Нефть течет к деньгам. Бензин – за нефтью

6397 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Пятница, 15 Авг 2014, 07:41

Вне зависимости от нашего желания, бензин в будущем будет стоить ровно столько, сколько он стоит, а не столько, сколько мы готовы за него платить.

Казахстанцев на мякине не проведешь: если чиновники начинают что-то активно опровергать, значит, так тому и быть. Последняя февральская девальвация, которую шеф Нацбанка Кайрат КЕЛИМБЕТОВ с честными глазами отрицал буквально за двадцать дней до часа Х, только укрепила их в этом мнении. Вот и нынче, когда в конце июля пресс-служба ныне расформированного министерства экономики и бюджетного планирования стала активно опровергать повышение с 1 августа цен на бензин в стране, люди с канистрами потянулись на заправки.

Поводом для опровержения стала публикация в социальных сетях ксерокопии документа, по мнению авторов – приказа Агентства по регулированию естественных монополий, согласованного с министерством экономики и бюджетного планирования и министерством нефти и газа, об увеличении с августа 2014 года предельных розничных цен на ГСМ: на самый популярный в народе 92-й бензин – до 141 тенге с нынешних 115, на дизель – до 129 тенге против нынешних 115, и на 80-й – до 122 тенге с 89 тенге за литр.

И вот настал август, а цены остались прежними. Хотя в социальных сетях казахстанцы делятся информацией, что на некоторых АЗС негласно установлена норма отпуска – не более 20 литров в одни руки, на других заправляют только по талонам, а на некоторых и вовсе АИ-92 отсутствует. Осмелюсь предположить, что повышение цен на бензин не отменено, а отложено. И еще до конца этого года будет реализовано. Спросите – почему? Отдыхая в Болгарии этим летом, я заправлял взятый в аренду автомобиль 95-м бензином по цене 2,45 лева за литр. Это примерно евро тридцать центов, или без малого 330 тенге. Чувствуете разницу? И это Болгария, где устроиться на работу с зарплатой в 250 евро в месяц считается невероятной удачей.

Не будем далеко ходить и взглянем на нашего партнера по Таможенному союзу – Россию, где средние цены на АЗС на бензин АИ-95 составляли вчера 34,9 рубля (это примерно 175 тенге), а на бензин АИ-92 – 31,8 рубля (около 160 тенге). Чувствуете разницу с нашими 115 тенге за 92-й? А ведь нефть (и бензин, как производное от нефти) – это такая субстанция, которая с легкостью преодолевает границы и расстояния в поисках рынков, где за нее дадут наилучшую цену. А с Россией у нас и границы нет с недавних пор. По крайней мере, таможенной.

Известный и авторитетный нефтяник Кайргельды КАБЫЛДИН, возглавляющий национальную нефтетранспортную компанию «КазТрансОйл», как-то сказал очень точную фразу, мгновенно ставшую крылатой: «Нефть течет туда, где за нее хорошо платят». Хотим мы того или нет, но внутренние цены на ГСМ в Казахстане будут постоянно расти, стремясь сравняться с мировыми. Так же, как в Болгарии, как в той же не самой богатой Польше или в соседней России. Альтернативы нет. Вернее, она есть – это дефицит бензина, километровые очереди на АЗС, бочки с запасами горючего в сараях, если кто забыл из недавнего перестроечного прошлого. Ведь добывающим компаниям, будь-то китайская «ПетроКазахстан» или казахстанская «КазМунайГаз», выгоднее гнать сырую нефть на экспорт, где за нее дадут мировую биржевую цену, чем поставлять ее на переработку на казахстанские НПЗ. И даже произведенный в Казахстане бензин сегодня выгоднее продавать в России, чем в Астане, Петропавловске или в Павлодаре. И никакие запреты, ограничения и правительственные постановления не в силах кардинально изменить эту ситуацию.

Так что, вне зависимости от нашего желания, бензин в будущем будет стоить ровно столько, сколько он стоит, а не столько, сколько мы готовы за него платить. И никакие ссылки на статус нефтедобывающей державы тут не помогут.

Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Терроризм в странах СНГ: как менялась угроза после распада СССР
От войн и «больших» захватов заложников к точечным атакам и транснациональным сетям
Стратегия как способ видеть мир
Как в Lions Club Almaty соединяются мышление, служение и ответственность за будущее
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
«КазМунайГаз»: Jet A-1 используется в странах с суровым климатом
В начале декабря «КазМунайГаз» заявил, что аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
«КазМунайГаз»: Jet A-1 используется в странах с суровым климатом
В начале декабря «КазМунайГаз» заявил, что аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером