Пуск Кашагана: Казахстан вылетит в трубу?

8294 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Четверг, 06 Ноя 2014, 13:11

На кону доходы бюджета, рабочие места для казахстанцев и инвестиционный имидж страны

В одном из популярных советских фильмов уголовник, проигравший золотой зуб главного героя в карты и потому уговаривавший того расстаться с фиксой, говорил ему такие слова: это уже не твой зуб и даже не мой зуб, это уже их зуб, показывая в сторону тех сокамерников, кому в этой карточной игре повезло больше.

Так и национальное достояние страны – нефтегазовое месторождение Кашаган – несмотря на то, что оно разрабатывается консорциумом международных компаний под операторством NCOC, не перестает от этого быть нашим народным достоянием. Ведь на Кашаган сегодня завязано слишком многое: и пополнение Нацфонда, трансферты из которого составляют значительную часть доходов бюджета, и рабочие места для казахстанцев, и инвестиционный имидж страны.

Тем удивительнее прозвучало вчерашнее откровение первого вице-министра энергетики Узакбая КАРАБАЛИНА о том, что подрядчики Кашаганского консорциума уже закупили 45 километров труб из 200 необходимых для замены двух трубопроводов с искусственного острова добычи на перерабатывающий комплекс на суше.

Удивительно в первую очередь потому, что ведь консорциум до сих пор не дал обещанного ответа на вопрос: что же явилось причиной растрескивания двух 100-километровых трубопроводов прошлой осенью, буквально сразу после начала коммерческой добычи? Ошибки проектировщиков при составлении спецификации труб? Некачественная сварка стыков подрядчиком? Чья это вина и чья ответственность?

В конце сентября текущего года в Атырау на российско-казахстанском межгосударственном форуме «Инновации в углеводородной сфере» с участием президентов двух стран заместитель управляющего директора NCOC Жакып МАРАБАЕВ, отвечая на вопрос журналистов о причинах аварии на трубопроводах, сказал: «Причины растрескивания станут известны после завершения полного анализа, который сейчас ведется. До тех пор точных причин назвать никто не сможет». А уже спустя месяц, 5 ноября, Узакбай Карабалин заявляет: «На сегодняшний день подрядчики закупили порядка 45 километров труб - это они сделали на свой страх и риск, как говорится, потому что мы не утверждали его, но для ускорения предполагается закуп оставшихся у немецких и японских компаний, с которыми у участников этого консорциума есть свои договора по поставкам».

В связи с этим напрашиваются два предположения. Либо причина прошлогодней аварии, отодвинувшей начало добычи на Кашагане как минимум на два-три года, известна, но она настолько нелицеприятна, что правительство и подрядчики договорились ее не озвучивать. Либо инвесторы, не дожидаясь окончания полного анализа, готовы наступить на те же грабли и торопятся любой ценой возобновить добычу как можно раньше, ведь все расходы, которые они несут после 1 октября прошлого года, по условиям соглашения о разделе продукции, возмещаться им не будут.

Как говорит вице-министр, закупленные для Кашагана трубы будут завезены до конца первого квартала следующего года, чтобы к весне уже иметь возможность начать работы по замене трубопроводов.

Кстати, в нефтяных кругах упорно циркулируют слухи, что подрядчиком по ремонтно-восстановительным работам будут все те же компании, которые и укладывали этот злополучный треснувший газопровод.

Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Почему госпрограммы в Казахстане не доживают до конца
К 2025 году национальные проекты снова уходят в «концепции»
Как Алматы лишил Алма-Ату еще одного памятника
Репортажи из прошлого
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Метания правительства: реформа или откат к ручному управлению?
Экстренные меры по стабилизации экономики перечеркивают логику заявленных преобразований
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента