Чем простому человеку невыгоден "дешёвый" бензин

4564 просмотров
0
Алмас ЧУКИН
Понедельник, 06 Мар 2023, 13:45

Цена товара должна соответствовать затратам, а богатые должны платить больше, чтобы помогать тем, кому надо помогать, и не наоборот

Читайте также
АО "Казахстан": как сэкономить 2,6 трлн тенге на школах

Дешёвый популизм начинается с "дешёвых" товаров. Я поставил слово дешёвый в кавычки, потому что имею в виду товар продаваемый не по рыночной стоимости. Если на свободном рынке есть дешёвые и дорогие товары – никаких проблем.

Проблема начинается, когда государство начинает "создавать" дешёвый товар административными способами. Это, на самом деле, делается за счёт простого человека, и никак ему не выгодно. Давайте разберём простой товар – бензин.

Государство держит цену на АИ-92 в пределах 180 тенге за литр. Акциз на тонну бензина 38,134 тенге, таким образом в литре бензина 38 тенге акцизного налога, и где-то 16 тенге НДС. Таким образом, владелец бизнеса продаёт товар, бензин, по 180 - (38+16) = 126 тенге. В этой цене сидят все – нефтяники, транспортники, НПЗ, дистрибуция и розница, вместе с обычными налогами.

Давайте запомним эту цифру - 126 тенге за литр АИ-92 или примерно 30 центов за литр. Розничная цена сейчас около 180 тенге или 41 цент.

Читайте также
Визаран или money-run: когда пчёлы против мёда

На Западе США – страна с самым дешёвым бизнесом. В прошлом году при высоких ценах на нефть средняя цена составляла $1.04 за литр (3.95 за галлон в их единицах). Из этой цены:

– 60 центов за нефть (57%) (сырьё при средней цене за баррель в 2022 году $100);

– 19 центов НПЗ;

– 12 центов опт и розница;

– 13 центов налоги на бензин (акцизы).

В супер-нефтяном ОАЭ цена бензина в розницу 80 амер. центов (2.95 дирхама). В Саудовской Аравии литр стоит 62 цента.

А теперь объясните мне, каким образом у нас получается цена бензина в 2.5 раза меньше цены в США? В 2 раза дешевле ОАЭ и в 1.5 раза дешевле С.Аравии?

Ещё более интересный вопрос – как мы продаём бензин по 30 центов, если на его изготовление уходит нефти на 60 центов?

Наша розничная цена не покрывает даже мировой цены на нефть, из которой этот бензин делают. Как же это у нас получается?

Читайте также
Экономика России: диагноз неутешительный, идут необратимые процессы

А очень просто, КМГ и остальных нефтяников в разной степени заставляют по формуле "затраты/себестоимость плюс небольшая маржа" загружать Атырауский, Шымкентский и Павлодарский НПЗ. В результате, внутренняя цена на нефть, по которой нефть сдаётся на переработку на НПЗ, у нас иногда ниже мировой на 80%.

Куда же девается весь продукт? Производство было увеличено ценой больших затрат и составило в прошлом году – бензина 5 млн тонн в год, дизтоплива 5,3 млн тонн. А потребление - больше 5 млн тонн бензина и 5,8 млн тонн дизельного топлива. Дефицит перекрыли импортом из России и Беларуси, который продали в убыток себе.

Экспорт мы уже давно не осуществляем, но при цене в Узбекистане 81 цент, в Кыргызстане 60 центов и в РФ 62 цента, нетрудно догадаться, что он туда "утекает". Сколько? Никто не знает. Но на каждом углу его продают вдоль дороги в фляжках. При этом и бюджеты соседних стран несут потери, так как с контрабандного бензина ни акцизов, ни других налогов естественно никто в бюджет не платит.

Предположим, 20% нефтепродуктов уходит теневым экспортом. Это 1 млн тонн бензина и 1 млн тонн дизтоплива. Где-то 2 млн в пересчёте на нефть. Мы сейчас собираем примерно при цене 100 долларов за баррель около 50% от этой цифры в виде налогов. 2 млн тонн это где-то 14,5 млн баррелей. Таким образом, недополученный доход для бюджета составляет 725 млн долларов или 315 млрд тенге. Это чуть-чуть больше всего бюджета столицы. Или 150 школ. Или 300 км новых дорог. Или добавка в 140 тысяч тенге в год каждому пенсионеру страны (2,25 млн чел).

И это расчёт только в пересчёте на сырую нефть. А если бы мы хотя бы выровняли цены с соседями, то можно было бы и экспортировать бензин и дизель, и никакого дефицита в стране бы не было. Нефтяники, особенно отечественные, получили бы значительные стимулы разведывать и добывать больше нефти. Огромная коррупционная машина по контрабанде бензина исчезла бы, поскольку экономического смысла в этом больше не было бы. Непонятная схема по распределению "дешёвого" бензина по заправочным компаниям исчезла бы тоже. Появилось бы больше стимулов к экономному использованию топлива.

Читайте также
Антироссийские санкции: большие деньги потекли в Казахстан

Если бы вместо бездумного дотирования "всех", мы перешли к адресной помощи, тем кому надо помочь, дополнительные доходы от свободных цен на топливо позволили бы сделать много нужных вещей для народа. Можно было решить сделать эти ранее недополученные доходы целевыми – на бесплатные лекарства пенсионерам, на общественный транспорт, на улучшение дорог и т.д.

Сегодня гражданин на маленькой старой машине заправляет свои 50 литров и получает в виде дотации на бензин примерно 4000 тенге (если бы цена выровнялась с соседями, то литр АИ-92 был бы 260 тенге). Рядом другой заправляет "Крузак" на 100 литров, и его дотация - 8000 тенге на бак. Кто кому "помогает"? Бесплатных денег не бывает, если их где-то больше, значит где-то их меньше.

В мире много примеров катастрофических последствий такой экономической политики. Страны с дешёвым бензином – Нигерия, Иран, Венесуэла самые яркие образцы. Цена товара должна соответствовать затратам, а богатые должны платить больше, чтобы помогать тем, кому надо помогать, и не наоборот.

Источник: страница Алмаса Чукина в Facebook. Публикуется с разрешения автора.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Бигельды Габдуллин: «Мы все в одной лодке»
Президент ПЕН-клуба о деградации общества и страхе власти перед правдой
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Казахский язык спасут не деньги, а новая педагогическая философия
Почему миллиардные траты не повышают качество преподавания госязыка
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Казахстан на переезде: мегаполисы растут, регионы пустеют
Миграция стала зеркалом экономических и социальных перемен
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента