Операция «сабурбизация» и трамвай «Желание»

2645 просмотров
0
Тимур СЕЙТМУРАТОВ
Суббота, 24 Мар 2018, 19:00

Развитие пригородов решает острейший жилищный вопрос и тем самым снимает один из основных социальных вызовов урбанизации

На снимке: новый трамвай в Вашингтоне.

Читайте предыдущую статью Тимура СЕЙТМУРАТОВА «И в век сплошного интернета не обойтись без туалета».

Чужой опыт не обязательно должен служить примером для дублирования. У всех ведь своя жизнь. Однако порой сложно отделаться от ощущения, что Казахстан в определённой степени повторяет путь, который во многих странах пройден несколько раньше. И в этом, в общем-то, нет ничего плохого. Вопрос лишь в одном: насколько необходимо наступать на грабли, уже некогда больно ударившие других? Не прагматичнее ли, с учетом чужых проб и ошибок, перейти сразу к позитивной фазе развития?

Читайте также
Не пугайте интуриста стальным голосом чекиста

Как стёрли грань между городом и деревней

Возьмем, к примеру, процесс урбанизации, который проявляется в Казахстане стремительно нарастающими темпами. Массовая миграции сельского населения в большие города - часть глобальной истории, через которую прошли многие государства. Кто-то более или менее успешно, кто-то не очень.

США с этой проблемой, можно сказать, справились лучше многих. Нет, конечно, остановить урбанизацию, переломить объективный тренд, не удавалось, наверное, еще никому. Подтянуть бытовой комфорт в сельской местности до городского уровня - задача архисложная. Даже для государств, где жизнь управляется и приводится в движение командно-административными методами. Окончательно стереть грань между городом и деревней в своё время обещал ещё Никита ХРУЩЁВ. Но обещание, как мы знаем, так и осталось обещанием.

Американцам же, целенаправленно эксплуатирующим материалистичное желание любого человека иметь собственное жильё, острые углы стихийной урбанизации удалось сгладить, запустив процесс встречной сабурбизации (от англ. suburb - пригород).

Сабурбия - это обширные, растянувшиеся на многие мили «деревенские» пригороды американских городов. Для решения в том числе и проблемы переполненных, задыхающихся в автомобильных пробках городов при президенте ЭЙЗЕНХАУЭРЕ была построена знаменитая сеть скоростных многополосных магистралей (хайвеев).

Благодаря хайвеям американцы получили быстрый инфраструктурный доступ из городов в пригороды и обратно. Транспортная отдушина стала стимулом для массового спроса горожан на жильё в загородной зоне. Спрос, как и положено в рыночных условиях, моментально породил предложение - на пустующие территории пришли застройщики. Более дешёвая, в сравнении с городом, земля позволила застройку сделать доступной по цене для массового потребителя. Таким образом, Америка решила для подавляющей части своего населения острейший жилищный вопрос и сняла один из основных социальных вызовов урбанизации.

Казахстан - страна с громадной территорией. Вокруг главных казахстанских городов - уходящие за горизонт свободные пространства. А вместо их освоения, вместо «выдвижения» городской инфраструктуры в этом направлении, города продолжают страдать типичной болезнью начальной урбанизации - центростремительным притяжением, засасывая в городские кварталы тысячи новых приезжих.

Ухоженные улицы и скверы, обустроенная и налакированная урбанистическая привлекательность центральных районов, на фоне привычной унылой серости так называемых окраин, служит очень мощным социальным раздражителем. Сабурбизация в Америке сняла в первую очередь именно эту проблему. Жить в американском пригороде не только престижно, но и не менее комфортно, чем в городе. Особенно людям семейным с детьми. Магазины, рестораны, кинотеатры, разнообразная спортивная инфраструктура, хорошие государственные школы, по сути, стёрли ту самую пресловутую грань между городом и деревней.

Читайте также
"Золотой квадрат", или Сказки о равенстве

В карете прошлого далеко уехали

Поделиться хотел ещё одним «открытием». На днях заехав в некогда заброшенный, а сейчас бурно развивающийся отдалённый район столицы США, неожиданно для себя наткнулся на новенький трамвай, шустро бегущий по городским улицам. Надо сказать, что электрические трамваи в округе Колумбия существовали с 1862 года. Но потом, во второй половине XX столетия, столичные власти решили, что трамвай - это пережиток ушедшей эпохи. И в 1962 было принято решение трамвайный транспорт «пустить под нож», а трамвайные пути сдать на металлолом. Ничего вам не напоминает? Вот и мне тоже.

Однако теперь американская столица полна решимости трамвайное сообщение в городе возродить и уже проинвестировала 45 миллионов долларов из запланированных 320. Показательно, что, попутно с Washington DC, трамвайный транспорт создаётся с нуля либо возрождается вновь в 12 крупных агломерациях США. Ещё 5 мегаполисов, включая Нью-Йорк, скрупулезно изучают опыт и готовят проекты.

Мотивация очевидна. Прежде всего, это экологическая обстановка. Она для многих городских властей стала сегодня категорией экономической. Люди массово бегут из городов с плохой окружающей средой и переезжают в города с хорошей. А новые люди для любого мегаполиса - это новые налоги, растущий рынок, бурное строительство. Словом, богатство и процветание. Разве кто-то из городских мэров от такого откажется?

Во-вторых, как показывает продолжительный опыт американского города Портленд, штат Орегон, где давно функционирует одна из самых продвинутых в США систем трамвайных перевозок, трамваи в итоге оказались более экономически эффективны, нежели автобусы. А американские городские менеджеры доллары считать умеют. Поэтому, посчитав, трамваи решили возрождать. В общем, всё новое, как говорится, это хорошо забытое старое. Вроде бы отжившие свой век трамваи сегодня снова считаются признаком прогресса и новизны.

Читайте также
Клинтон, рэкет и уран засветили Казахстан

Возможности соответствуют желаниям

Под трамвайную тему невольно вспомнил классику американского кинематографа - фильм «Трамвай «Желание». Помните, там героиня в исполнении Вивьен ЛИ живёт надеждой на красивую жизнь.

Желание жить в красивом, уютном, доступном по деньгам доме, дышать чистым воздухом и пользоваться при этом всеми благами цивилизации естественно для любого человека. Не будь у нас желания улучшать свою жизнь, человечество до сих пор довольствовалось бы пещерным существованием.

Для героини фильма «Трамвай «Желание» возможность изменить свою жизнь к лучшему было, увы, недостижимо. В отличие от Казахстана, где возможности вполне могут соответствовать желаниям. По моему скромному разумению.

 

Источник: страница Тимура СЕЙТМУРАТОВА в Facebook. Публикуется с разрешения автора.

 

Фото: washington.org.

Комментарии отключены!

Но вы можете оставить свой комментарий и почитать мнения других читателей об этой публикации на нашей странице в Facebook.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




российский предприниматель
Казахстан может сотрудничать с Китаем и Россией. У него нет вариантов, он обязан лавировать между ними.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
Бывший вице-министр пытается получить контроль над нефтеперерабатывающим заводом в Актобе
Как человек из команды Карима Масимова препятствует нормальной работе перспективного предприятия
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Кто из казахстанцев сможет получить скидку на газ?
Никакие документы на жильё или его аренду никому предоставлять не нужно
Узкий коридор. Бумажный Левиафан
Казахстан обладает многими чертами Бумажного Левиафана, который катастрофичен для экономического процветания
Китайская улыбка для “Его Превосходительства“
Как победить армию соперника благодаря разного рода уловкам и обманам
Алма-атинские свадьбы советского времени: весело, пьяно и… Дёшево?
Фоторепортаж из прошлого от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Про память
И про тех, кто её ищет и сохраняет
Поклонников Астана Опера ждёт комическая опера с петухом и ослом
Ностальгию испытают все зрители то ли оперы, то ли мюзикла "Айсулу" благодаря песне "Әйтеуір сол қыз бір сұлу"
Углеродная "реконкиста": корпорации пересматривают свои "зелёные планы"
А Китай продолжает своё Великое зелёное наступление
Организаторы производства мефедрона убили свидетеля, через которого вербовали сбытчика наркотика
Студент-стоматолог и работник школы производили мефедрон в гараже, как сказано в обвинении. Зелье приносило им миллионы. Но всё испортил нелепый случай
Спортивный скандал сотрясает ВКО
Управление физической культуры и спорта судится с поставщиками времён Даниала Ахметова
В Караганде прошёл митинг против убийства бездомных животных
Люди считают, что закон не должен поощрять насилие и безответственность
Почему в новой школе на детей обрушилась штукатурка, выясняют в Петропавловске
Создана комиссия из представителей ДЧС, ГАСК, отдела строительства и родителей
В Жетысу массово штрафуют нерадивых владельцев скота
Их призывают чипировать своё поголовье
Сколько тратит АО "Озенмунайгаз" на аутстаффинг и аутсорсинг
В отличие от договора ЧУ "Samruk Business Academy" на аренду секретарши, соглашения с частными аутстафферами детализированы вплоть до реальной зарплаты
Air Astana решила взыскать с пассажира 9,5 млн тенге
Пассажир так торопился выйти из самолета, что вскрыл аварийный выход
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.