Чарын и Кольсай без толпы туристов? Хотите увидеть?

6214 просмотров
1
Андрей МИХАЙЛОВ
Среда, 17 Авг 2022, 18:30

Репортажи из прошлого от Андрея Михайлова

То, что у Казахстана в принципе мало предпосылок для развития массового туризма – никого особо не волнует. А ведь всё это так несложно уразуметь, стоит лишь внимательно вглядеться в карту страны. И понять её природу – монотонную и однообразную в целом, но удивительным образом оживляемую крохотными оазисами и немногочисленными реликтовыми анклавами. Теми самыми, которыми всякие предприимчивые люди и пытаются ныне заманить непритязательного местного и искушённого зарубежного посетителя. Так уж повелось, если что-то приносит деньги, то про всякие "негативные влияния на окружающую среду" предпочитают громко не говорить. Дабы не спугнуть инвестора. Деньги ж это… Всему голова! А среда… Что среда, что пятница! Главное, чтобы приносила прибыль.

Яркий пример – судьба "осевых достопримечательностей", без которых немыслим ни один рекламный посыл и пост о прелестях туризма в Казахстане. Речь, про Чарынские каньоны и Кольсайские озёра. Уникальные природные объекты, ставшие банальными туристическими аттракционами. Нынешние поколения отдыхающих и не представляют, что совсем ещё недавно здесь не было ни людей, ни мусора. А была одна только первозданно-чистая природа, погружённая в первобытно-чарующую тишину.

Лет сорок назад для того, чтобы попасть в знаменитую Долину замков на Чарыне, нам приходилось на рейсовом автобусе доезжать до горного хребтика Торайгыр, а после часов пять переть с рюкзаками по голой степи, раскалённой летним солнцем. Про место это тогда знали единицы, а посещало его и того меньше. Профсоюзные экскурсии на Чарын вообще не возили. Точные топографические карты в СССР были засекречены. А про такое чудо прогресса, как всепроникающие "карты ГУГЛ" и подключённый к спутниковому "жэпээсу" гаджет, читали только в фантастических романах. И, несмотря на обилие отчаянных пешеходов, это до поры до времени хорошо сберегало и охраняло такие затерянные уголки от нашествия посетителей.

Мы тоже достигли заветного Каньона на с первой попытки. Первая, пройти берегом реки, успехом не увенчалась. Зато проникнув – прониклись. И начали добираться сюда каждый год. В течение той недели, что мы жили на берегу реки в тени природных изваяний, мы неизменно оставались в полном одиночестве – никто другой не тревожил чародейного молчания выветренных природой монстров. Дорога вниз, в Долину, была в те годы вообще недоступна для автотранспорта. Её, по существу, и не было, как не было и тропы. И поляна у реки встречала гостей сплошным саксаульником. А в глухих отщелках можно было нос к носу столкнуться с настоящим козлом-тэком.

Столь же вопиющими в пустыне были Кольсайские озёра. Куда я впервые попал в 1972-м, ещё школьником. Вместе с родителями и их друзьями мы шли на Иссык-Куль через перевал Сары-Булак. Самым сложным моментом маршрута в то время считалось, впрочем, преодолеть не перевал, а пройти через кордон перед первым озером. Дело в том, что сюда раз в несколько лет наведывался "сам товарищ КУНАЕВ!" - половить рыбу (для этого в Нижний Кольсай "специально была выпущена радужная форель из Севана" и проложена дорога). Однако с грозным егерем всегда можно было полюбовно договориться. Тем более что у наших старших спутников (физиков!) был в рюкзаках солидный запас чистого спирта, который щедро выдавался в лабораториях ИЯФа "для протирки аппаратуры" - очень сильный аргумент для решения бытовых проблем и конструктивного сотрудничества в те годы.

Зато свои палатки (после разрешения вопроса с егерем) можно было ставить там, где нравилось. Никаких чётких троп, особенно выше Второго озера, тогда также не существовало. Так что временами приходилось блуждать по бездорожью и шлёпать по наитию. По сумрачному еловому лесу, где лишь редкие кострища единственно и напоминали о том, что мы тут не первопроходцы.

Чтобы дополнить прелесть того маршрута полувековой давности, добавлю, что за пять дней неспешного движения до перевала (с днёвкой, рыбалкой и долгими бдениями у костра) нам повстречался только один человек. Тот самый егерь, догнавший нас на Втором озере. Причина была тривиальной – "пропускной спирт" у стража ущелья как-то быстро закончился, а душа настойчиво требовала продолжения банкета. Таким образом у нас, детей, появилась возможность "покататься на настоящей лошади", чего было немыслимо для пеших кольсайских туристов того времени.

…Всего этого больше уже не будет никогда. За прошедшее время не только Долина Замков и Кольсайские озёра, но и подавляющее большинство других природных памятников Казахстана начисто утратили свою магическую ауру и первородный смысл, превратившись в банальные объекты для культурно-массового времяпровождения казахстанцев (интурист, несмотря на ежегодно-бодрые отчёты чиновников, в изобилии так к нам и не попёр). Что, зная уровень отношения и привычные пристрастия земляков, может быть очень навязчивым и далёким от заповеданного смысла бескорыстного и тихого общения с Матерью-природой.

Меня, по крайней мере, больше туда не тянет. Благо, у меня про Чарын и Кольсай есть такие воспоминания, которые для нынешних поколений любителей природы (здесь – без кавычек, они, хотя много кричат в сетях, но погоды давно не делают, однако сохранились в Казахстане до сих пор) никогда больше не станут реальностью. И лучше уж мирно вспоминать былое, чем исходить желчью при виде того, во что всё превратилось.

Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР" и географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".

Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов. 

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

 

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Зинель 2022-08-18 17:20:16
0
Да мы ещё вначале 90х застали незагаженный Кольсай... А потом пошло поехало. С тех пор тоже не ездим туда.
Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
От реформы к катастрофе: как Академия Алтынсарина уничтожает фундамент образования
В Казахстане снова разгорелся скандал вокруг реформ школьного образования
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером