А у нас в квартире газ. А завтра будет?

34042 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Среда, 03 Мар 2021, 13:30

Нынешние тарифы не позволяют инвестировать в энергобезопасность

С 1 марта в Казахстане прекращено временное регулирование цен на сжиженный газ на автомобильных газовых заправках. Оно было введено в апреле 2020 года, когда вся страна из-за пандемии сидела на карантине.

Читайте также
Регулирование - распределение - дефицит

Люди в вынужденных отпусках получали по 42 500 тенге в месяц, и госкомиссия по обеспечению режима ЧП при главе государства поручила Министерству энергетики ввести временное государственное ценовое регулирование на реализацию сжиженного нефтяного газа на автогазозаправочных станциях (АГЗС).

Во исполнение этого решения 3 апреля был принят приказ №20293 "Об установлении предельных цен на розничную реализацию сжиженного нефтяного газа для заправки автотранспорта на автогазозаправочных станциях". Спустя неполный год, 1 марта 2021 года, данный приказ утратил силу. Теперь государство не вмешивается в ценообразование на заправках.

Большинство владельцев АГЗС моментально отреагировали на эту новость, объявив о повышении цен. В социальных сетях гуляет, в частности, скан уведомления владельца заправок из Мангистауской области ИП "Мырзабаев М.Т." о том, что со 2 марта розничная цена одного литра сжиженного нефтяного газа составляет 85 тенге без НДС.

Мы неоднократно писали о том, что цены на сжиженный природный газ в Казахстане будут расти, вне зависимости от желания или нежелания правительства. Потому что регулируемые цены в условиях дефицита не стимулируют производителей наращивать производство сжиженного газа.

Однако дорожать будет не только сжиженный, но и товарный газ – тот, которым отапливаются дома и который горит на кухнях сотен тысяч домохозяйств. Причина – та же. Сегодня тарифы на газ для населения не покрывают национальному оператору компании "КазТрансГаз" расходы по добыче, переработке и поставкам газа на внутренний рынок. По итогам 2020 года КТГ получил на внутреннем рынке убытков на сумму около 100 млрд тенге, которые были покрыты за счет экспортных поставок газа в Китай. Фактически сегодня за счет экспорта субсидируется внутреннее потребление. И если это позволяет нацкомпании худо-бедно сводить концы с концами, то на глобальные инвестиции финансовых ресурсов уже не остается. А они сегодня нужны.

Читайте также
"Политическая авария" или усталость металла?

Еще свежа в памяти авария на газопроводе "Союз" в Оренбургской области, случившаяся 23 февраля, в результате чего в Западный Казахстан прекратились поставки газа из России. Заморозки целого региона удалось избежать, благодаря оперативному переключению на компрессорных станциях газопровода "Средняя Азия-Центр", идущего по территории Казахстана. Как сообщила пресс-служба национального оператора, перенаправление газовых потоков позволило обеспечить "стабильную работу в Западно-Казахстанской области 28 газораспределительных станций, 2 газотурбинных электростанций и 1 теплоэнергетической станции, в Атырауской области 21 газораспределительных станции, 1 теплоэлектростанции и 1 газотурбинной электростанции. Таким образом была обеспечена бесперебойная подача товарного газа для всех категорий потребителей вышеуказанных областей страны".

Однако газовики бьют тревогу – построенная еще в советское время газотранспортная система работает на пределе своих технических возможностей. На сегодняшний день ее изношенность составляет 75%. Согласно нормативам безопасности, написанным, как часто говорят специалисты, кровью, максимальный нормативный срок эксплуатации магистрального газопровода и компрессорной станции составляет 50 лет. Сегодня более 21% магистральных газопроводов в Казахстане эксплуатируются больше 50 лет, еще 49% – от 40 до 50 лет, и лишь 10%, построенных в годы независимости – менее 30 лет.

Из 29 имеющихся компрессорных станций более полувека эксплуатируются пять, еще 9 – от 40 до 50 лет. В подземных хранилищах газа 520 скважин из 638 имеющихся прошли предельные сроки безопасной эксплуатации.

Читайте также
Кто старое помянет, тому газ вон

Если не начать незамедлительно реконструкцию и полную модернизацию выработавших нормативы объектов газовой инфраструктуры, то страну может ожидать череда техногенных катастроф. Согласно подсчетам специалистов, первый этап программы модернизации оценивается в 1,96 триллиона тенге. Таких свободных денег у нацкомпании, конечно же, нет. И выхода здесь два: либо привлекать кредитные ресурсы, проценты по которым лягут в тариф для потребителей. Либо прекратить (или, по крайней мере, уменьшить) субсидирование за счет экспорта внутреннего рынка, чтобы тариф на газ стал более-менее справедливым.

Рано или поздно придется выбирать. И лучше раньше.

P.S. Между тем, Служба коммуникаций Атырауской области сообщает, что во вторник, 2 марта, глава региона Махамбет ДОСМУХАМБЕТОВ провел "срочное заседание по вопросу сжиженного газа".

По словам заместителя руководителя областного управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Данияра МУКУШЕВА, в соответствии с планом Министерства энергетики, в феврале был направлен график о выделении области 4 600 тонн сжиженного нефтяного газа на март. Однако ТОО "Атырауский нефтеперерабатывающий завод" не в состоянии предоставить сжиженный газ из-за проводимых там ремонтных работ.

В связи с временным снижением производства сжиженного нефтяного газа в регионе, направлено письмо в Министерство энергетики для получения необходимого объема газа.

В настоящее время ведутся работы по закупке необходимых для марта месяца 4 500 тонн газа у других компании.

Фото: Корреспондент.net.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Почему госпрограммы в Казахстане не доживают до конца
К 2025 году национальные проекты снова уходят в «концепции»
Как Алматы лишил Алма-Ату еще одного памятника
Репортажи из прошлого
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Мечты казахстанцев о квадратных метрах «уходят» в область фантастики
Разбираемся к чему приведет повышение базовой ставки до 18%
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента