Мурын-жырау: для чего старый зергер с Мангышлака в разгар войны понадобился Сатпаеву

5288 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Воскресенье, 28 Авг 2022, 18:00

Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова

Мы говорим о Мангышлаке и подразумеваем Тараса ШЕВЧЕНКО, волею судьбы проведшего здесь печальное десятилетие своей узнической жизни. Имя Кобзаря носили тут в советские времена два города (из трёх имевшихся в области!). И нигде, кроме Украины, культ Шевченко не был столь развит, как в этих пустынных местах восточного Прикаспия. А между тем, в тени великого украинца померкло немало достойных сынов Казахстана. О которых даже казахи, живущие за пределами региона, не скажут ничего определённого.

Один из таких – жырау Мурын СЕНГЕРБЕКУЛЫ. Лично я узнал про этого замечательного человека, наткнувшись в старой подшивке журнала "Вокруг света" (за 1948 год) на очерк Сабита МУКАНОВА "Форт Шевченко". "Пришёл сюда и известный мурун-жирау (сказитель) Сенгербаев. Ему 92 года. Он безбородый, но зрение, слух и зубы у него сохранились полностью. Несмотря на свои преклонные годы, он ещё свеж и бодр. Он из рода адай. Несколько лет назад сотрудники Казахского филиала Академии наук СССР в Алма-Ате записали из уст мурун-жирау Сенгербаева более сорока тысяч строк эпических поэм, былин и народных сказов… Он пел нам о том, что видел за свои девяносто два года жизни. Не было конца и края содержательным и волнующим его песням".

Я неоднократно писал о том, что места, подобные Мангышлаку, имеют все основания считаться классическими "ловушками времени", своеобразными географическими тупиками, где свято сберегалось всё, что только сюда попадало. Потому-то наличие тут ещё и своего Сказителя, в эпической памяти которого сохранилось то, что было забыто и утеряно в других местах – весьма показательно.

Как тут не вспомнить чудесного приобретения русских фольклористов XIX века на Севере - в Обонежье, Мезени, на Кижах? Где в таких же заповедных краях совершенно нечаянно были обнаружены живые носители устной традиции русских былин, благодаря которым мы знаем сегодня про славных богатырей - Илью Муромца, Святогора, Микулу и многих других героев самых ветхих русских сказаний.

Самого жырау, конечно, давно нет в живых, но каково же было моё удовольствие, когда в современном Форте-Шевченко обнаружился его дом-музей, с любовью сохраняемый потомками, осознающими важность и уникальность личности предка, являющегося своеобразным хранителем и ретранслятором духовных реминисценций прошлого. Правда, оказалось, что Муканов (а может быть, его переводчик) несколько напутал с фамилией. Мурын Сенгербекулы, действительно проживший почти сто лет (родился в 1859, а умер в 1954-м), был известен в Форте не только как исполнитель, но ещё и как кузнец-зергер. Потому тут, в маленьком "типовом" домике, значительную часть занимает кузница с печью, горном, тиглями, наковальней и полным набором необходимых инструментов.

То, что в лице Мурын жырау сочетался в одном лице кузнец и поэт, придаёт его личности особую пикантность. Ореол таинства, окружавший кузнецов в традиционных культурах всех народов, в глазах окружавших лишь усиливал его физическую силу оккультными способностями. Случайно ли именно кузнец хранил в своей памяти то, что было утрачено и забыто всеми окружающими?

Любопытно, что акт приёма-передачи устных сокровищ на вечное хранение в письменном виде происходил в самый трудный для страны год – 1942-й. В то время, когда всё и вся работали для фронта, в Алма-Ате в течение многих месяцев, каждодневно, с утра до ночи, несколько профессиональных поэтов записывали то, что пел специально приглашённый в столицу мангышлакский сказитель. Остервенелый враг напирал на Волгу, и исход битвы за Сталинград ещё не был предрешён, а в переполненной эвакуированными Алма-Ате не смолкал дрожащий голос старого певца, повествовавшего о подвигах героев прошлого. И это было своеобразным вкладом в Победу.

Говорят, что инициатива записи исходила лично от Каныша САТПАЕВА, который хорошо осознавал возраст жырау и понимал, что промедление могло быть буквально смерти подобно. Рассуждать о какой-то несвоевременности, когда речь шла о последнем живом носителе древнего эпоса, не приходилось. Говорят, что длительность "звучания" одной поэмы составляла больше недели! Так что никакие технические средства звукозаписи тех лет с таким объёмом информации справиться попросту не могли.

Другой знаменитый деятель эпохи - Мухтар АУЭЗОВ - с гордостью резюмировал в июне 46-го: "Необычайным событием для любителей-ценителей казахского фольклора – явилось недавнее исполнение престарелым сказителем-эпиком с берегов Каспия Муруном 35 героических поэм из его знаменитого цикла "О сорока степных богатырях" …Вместе с ещё одним патриархом песенного искусства казахов, Джамбулом ДЖАБАЕВЫМ, Мурын Сергенбекулы может по праву считаться "живым голосом веков". Известно, что его популярность у слушателей вела начало от 70-х годов XIX века!

Андрей Михайлов - писатель, автор географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".

Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов. 

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
От реформы к катастрофе: как Академия Алтынсарина уничтожает фундамент образования
В Казахстане снова разгорелся скандал вокруг реформ школьного образования
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером