Инвестиции в Казахстане: долго, дорого, неэффективно

2949 просмотров
0
Байдильдинов. Нефть
Среда, 14 Фев 2024, 16:30

Предложения по Инвестиционному штабу

В Казахстане 19 марта 2021 г распоряжением премьер-министра №64-р был создан Совет по привлечению инвестиций (Инвестиционный штаб). В начале декабря 2023 г. наш глава государства Касым-Жомарт ТОКАЕВ подписал указ, который наделяет штаб особыми полномочиями.

Читайте также
Почему Дарига Назарбаева оказалась умнее Тимура Кулибаева

Возглавляет Инвестштаб первый заместитель премьер-министра Роман СКЛЯР, в него входят помощник президента, вице-министры всех министерств, управдиры ФНБ, "Байтерека" и др.

Есть два простых предложения по Инвестштабу  

1. "Ошибка выжившего".  

Наверное, знаете эту историю про Вторую Мировую войну. Британские ВВС несли большие потери в воздушных боях и от систем ПВО. Усилить броню всего самолета было невозможно из-за веса брони. Командование составило карту повреждений самолетов и поставило задачу повысить выживаемость техники в бою. Естественно, общее мнение было – усилить броню там, где было больше всего повреждений.

Нашелся один человек из штаба, который построил свою версию, исходя из предположения, что все остальные ошибаются (это хорошо показано на примере Израиля в замечательном фильме "Война миров Z", 10-ый эксперт). Он сказал: "Если все эти самолеты вернулись на базу с такими повреждениями, значит, они могут вернуться и в следующий раз, а нужно укреплять те места, где этих повреждений нет".   

Предположение, называемое сейчас "Ошибка выжившего", состояло в том, что для анализа известны лишь долетевшие самолеты, а те, которые получили серьезные повреждения, были сбиты и этих обломков в распоряжении нет. Значит, первоначальные данные для анализа были неполными.  

Читайте также
Каждый из 20 миллионов казахстанцев получает по 60 тысяч тенге в год от “Самрук-Казына”

Это также, как и миф про добрых дельфинов. Выжившие рассказывают, что дельфины спасали их в беде и выталкивали на берег. Но мы не знаем, скольким людям дельфины не помогли – ведь мы не знаем эту статистику и узнать ее не можем.

Предложение Инвестштабу простое: анализировать не только те проекты, которые "буксуют" в реализации, но и те, которые вообще реализуются не в Казахстане.

Поясню: все видели многочисленные видео и публикации, как какие-то заводы и фабрики строились не в РК, а в Узбекистане или других странах. Необходимо понять и проанализировать: почему они решили не заходить в Казахстан.   

Тогда у нас будет полная картина по инвестклимату. Дешевле рабочая сила? Давайте разрешим привлекать ее в РК. Логистика, налогообложение? Давайте работать над этим. Стране нужны инвестиции для стратегической задачи удвоения ВВП  

2. Второе тоже связано с анализом зарубежных проектов.  

Недавно мы были в Китае, рассматривали технологии для второго нефтегазохимического завода Группы Almex, попутно рассказывая китайским коллегам, какие проекты в этой сфере реализуются сейчас госкомпаниями РК. Встречались с несколькими компаниями. Знаете, что они говорили, когда мы озвучивали планируемые госкомпаниями объемы инвестиций? "Что-то дорого!" Думаю, мы часто слышим этот тезис и расчеты, что в РК слишком дорогие проекты. Я неоднократно сравнивал цифры зарубежных проектов.

Читайте также
В 2023 году правительство Казахстана поставило антирекорд за последние 6 лет по изъятиям из Нацфонда

Например, на проект Esentai Park, включающий ТРК Esentai Mall, бизнес-центр класса "А" Esentai Tower, отель The Ritz-Carlton и Esentai Apartments было потрачено… Та-дааааам: $1,5 млрд! Основная часть была профинансирована "Казкомом", когда он еще существовал (завершили весь проект в 2015 г.).

Вообще за $1,5 млрд построили знаете что? Бурдж Халифу! Самое высокое в мире здание, вот ссылка на Вики. Строили 6 лет, открыли в 2010 г. Конечно, можно сказать, что полтора ярда в 2004-2010 гг. и в 2008-2015 гг. несколько разные суммы с учетом долларовой инфляции, но не настолько ведь!?  

Сейчас в РК планируется к реализации завод по производству 1,25 млн тонн в год полиэтилена (КМГ, СИБУР) стоимостью $7,6 млрд, а по оценкам Forbes и российских изданий общая стоимость проекта с учетом инфраструктуры будет свыше $10 млрд.  

В казахстанском нефтегазовом экспертном сообществе отношение к проектам КМГ сами знаете какое: долго, дорого, неэффективно.

Предложение Инвестштабу простое: при начале госпроектов необходим реальный бенчмарк по capex’ам на тонну производственной мощности.

Это позволит в будущем избежать неэффективных госпроектов и коррупции при строительстве.

Думаю, эта идея может пригодиться в новом правительстве Олжаса БЕКТЕНОВА, ведь с коррупцией можно бороться пост-фактум, а можно сыграть и на опережение, недопустив траты госденег, которые в текущих условиях необходимо скурпулезно подсчитывать.

Фото: Zakon.kz.

Источник: Telegram-канал Олжаса Байдильдинова t.me/baidildinovoil. Публикуется с разрешения автора.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
МВД Казахстана закручивает пробки на рынке алкоголя
Что стоит за попыткой ужесточения продаж алкогольных напитков?
Индрик-зверь: Что известно о монстре, затмившем динозавров на территории Казахстана
Занимательная история от Андрея Михайлова
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Мечты казахстанцев о квадратных метрах «уходят» в область фантастики
Разбираемся к чему приведет повышение базовой ставки до 18%
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента