года, ТОО "ПКС" не исполнило следующие обязательства:
1. Не предоставило технические паспорта квартир;
2. В квартирах отсутствовали приборы учета горячей воды и холодной воды;
3. Не были устранены выявленные дефекты, допущенные застройщиками.
В отзыве на исковое заявление ТОО "ПКС" указало, что "срок исполнения обязательств не был нарушен, так как квартиры были сданы в установленный срок". При этом, как заверил ответчик, технические паспорта на квартиры "были сданы вместе с квартирами, иначе квартиры заказчиком не были бы приняты". Также ТОО "ПКС" уверяло в суде, что утверждение управления строительства о том, что отсутствуют приборы учета горячей и холодной воды, а также не устранены выявленные дефекты, "не соответствуют действительности, поскольку отсутствуют дефектные акты, составленные истцом в присутствии ответчика".
Во время судебного разбирательства было установлено, что "со стороны ответчика в Управление было представлено всего 804 кадастровых паспорта на приобретение квартиры, тогда как по условиям договора ответчик должен был передать истцу 3050 кадастровых паспортов квартир, то есть всех 3050 квартир". При этом в управление развития коммунальной инфраструктуры города Алматы данные кадастровые паспорта от управления строительства не были переданы и, соответственно, квартиры не приняты на баланс.
По части выплаты неустойки суд признал требования управление строительства обоснованными, а вот в признании недобросовестным участником госзакупок отказал, так как чиновники пропустили сроки подачи иска. Высока доля вероятности, что пропуск был сделан умышленно. Потому что ТОО "ПКС", как мы и предполагали, ещё пригодится в схеме досаевских чиновников.
Решение пока не вступило в законную силу. 24 мая 2024 года на него поступила апелляционная жалоба, и на 6 июня 2024 года назначено заседание.
Как мы уже писали, управлению строительства нет необходимости в пересмотре дела – неустойку они отсудили, а недобросовестным участником госзакупок признать ТОО "ПКС" уже не получится в силу определённых норм законодательства.
Зато ТОО "ПКС" попадает на 931 млн тенге, поэтому ему резонно обжаловать решение.
Поскольку заседание в апелляционной инстанции пройдёт в кратчайшие сроки, очень скоро мы узнаем все нюансы жалобы и будет ли уменьшена неустойка. Возможно, эта информация будет доступна уже на следующей неделе.
Ошиблись мы лишь в одном.
Опираясь на логику, здравый смысл и особенности законодательства, мы предположили: если апелляционная жалобы будет подана, маловероятно, что управление строительства рискнёт сделать ТОО "ПКС" приглашённым поставщиком по конкурсу на 61,4 млрд тенге до вступления решения суда в законную силу. Ведь в таком случае у прокуроров вновь возникнут вопросы и появятся поводы для проверки законности итогов конкурса.
Тем более, что из решения суда мы знаем, что прокуратура Алматы выносила в 2023 году представление об устранении нарушений законности по этим конкурсам в адрес акимата города Алматы: "Согласно представления, указанные нарушения были выявлены по результатам проверки соблюдения бюджетного законодательства, законодательства о государственных закупках и противодействии коррупции".
Как мы обещали, Ratel.kz внимательно следил за конкурсом.
Похоже, досаевские чиновники настолько торопятся освоить 61,4 млрд тенге, что у них напрочь отключился инстинкт самосохранения. Либо в пищевой цепочке по этой схеме дележа бюджетных средств для исполнения социальных программ в сфере строительства все стороны пришли к какому-то соглашению и готовы закрыть глаза на формальности ради того, чтобы поскорее отхлебнуть из бюджетного корыта свою порцию.
4 июня 2024 года в 10:09 был наконец сформирован протокол итогов конкурса по закупке 2000 квартир для социально уязвимых слоёв населения на общую сумму 61,4 млрд тенге. Конкурс по всем лотам был признан несостоявшимся в связи с тем, что было представлено менее двух заявок.
В 16:36 4 июня 2024 года на сайте госзакупок появилась информация о том, что закупка будет сделана из одного источника, а приглашённым поставщиком определено ТОО "ПКС".
Договоры по лотам пока находятся в процессе согласования. Но теперь это лишь вопрос времени. В течение недели всё будет согласовано и подписано.
После этого останется лишь дождаться документов на сайте госзакупок, чтобы узнать, в каких именно новостройках ТОО "Qazaq Stroy" будут приобретены квартиры через любимую "прокладку" досаевских чиновников. У ТОО "ПКС" нет в наличии 2000 квартир.
Кстати, 8 июня 2024 года завершится конкурс на приобретение 140 квартир для ТОО "ПКС" на 3,45 млрд тенге.
Ratel.kz продолжит внимательно следить за нехитрыми схемами, по которым бюджетные средства в Алматы уходят в карманы нужных людей, чтобы рассказать об этом нашим читателям.
Кстати, изучая схемы, мы наткнулись на публикацию от 8 сентября 2021 года в газете "Время", из которой просто не можем не привести отрывок: "ТОО "Qazaq Stroy" стало одной из компаний, которые откликнулись на просьбу городских властей помочь городу, и приняло на себя на первый взгляд невыполнимое обязательство: за короткий для такого рода объектов срок построить крупный жилой комплекс в Наурызбайском районе Алматы. ТОО "Qazaq Stroy" на своем земельном участке организовало строительство огромного массива, состоящего из 128 отдельно стоящих домов со всей инфраструктурой, включая объекты социально-культурного назначения, а также школьного и дошкольного образования. Указанный жилой комплекс подлежит передаче в собственность города, а квартиры предназначены для последующей сдачи в аренду по государственным программам обеспечения жильем социально уязвимых слоев населения, многодетных семей, рабочей молодежи".
То есть схема по освоению многомиллиардных траншей из бюджета, судя по контексту публикации, была подробно расписана ещё в конце 2020 года. Сейчас, судя по всему, мы с вами наблюдаем окончание её исполнения. За 2023 и 2024 годы по этой схеме прогнали более 135 млрд тенге только через управление строительства. Поэтому совсем не удивительно, что акимат города с лёгкостью покупает жильё самого низкого уровня комфорта по 450 тысяч тенге за квадрат.
Фото: korter.kz.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!