Близость Китая: что она сулила жителям Семиречья в XIX столетии

8108 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Суббота, 22 Июл 2023, 18:00

Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова

В XIX веке стремительно разрастающаяся Российская Империя сомкнулась с дряхлеющей Цинской державой на территориях современного Казахстана. Для обоих государств эти земли считались достаточно отдалёнными областями – "задворками", куда даже свежие вести доползали из столиц спустя недели после появления. Несмотря на всё это, дипломаты и военные лихорадочно "столбили" новые границы. Воздвигая пограничные вехи там, где их ранее никогда не видели.

Наши степи плюс китайское трудолюбие

Читайте также
Что под чадрой: от кого на самом деле прятали женщину на Востоке

А наиболее предприимчивые и прозорливые граждане тем временем напряжённо шевелили мозгами и кумекали, каким образом можно извлечь выгоды из новообретённого соседства. И бизнес-проекты не заставляли себя ждать.

Вскоре после появления укрепления Верного (в 1854 году) эти передовые умы начали всерьёз размышлять о перспективах развития этого растущего поселения "на западных границах Китая". Про то, чтобы создать тут "региональный финансовый центр" или "туристическую столицу", правда, тогда не помышляли даже самые дерзкие мыслители. А вот, например, про будущность текстильного производства в крае - разговаривали всерьёз.

"Никакие золотые прииски не дадут такого дохода, какой бы принесла здесь предприимчивому капиталисту хлопчато-бумажная мануфактура, – писал уже в 1859 году в газете "Санкт-Петербургские ведомости" "корреспондент из Верного". – Работников здесь не занимать стать; наши казаки и не прочь от промышленности; киргизы также скоро бы поняли всю выгоду труда… В будущем мы должны рассчитывать и на прилив китайского трудолюбивого населения в наши степи".

Проект правда так и остался прожектом. А все мануфактуры старой России так и остались в метрополии. В Верном же, как доподлинно известно, мощная текстильная промышленность появилась позже, когда он стал Алма-Атой 100 лет спустя, с появлением знаменитого АХБК, хлопчатобумажного гиганта, равного по масштабам которому в Союзе не существовало.

Читайте также
Как вода из Чу убила великого Пржевальского

А что до "китайского трудолюбивого населения" – то без него и нынче никакая текстильная промышленность в мире не мыслится. Правда, правила игры с тех пор поменялись кардинально, и никто не позволит нынче завозить из Китая тамошних работников и с их помощью возрождать собственное производство в Алматы. Да и на что оно нам, когда проще всё купить? У тех же китайцев.

Хлопковая горячка

К тому же и хлопок, как известно, в Семиречье так и не привился. Климат не тот. Как не привился и шёлк, разведением которого в Верном заботился в своё время неуёмный губернатор Герасим КОЛПАКОВСКИЙ.

Однако история с хлопком закончилась не сразу и имела своё продолжение. Связанное всё с тем же Китаем.

Ныне казахстанская общественность не на шутку озабочена тем, что китайцы на своей территории в один несчастный день выпьют до капли всю воду наших трансграничных рек, и реки попросту перестанут течь в нашу сторону. Что ж, несмотря на явный перифраз апокалиптического сюжета про зловредные народы "Гог и Магог", которые в "конце света" выпьют до дна озеро Геннисарет, повод для беспокойства есть. Чтобы понять это, достаточно хоть раз пересечь нашу госграницу и взглянуть на темпы жизни по ту сторону. Они удивят даже доку.

В связи с этим и вспоминается любопытная история столетней давности. Когда в 1912 году гидролог Е. Е. СКОРНЯКОВ изучал возможности орошения Илийской долины для нужд сельского хозяйства. Земли тут было много, но вот воды не хватало.

Читайте также
Худояр-хан: Куда девался последний властитель Кокандского ханства и при чём тут казахи

Первым источником, на который упал взгляд специалиста по орошению, был Чарын. Вернее, та его верхняя часть, которая называется Кегень. Для зарегулирования Чарына в горах предполагалось построить громадное водохранилище ёмкостью 160 млн кубических саженей воды. И оттуда уже по магистральным каналам и арыкам орошать пустоши в предгорьях.

(Интересно, что к идее перекрытия Чарына возвратились под конец советского периода, а ныне незавершившуюся стройку гидроэлектростанции закончил суверенный Казахстан. А для нужд мелиорации в 80-е годы прошлого века перегородили не Чарын, а соседний Чилик в районе Бартогая).

Но Чарына на орошение всей долины по планам Скорнякова всё равно не хватало, а потому недостающую воду он предлагал брать… в соседнем Синьцзяне. Где, как считалось в то время, никакой особой надобности в ней не было.

Любопытно, что разговаривать и договариваться по этому поводу с властями соседней Империи едва ли предполагалось. Своё предложение автор аргументировал весьма характерно для своего времени, в том числе следующим образом:

"Граница с Китаем очень слабо охраняется, вследствие чего переход из России в Китай и обратно совершается весьма легко".

Ну, а коли так – чего стесняться?

Пароходство на мели

Читайте также
Изнасилования, измены невесты и содомские грехи: что грозило казахам в старые времена

Ни одному крупному трансграничному проекту XIX века в Семиречье так и не суждено было реализоваться. Хотя случались и более состоятельные попытки. Например, Илийское пароходство, организованное в 80-е годы инженером Иваном КОЗЕЛЛ-ПАКЛЕВСКИМ и знаменитым уйгурским купцом (олигархом!) Вали Ахуном ЮЛДАШЕВЫМ.

Дело в том, что после возвращения Китаю оккупированного в течение десятилетия (1871-1881) Илийского края, возникла не только насущная потребность, но и экономическая перспективность в короткой связи Верного и Кульджи. В те годы, самым естественным путём, напрямую связывавшим города и народы, считали водный. Предполагалось, что между Кульджой и пристанью Илийска будут ходить настоящие пароходы. И возить туда дешёвый хлеб и другие продукты из Семиречья, а оттуда – каменный уголь для нужд края.

Первый пароход привезли в Семиречье из… Англии! В разобранном виде. Вот как описывал его один из самых увлечённых краеведов советского периода Николай Петрович ИВЛЕВ:

"Летом 1882 года начинается сборка корпуса и машин парохода. Корпус имел длину 56, ширину 10 и высоту 6 футов, грузоподъёмность 800 пудов, осадку с грузом 4 фута. Это была машина высокого давления с паровиком локомотивного типа… 14 марта 1883 года пароход был спущен на воду. Имя ему дано "Колпаковский" в знак благодарности верненскому губернатору за моральную и материальную поддержку Илийскому судоходству".

Несмотря на сложности фарватера, "Колпаковский" совершил в тот год несколько рейсов до Кульджи и даже спускался до Балхаша. Так что партнёры начали строить радужные планы по расширению предприятия. Собирались закладывать новые пароходы и специализированные пристани. Но…

Читайте также
"Казахская кровь" и "русское казачество"

Эйфория скоро рассеялась, предприятие оказалось убыточным, партнёры рассорились, Паклевского объявили банкротом, а "Колпаковского" бурей выбросило на мель, где он и ржавел на реке близ Илийска несколько десятилетий.

К идее Илийского судоходства и международного сообщения с Китаем по реке, правда, вернулись позже. Уже при советской власти. Но и тогда предприятие не увенчалось успехом. А потом…

А потом, в конце XX века в трансграничные процессы активно включился сам Китай.

Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Как в Казахстане искусственный интеллект «выбивает» налоги для бюджета
Без прозрачности госзакупок и госаудита цифровой пузырь может лопнуть
Индрик-зверь: Что известно о монстре, затмившем динозавров на территории Казахстана
Занимательная история от Андрея Михайлова
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
У кого пульт с кнопкой: цифровой тенге – благо или тотальный контроль?
Сможет ли государство обеспечить неприкосновенность критических данных
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента