Тёмная сторона ГЧП

3446 просмотров
0
Айдан КАРИБЖАНОВ
Четверг, 01 Апр 2021, 10:30

В контрактах ГЧП важны малюсенькие детали, в каждой из которых потенциальные миллиардные потери через десять лет

Государственно-частное партнёрство - популярная в мире вещь в последние десятилетия. ГЧП сокращённо. Что это значит?

Читайте также
Чем занималась "СК-Фармация", когда надо было покупать вакцину

Очень кратко и упрощенно. Государство и частная компания заключают соглашение. Бизнес на свои или кредитные деньги строит что-то очень важное для государства. Дорогу, аэропорт, мост, да мало ли важных объектов?! В ответ государство позволяет этому бизнесу в течение определенного срока этот объект эксплуатировать, чтобы свои расходы окупить и получить разумную прибыль. Ведь не может бизнес работать без прибыли? Обычно долго - десять-двадцать-тридцать лет. Потом объект переходит к государству.

Есть светлая сторона истории. Государство не тратит денег. Важный объект строится на деньги частника. В итоге объект достаётся государству. Если соглашение государства с частником справедливое, объект действительно важен, маржа частника умеренна и обоснованна, то отлично!

Есть темная сторона ГЧП, в некоторых дружественных нам странах коррупционность правящего режима на этом базируется. Предположим, что решили построить огромный аэропорт, лучший в мире. В рамках ГЧП привлекли частника, который пообещал построить произведение искусства. В ответ государство пообещало гарантировать частнику определенный трафик: на пятый год Х миллионов пассажиров, на десятый - 2Х миллионов и т. д. А если вдруг пассажиров окажется меньше, то государство такие нечеловеческие штрафы платит, что "мама, не горюй". И вот лет через пятнадцать, когда эти политики уже помрут или на пенсии внуков будут нянчить, а пассажиров окажется меньше, чем было обещано государством, под государственным бюджетом взорвется атомная бомба на пятнадцать миллиардов долларов. И, скорее всего, государство заплатит, вынуждено будет залезть в долги и заплатить.

В контрактах ГЧП важны эти малюсенькие детали, в каждой из них потенциальные миллиарды через десять лет, потому они должны быть публичны. Сейчас вопрос про новые школы в столице. До того был контракт по БАКАДу, большой окружной автодороге в Алматы. Хотелось бы надеяться, что там всё без таких вещей.

Источникстраница Айдана Карибжанова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.

Иллюстративное фото из открытых источников.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Почему госпрограммы в Казахстане не доживают до конца
К 2025 году национальные проекты снова уходят в «концепции»
Как Алматы лишил Алма-Ату еще одного памятника
Репортажи из прошлого
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Метания правительства: реформа или откат к ручному управлению?
Экстренные меры по стабилизации экономики перечеркивают логику заявленных преобразований
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента