Почему Казахстан импортирует сварщиков

6084 просмотров
0
Ярослав Разумов
Вторник, 25 Фев 2025, 14:00

В Казахстане 40% от всего числа выпускников учебных заведений работают не по своей специальности

Один из парадоксов казахстанского рынка труда: на фоне стабильного демографического роста целый ряд отраслей экономики испытывают хронический дефицит кадров. При том, что по ряду этих отраслей в стране есть немало образовательных учреждений, которые не пустуют. Масштаб и многофакторность этой проблемы можно проиллюстрировать таким фактом: численность казахстанцев, занятых на рынке труда, но работающих не по специальности, по итогам прошлого года приблизилась к двум миллионам человек. Это 40% от всего числа выпускников учебных заведений. Напрасно потраченные государством и гражданами деньги и время, дефицит рабочих рук и мозгов в экономике, личные разочарования…

Эту проблему Ratel.kz обсудил с известным казахстанским экспертом, директором "Центра довузовской подготовки "Kazan Education"" Мариной Павловной САБИТОВОЙ.

- Марина Павловна, 40% - это очень немало, но все же, насколько серьезна эта цифра с точки зрения интересов государства? Может быть, в современном обществе и экономике такой уровень – естественен?

- Нет, конечно. Тем более что у этого показателя растущая динамика: за пять лет цифра увеличилась более чем на 25%. Это настораживающая статистика. Теоретически можно было бы подумать, что это - результат общего увеличения рынка труда, но дело не в этом. Мы наблюдаем проблему несоответствия профессионального образования и потребностей рынка труда. Есть еще один аспект, не выражаемый очевидной статистикой, это явление, которое социологи обозначают термином "тихое увольнение", когда люди работают согласно выбранной ими в свое время специальности, но недовольны этим и готовы уволиться и поменять сферу деятельности. Можно предполагать, что у нас оно тоже достаточно широко распространено.

Читайте также
Казахстанский транзит = геополитическая конъюнктура минус стареющий водитель

- Что, какие причины лежат в основе этого? Понятно, что всегда есть риск после школы выбрать не то направление, которое потом разочарует или окажется слишком сложным, но это не объясняет такой массовости, что есть у нас.

- Дело не только в не оправдывающемся на практике решении выбора "куда пойти учиться?" после школы. Хотя у нас и здесь очень высокий уровень проблемы: каждый второй школьник не знает, кем он хочет быть, где учиться после школы. Остроту проблемы показывает то, что это свойственно и многим взрослым, могу говорить об этом на основе собственного десятилетнего опыта руководства центром "Kazan Education". Родители к нам приводят детей с целью помочь им сориентироваться в выборе профессии и спрашивают: "А можно ли и мне пройти профориентацию? То, чем я занимаюсь, меня категорически не устраивает". И студенты, которые хотят отчислиться из вузов и начать все заново, тоже нередко обращаются.

Проблема в том, что в Казахстане нет в общегосударственном масштабе системы профориентации. А если она отсутствует или неэффективна, то такие проблемы неизбежны.

- А какой она должна быть? Есть в мире примеры, на которые можно смотреть?

- Во-первых, безусловно, система должна работать в тесной взаимосвязи с государственными структурами. Во-вторых, профориентация должна вестись системно и длительно, лучше, если на протяжении всего периода школьного обучения. Например, в школах Франции с самых младших классов ведется наблюдение за учениками, их талантами, склонностями, способностями…

- А если у кого-то нет ни талантов, ни способностей?

- Совсем неспособных ни к чему детей не бывает, важен "ключ" к личности. Нужно уметь его подобрать. Мотивация, желание, стремление к будущей профессии могут совершать чудеса. У меня на глазах происходило много личных историй. Я видела мальчика, который из талгарской школы, из очень простой семьи, поступил в московский Физтех! Полетел в Москву на самолете первый раз в жизни.

Читайте также
Эксперт: Существующая модель юридического образования лишена поступательного развития

Возвращаясь к французскому опыту: все собранные сведения фиксируются, передаются в старшую школу, когда ученик переходит туда, и к моменту выпуска специалисты по отбору – есть такая специальность и кадровая позиция во французской системе образования – знакомят его с наиболее востребованными на рынке специальностями, с компетенциями, к которыми, по их мнению, он имеет склонность. Дают советы, в каких сферах стоит акцентировать внимание, чтобы выбор профессии был правильным и был именно его выбором. Кроме того, во Франции есть специализированные центры профессиональной ориентации под патронажем министерства труда. В них могут обращаться родители подростков или сами школьники, если у них с выбором профессии возникают трудности. Работают эти центры исходя из текущих потребностей рынка.

Это то, чего нет у нас в Казахстане, у нас ситуация констатируется постфактум. Например, в прошлом году была высокая потребность в учителях средних классов по естественным наукам…

- Совсем недавно заявили о дефиците преподавателей математики, что вполне ожидаемо…

- Да, но нет анализа, долго ли это сохранится, будет ли усиливаться? Как использовать такую информацию для перспективного ориентирования?

Среди специалистов распространено мнение, что идеальная система профориентации действует в Японии, где корпорации выделяют специальных сотрудников – наблюдать за поведением детей в детских садах, буквально с песочницы выявлять тех из них, кто обладает лидерскими качествами. Там используют методику профориентации, не имеющую аналогов, называется она "Методика "трех китов" и основана на самоанализе, специализации и на профессиональных пробах. Когда ученик достигает седьмого класса, ему предоставляют возможность попробовать себя в шестнадцати профессиональных сферах, после чего сами ученики и психологи проводят индивидуальный анализ. В итоге для каждого школьника разрабатывается индивидуальный план обучения, который будет его "вести" в направлении потенциальной специальности. Получается одновременно и психологическая помощь ученику в важном вопросе, и эффективная практико-ориентированная профориентация. В Германии такая работа проводится с помощью тестирования и интервью, полученные данные заносятся в специальный журнал, где есть также сведения о положении семьи, о наклонностях ребенка, о хобби. Получается информативный социальный потрет личности. Такой подход дает возможность педагогам и психологам выбрать профиль специализированного обучения после окончания школы, вплоть до того, что довести человека до конкретного рабочего места. В Канаде в любом государственном и почти во всех частных вузах есть специализированные центры, которые призваны помочь молодым людям сделать правильный выбор через систему тестирования, семинарских занятий, курсов. И во всех этих странах есть производственные практики и стажировки.

Читайте также
Гаджет, Черчилль и наши дети

Все такие примеры показывают, что профориентация - это всегда связь школы, вузов и государства, и это обязательно пролонгированный процесс, это всегда в динамике.

- Но если есть такой широкий набор практик, может быть, проанализировать, какая из них наиболее потенциально близка нам, и внедрять?

- Механический перенос чужого опыта не сработает, тем более что мы не готовы к этому. В тех странах, что я назвала, профориентация идет от индивидуальности человека, она направлена на максимальное выявление его природных склонностей. То есть определить, что дано ребенку от природы и воспитания, к чему он более склонен: работа руками или головой, или к творчеству, или к коммуникационной сфере. А в нашем обществе эта "пирамида" как бы перевернута, у нас то, что дано, подтягивают к тому, что приносит деньги.

- А потенциальные работодатели должны участвовать в процессе профориентации?

- Безусловно, и такие практики в мире есть. Например, институт так называемого целевого набора, когда компании оплачивают обучение студентов с последующим трудоустройством. У нашего центра был такой опыт: мы постоянно сотрудничаем с вузами Казани, где традиционно сильное нефтегазовое образование, и некоторое время назад мы работали по такому принципу с компаниями из Кызылординской области через ее акимат. Сейчас, насколько я понимаю, эта практика сошла на нет, к сожалению. Если говорить о зарубежном опыте, то там это очень широко распространено. Хотя у нас в сфере частного бизнеса такие примеры тоже есть.

К сожалению, в Казахстане по-прежнему сохраняется тенденция, сложившаяся еще в первые постсоветские годы – много выпускников школ идут учиться на юристов и экономистов. Из соображений престижа! Хотя востребованы на рынке рабочие специальности, учителя начальных классов, преподаватели среднего звена по естественно-математическим наукам, медсестры. Такие профессии не только гарантируют быстрое трудоустройство, но нередко, при хорошей квалификации, и достойные зарплаты. Например, я сама присутствовала на HR-аукционе в Узбекистане, где наши работодатели предлагали квалифицированным сварщикам зарплаты в диапазоне от 1 до 3 миллионов тенге.

Читайте также
Просто об американском, китайском и казахском искусственном интеллекте

- Сварщики – это прямо-таки символ хронической неспособности решать запросы рынка труда в Казахстане. Лет двадцать назад я был участником встречи одного из бывших наших премьеров с делегацией бизнес-кругов из Германии в Совете немцев Казахстана, где он просил: "Помогите подготовить пять тысяч сварщиков!". И ведь, что самое непонятное: есть где на них выучиться, есть учебные заведения, почему же они у нас в хроническом дефиците и импортируем их за большие деньги?

- Причин, как у любой непростой проблемы, немало. Я бы в нашем контексте акцентировала внимание на тех, что лежат в социально-психологической сфере: это - ложные представления о престижности, подражательность, следование навязанным стереотипам. Это в казахстанском общественном сознании очень сильно выраженная вещь. В результате образовательные запросы не совпадают с реальными потребностями рынка труда.

Кстати, сварщики - это одна из самых востребованных специальностей. Еще одна такая – технологи пищевой промышленности. Рестораны у нас на каждом шагу, а дефицит специалистов высокий. И только нарастает, так как старшее поколение уходит.

- Есть очень давняя присказка про работников общепита: "всегда сыт-пьян нос в табаке". То есть не нуждается и не будет. Но если есть такая перспективная ниша, почему дефицит кадров на рынке? Люди не информированы?

- Вероятно, и это тоже. Вторая причина, на современного технолога пищевой промышленности учиться очень сложно, это и химия, и биотехнологии. Это не ремесло, а наука, высокоуровневая.

- Так опять же - что делать?

Читайте также
Углеродная "реконкиста": корпорации пересматривают свои "зелёные планы"

- Попытаться выстроить профориентацию как эффективную систему. В ней нужно выделить несколько компонентов. Первая, экономическая, это анализ рынка труда, его структуры с учетом демографии. Второе – медико-физиологический компонент. Важность этого можно проиллюстрировать такой историей: каждый второй мальчик, обращающийся к нам в центр, мечтает стать пилотом…

- Надо же! Я думал, что хотеть стать летчиком или космонавтом это – из ушедших советских времен!

- Нет, и сейчас это есть, романтику никто не отменял. И это интересные и востребованные специальности. Но решающий аспект в них - это физиология. Для соответствия таким специальностям нужно пройти серьезную медкомиссию. Если конкретно говорить про возможность поступления в летные училища, то даже слегка смещенная носовая перегородка ее закроет.

Потом, продолжая про то, какой должна быть профориентация как действенная система: в ней должен быть педагогический компонент, чтобы понимать, какие общественно значимые факторы формируют аргументы в выборе профессии.

- А какими они вообще бывают?

- В большинстве примеров - случайными. Это мнение друзей, подражательность, какая-то случайная информация. Например, к нам в центр приходили дети и говорили, что хотят изучать Арктику или заниматься океанографией. И ничего об этом не представляют. Вот пример случайного выбора. Почему важно, чтобы с ребенком разговаривал специалист, чтобы в профориентации был педагогический компонент. Не говоря уже о психологическом, потому что есть очень много профессий, которые изначально предполагают наличие определенной склонности к ним. Есть и компонент социальный – помочь ученику представить уровень престижности, доходности профессии, общественного мнения вокруг нее. Инструментально профориентация должна проходить в разных формах: тренинги, тесты, индивидуальные консультации, ролевые игры.

Читайте также
Сможем ли мы доверить АЭС отечественному слесарю

То, что программа профориентации нужна, это несомненно. Хотя бы потому, что она помогает понять, что – не твое. А это очень актуально, тем более учитывая стремительно меняющиеся реалии: есть такой "Атлас профессий", подготовленный центром Сколково, там есть перечень профессий, которые отомрут в скором будущем, и тех, что появятся или будут востребованы. Чтобы рассчитывать на реализацию на рынке труда в обозримом будущем, это необходимо учитывать. Например, мы рекомендуем получать профессию не просто юриста, а цифрового юриста, специальность называется "правовое обеспечение национальной безопасности", это юристы, специализирующиеся в борьбе с киберпреступностью – киберпрокуроры, киберследователи. То, что сейчас происходит – цифровизация, наступление искусственного интеллекта – перевернет иерархию престижности и востребованности профессий, при всей ее консервативности. Но где у нас системная практика по учету этого?

- На ваш взгляд, есть ли осознание глубины проблемы в Казахстане на уровне принятия решений?

- Мне сложно судить. То, что на слуху, это констатация проблемы "постфактум". Но если в информационном поле звучит этот факт - 40% выпускников учебных заведений работают не специальности – значит, это осознается как проблема. Если эти цифры предъявляются общественному мнению, то, как минимум, есть осознание, что это ненормально. Налицо болезненная для рынка труда, для экономики в целом нестыковка, не видеть этого невозможно, и все акторы государственной политики это видят. Но что дальше? Есть ли позитивная динамика? Приведу один пример. Вот проведен референдум о строительстве атомной электростанции. Но при этом мы не знаем, сколько потребуется специалистов, особенно среднего звена. Где их брать? Импортировать? Кто-то обсуждает этот вопрос?

Иллюстрация: сгенерирована ИИ.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Вице-министр торговли и интеграции
"Я езжу на рынок "Асем", и я знаю, кто продаёт мясо,кто - курочку, где торговая точка от производителя, где бытовая химия. Подхожу целенаправленно, там беру - я знаю, что там дешевле. Кто может себе позволить подороже - пусть идёт в премиум - супермаркет, например"
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Ильяс Бактыгалиев: Избежать новых атак полностью мы будем неспособны, это независимые от нас вещи
Комментарии политолога об атаке на КТК
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером