Очередной взрыв газовых баллонов и провал госрегулирования сжиженного газа

24970 просмотров
0
Байдильдинов. Нефть
Вторник, 22 Окт 2024, 16:00

То, что сейчас происходит в сфере регулирования и оборота СУГ, вряд ли можно назвать порядком

В Астане вчера сгорел грузовик с газовыми баллонами, часть которых взорвалась. Повреждены 3 автомобиля.

С 2019 года пишу и говорю о необходимости ужесточения требований к ГБО и наведении порядка в сфере СУГ (сжиженного углеводородного газа).

Недавно уважаемый нефтяник, госдеятель, депутат Парламента Бактыкожа ИЗМУХАМБЕТОВ говорил о необходимости возрождения газовых инспекций.

Читайте также
Что не так с "наездом" на Кулибаева

То, что сейчас происходит в сфере регулирования и оборота СУГ, вряд ли можно назвать порядком. К примеру, сжиженный газ для авто регулируется государством, и в Астане предельная цена составляет 84 тенге (₽16,8, $0,17). Но если вы покупаете газ для приготовления еды (баллоны) или для отопления – то эта цена не регулируется вовсе.

Я в начале осени заправлял газгольдер по цене 130 тенге за литр (на 55% дороже автогаза), сейчас цена доходит до 140 тенге – если вообще найдете, так как дефицит. Госрегулирование не обращает внимания на эти секторы, что неудивительно – они ведь не митинговали.

Газовые баллоны периодически взрываются и в грузовиках, которые их перевозят, и в кафе, где готовят еду, и в авто (ГБО).

Газовые заправки стоят прямо вдоль дорог, заправляя машины в опасной близости от проезжающих мимо – ведь эти емкости не под землей, а просто стоят на необорудованной поверхности.

Если вы не хотите мучиться с углем и хотите автономное газовое отопление, но не хотите или не можете купить дорогостоящий газгольдер (я покупал на 5000 литров за почти 3 млн тенге – ₽600 тыс, $6,3 тыс), то можете сэкономить, купив “переносной” прицеп.

Я был удивлен, когда мне об этом рассказали, и еще больше – когда увидел. Помните такой прицеп-цистерну “Квас”? Вот примерно такая же штука. Стоит меньше 1 млн тенге. Вы цепляете ее к машине и едете на какую-то заправку, где ее заправят ночью.

Полагаю, по законам и нормативам заправка таких емкостей запрещена, однако кто это контролирует? На заправке, увидев такую емкость, сразу подумают – это не автогаз, следовательно, можно заработать больше.

По какой цене вам продадут – это уже предмет торга. Наверное, на 15–20 тенге дороже. Вот вам и теневая прибыль, и отсутствие налогов, и почва для коррупции в распределении СУГ.

Я писал записки Министру энергетики, будучи внештатным советником, где описывал, что в Астану и на северо-восток РК, судя по объемам, поступал сжиженный газ с Запада РК.

К примеру, сейчас в Мангистауской области предельная розничная цена на СУГ составляет 59 тенге. В Астане сейчас СУГ для отопления – 140 тенге (почти в 2,5 раза дороже). Перевозка СУГ внутри РК не запрещена, более того – вряд ли вообще есть официальные данные о частных перевозках.

Читайте также
Почему разница в цене на Аи-92 и Аи-95 такая огромная

Получая СУГ на Западе РК даже по розничным ценам (а оптовые еще ниже), можно спокойно поставлять его в регионы с более высокими ценами.

Представьте мое “удивление”, когда я увидел такой прицеп на дороге – сразу вспомнил все части “Пункта назначения”. Это не просто опасно для окружающих – это крайне опасно. Около 600 л взрывоопасного сжатого газа, который при ДТП или других ЧП может просто разнести окружающие машины сильнее, чем в любом блокбастере.

Знаете, в чем основное отличие нефти и нефтепродуктов от газа? Бензин и дизель сначала горят, а потом взрываются, а газ – сначала взрывается, а потом горит.

Также отмечу, что в январе 2022 г. я покупал СУГ для отопления по 120–130 тенге. Через 2 года госрегулирования цены стали выше, чем тогда, дефицит возрос (МЭ оценивает в 25%), рост цен неизбежен, а КМГ новый завод так и не построил.

Каков итог госрегулирования?

Надеюсь, правительство сделает правильные выводы: не нужно идти на поводу соцповестки и ура-патриотов, товары должны стоить столько, сколько за них готов платить рынок, иначе это путь к коррупции, дефициту и искажению экономики.

Фото: соцсети.

Источник: Telegram-канал Олжаса Байдильдинова t.me/baidildinovoil. Публикуется с разрешения автора.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Исторические претензии и внешнее воздействие – главные препятствия в интеграции стран Центральной Азии
Максим Крамаренко: Говорить о реальном политико-экономическом единстве региона пока рано
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Микробизнес под микроскопом – государство изучает, но не помогает
Казахстанские ИПшники выживают вопреки системе, придуманной вроде как для них
Как Алматы лишил Алма-Ату еще одного памятника
Репортажи из прошлого
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Стабильность ЕНПФ ценой потерь вкладчиков
Пенсионные накопления растут, но почти половина денег по-прежнему работает в минус
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента