Гиг-экономика в опасности

3544 просмотров
0
Анатомия рынка
Четверг, 04 Мар 2021, 11:15

В Казахстане скандалов рабочих с агрегаторами не было, хоть и нет гарантий занятости, защищающих от самовольного увольнения

Лондонский суд обязал Uber считать водителей наемными рабочими. Теперь они смогут получать минимальную зарплату, отпускные и больничные. Решение распространяется только на 25 водителей-истцов, но на привилегии претендуют "десятки тысяч" подрядчиков.

Читайте также
Счастье и возраст: есть ли связь

В своем решении суд руководствовался следующими факторами:

  • Uber устанавливает стоимость поездки = диктует, сколько могут заработать водители
  • Запросы на поездки контролируются Uber, и компания может наказывать водителей за отказы
  • Uber следит за качеством работы водителей через систему рейтинга и отзывов клиентов и может прекратить сотрудничество с водителем.

Последствия для Uber

Компании предстоят крупные дополнительные расходы и полный пересмотр бизнес-модели. Для Uber решение суда может означать выплату компенсаций за несколько лет, а для гиг-экономики в Британии и за ее пределами - изменение правил.

Кроме того, в случае классификации компании как предоставляющей транспортные услуги Uber придется платить НДС (20%) со стоимости поездки и отчисления в размере 13,2% в нац.систему страхования. Пока гиг-экономика обходится правительству в 4 млрд фунтов потерянных налогов и взносов.

Дальнейшие действия

Uber может пойти по стопам компании по доставке грузов Hermes, которая в 2018 году тоже проиграла суд по статусу работников. После переговоров с профсоюзами, курьерам предложили статус "самозанятость +", который предоставляет отпускные (до 28 дней) и индивидуальные ставки, с минимальным заработком в 8,55 фунтов стерлингов в час в течение года (на 9% выше прожиточного минимума по стране).

Последствия для гиг-экономики

Читайте также
Какая недвижимость подешевела в Казахстане

Этот случай создает прецедент, согласно которому платформы гиг-экономики должны рассматривать тех, кто зарабатывает через их приложения, как работников, и предоставить им трудовые права. Проигрыш техгиганта развяжет язык профсоюзам и рабочим, недовольным условиями труда. Будут возбуждены новые дела против Uber, что, вероятно, приведет к изменению политики компании, чтобы избежать долгих судебных тяжб. Компании, которые применяют аналогичные бизнес-модели, могут столкнуться с судебными искам, или обновят методы работы, чтобы соответствовать правовым стандартам, в результате чего услуги могут подорожать.

В эту среду ЕС начал консультации с профсоюзами и работодателями для улучшения условий рабочих, которые могут привести к новым правилам в этом году. Уже сейчас правительство Испании работает над законом, который требует, чтобы платформы доставки еды официально нанимали курьеров.

24 февраля итальянская прокуратура оштрафовала Uber Eats, Glovo, Just Eat и Deliveroo на 733 миллиона евро за нарушение правил безопасности труда. Более 60 000 курьеров, работавших в 2017-2020 годах, должны получить временные контракты с фиксированной оплатой. Курьерам также должна быть предоставлены шлемы, перчатки, светоотражающие жилеты и медицинские маски для лица, а также корпоративные велосипеды или скутеры.

Казахстанские игроки

Агрегаторы переложили заботы о налогах и страховании на самих “фрилансеров”. Таксисты Яндекса оплачивают налоги путём регистрации в качестве ИП (освобожденных от налога до 2023 года), или же единого совокупного платежа в 1 МРП (2 525 тенге) каждый месяц. Курьеры Glovo также могут зарегистрироваться в качестве ИП, или же заключить договор гражданско-правового характера, отдавая 21% заработка. С этих денег компания будет оплачивать за них налоги: 10% индивидуальный подоходный налог, 10% пенсионные отчисления, 1% ОСМС. В отличие от других такси-агрегаторов, inDriver не является налоговым агентом водителей, поскольку цена поездки устанавливается пассажиром самостоятельно. Поэтому его водители должны самостоятельно исчислять и уплачивать налоги со своих доходов.

В Казахстане скандалов рабочих с агрегаторами не было, хоть и нет гарантий занятости, защищающих от самовольного увольнения. Тем не менее, государство не радует тот факт, что три миллиона трудоспособных граждан уклоняются от уплаты налогов. С другой стороны, нестандартная самозанятость является способом решения безработицы и стимулирует рост национальной экономики.

Гиг-экономика - система работы, когда сотрудников не нанимают в штат, а приглашают на конкретные проекты, где они в обозначенные сроки решают поставленные задачи. Модель гиг-экономики работает не только в узких сферах - ее можно адаптировать почти на все задачи и профессии.

Источник: Telegram-канал: @marketanatomy.

Фото из соцсетей.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Почему госпрограммы в Казахстане не доживают до конца
К 2025 году национальные проекты снова уходят в «концепции»
Как Алматы лишил Алма-Ату еще одного памятника
Репортажи из прошлого
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Метания правительства: реформа или откат к ручному управлению?
Экстренные меры по стабилизации экономики перечеркивают логику заявленных преобразований
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента