Как Алма-Ата "утёрла нос" Ташкенту, а Алматы выстрелил себе в голову

6847 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Среда, 30 Мар 2022, 18:30

Фоторепортажи из прошлого от Андрея Михайлова

Площадь Абая была одной из самых любимых алматинцами. А началось всё в 1960-м, когда здесь, на краю тогдашнего города, на пустыре, вырос на гранитном постаменте небывалый по размерам бронзовый памятник Абаю. Бронзовый Абай вознёсся выше бронзового Ленина (на площади Цветов) – и в этом вполне могли бы, при желании, найти элемент антисоветчины, если бы… Если бы не время – "хрущёвская оттепель", и не место – окраина города.

За бурливой Алматинкой начинались пасторали "сельской Алма-Аты", домики, сады, мельницы и лысый массив Кок-Тюбе, которую называли по старинке – Веригиной горой. На верхушке её не виднелось ещё ни одной постройки. А на самом пустыре функционировали базарчик и лавки, где торговали хлебом и керосином. Кроме мельниц, керосинной лавки и памятника Абаю, существовала ещё одна запомнившаяся с тех пор составляющая – Партшкола. Элитное учебное заведение полузакрытого типа (как, впрочем, и нынешний правопреемник) привлекало своей загадочной молчаливостью и нелепой башенкой с круглыми окошками на крыше.

Преображение пустыря в площадь началось в 1967-м (масштабная стройка приурочивалась к празднованию 50-летия Октябрьской Революции), когда, между прочим, был утёрт нос Ташкенту. В ответ на 23-этажную "Москву" на площади Чорсу у нас появилась 25-этажная гостиница "Казахстан" на площади Абая. Так, по крайней мере, гласила возникшая вскорости за первой казахстанской высоткой (102 метра!) городская легенда, бытующая доселе. (На самом деле ташкентский супостат появился пятью годами позже, но Узбекистан так и не смог превзойти "Казахстан".)

А к следующему общегосударственному юбилею (100-летию Ленина) рядом возникло ещё и здание светлого и радостного Дворца имени Ленина, до недавней "реставрации" удивительно согласованно сочетавшееся с гостиницей. Явление подобных вместилищ для массовых мероприятий было своеобразным трендом той эпохи. Но напрасно думать, что уделом Дворца были скучно-напыщенные советско-партийные собрания актива республики и праздничные концерты мастеров искусств. Его универсальную сцену отдавали для выступления, как своим (тут долгие годы пребывал, например, "Молодой балет Алма-Аты"), так и многочисленным гастролёрам (тут выступали и Высоцкий, и Пугачёва).

Между самой высокой гостиницей и самым вместительным залом в 1968 году на площади появился ещё "Арман". Современный, красивый и очень гармоничный двухзальный кинотеатр. (Последний из доживших до нашего времени могикан алма-атинских кинотеатров). Всё в нём пленяло неизбалованное изысками воображение советских киноманов – просторный холл с садиком посередине, декор стен, выложенных булыжниками, буфеты, два зала – "Синий" и "Красный" и… Репертуар, разумеется.

И ещё одно знаковое (и скромное!) здание возникло на площади Абая одновременно с гостиницей - в 1967 году тут появился терминал канатной дороги на Кок-Тюбе. Появился и тут же вызвал небывалый ажиотаж среди падких на всё новое горожан того времени. Очереди желающих прокатиться туда-обратно в выходные тянулись чуть ли не от памятника Абаю! Два вагончика, на 25 человек каждый, сновали навстречу друг другу с интервалом в 7-8 минут. Потом ажиотаж спал, но старая "канатка" всё равно оставалась популярной среди горожан и гостей, до самых тех времён, пока цену на неё не вздули выше разумного предела.

Значение площади Абая для алматинцев не ограничивалась образцовыми архитектурными достоинствами. Горожане любили её за мирную ауру и приходили сюда "просто так". Посидеть у фонтанов, встретиться друг с другом и … полюбоваться горами. Именно отсюда когда-то открывался один из самых чарующих видов на Заилийский Алатау. Особенно завораживали взор золотистые весенне-летние вечера. Когда в городе солнце уже скрывалось за горизонт, а там, сверху, снежные вершины продолжали купаться в его лучах, отбрасывая вниз тёплый животворящий свет. Продлевая сумерки и даря горожанам лишний повод для тихих восторгов и скромной гордости за то место, где им сподобило родиться и жить.

О бездарной и бездумной утере городом одного из самый ярких алма-атинских ансамблей – площади Абая – можно нынче только вздыхать. Современная застройка площади, начисто перекрывшая великолепную панораму гор – граничит с градостроительным преступлением. Представший взору после капитальной "евро-реставрации" Дворец Республики, болезненно-синюшный и покоцанный, ещё один смачный плевок в сторону авторов гармоничного и гуманного архитектурного решения эпохи Кунаева (отмеченного, кстати, престижными всесоюзными премиями). Остаётся порадоваться за гостиницу "Казахстан", высотность которой пока что спасает её от всяких "реставраторов" и "реформаторов".

Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР" и географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".

Иллюстрации: издания 1960-х.

Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов. 

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
От реформы к катастрофе: как Академия Алтынсарина уничтожает фундамент образования
В Казахстане снова разгорелся скандал вокруг реформ школьного образования
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером