Вечная труженица: почему казашка так легко включилась в соцсоревнование

3031 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Суббота, 14 Дек 2024, 18:00

Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова

На снимке: машинист электровоза рудника Миргалимсай Баян Сарсембаева.

30 марта 1928 года Президиум КазЦИКа поручил Наркомату труда "принять все меры к вовлечению женщин, особенно из коренного населения, в производство". И уже к 1937 году число казахстанских тружениц, составляло, к примеру, в каменноугольной промышленности – 19%, в пищевой – 30,1%, а в обувной и текстильной – 64,8%! Росло и количество казашек во всех сферах промпроизводства. Так, на Семипалатинском мясокомбинате они составляли 44,5% от всех работающих женщин, на Гурьевском рыбоконсервном - 69,5%, а в Аральском сольтресте 95%. А причину столь стремительного вовлечения казашек в социалистическое промпроизводство и сельское хозяйство следует искать в их врождённом трудолюбии. О котором красноречиво свидетельствуют те "наблюдатели", которые имели возможность лицезреть степную жизнь в патриархальные времена.

Вот лишь некоторые свидетельства.

На женщине лежит весь труд по хозяйству...

КРАСОВСКИЙ (военный статистик). "Материалы для географии и статистики России. Область сибирских киргиз". С-Пб 1867:

"В семейном быту киргиза считают обыкновенно каким-то тираном женского пола. Действительно, в нём нельзя встретить жалости к участи вечно занятой по хозяйству жене. При виде исполнения дочерью какого-либо тяжелаго труда, который ей не по силам, не является у него ни малейшего желания облегчить этот труд. Спокойно покуривая трубку (обыкновение, перенятое от китайцев) или от скуки пережевывая во рту серу, киргиз не тронется с места, чтобы помочь суетящейся над укладкой вещей и вьюшкою верблюдов семье, а только, сидя у догорающего очага, покрикивает на людей, менее других деятельных. На женщине лежит весь труд по хозяйству: встав утром раньше прочих, она доит скот, подгоняет стада от юрт к пастухам, набирает тезеку, приносит воду, разводит огонь, готовит обед в то время, когда муж еще спит. Снова выдоив пришедший с поля скот и снова выгнав его на пастьбу, она подаёт мужу обедать и счастлива, если последний позволит ей сесть за стол вместе с собою, что, впрочем, допускается лишь без посторонних, при мало же знакомых гостях - никем и никогда".

На жизни всегда видна рука женщины...

Т. ЗАГРЯЖСКИЙ. "Туркестанские ведомости" от 25 июня 1874 года:

"Вся домашняя работа по хозяйству лежит на женщинах. Они собирают топливо, носят воду, убирают в юртах, готовят пищу, смотрят за детьми, обшивают семью, поддерживают чистоту в юртах, делают кошмы, тесьмы, арканы, шьют новые юрты. На что ни взглянешь, на жизни всегда видны рука женщины и её работа. Трудовую жизнь женщины начинают тотчас же, как только немного окрепнут физически. В 5 лет девочки собирают топливо, если в силах - носят воду в кожаных ведрах. При выходе замуж невеста обязана принести с собой юрту и постель, всё это большей частью приготовлено руками невесты, так что, когда работы по хозяйству приведены с помощью дочери, то она отправляется ткать мешки (куржуны), тесмы (бау) или вышивает тускурлык (кошма, сшитая красным сукном - украшение юрты)". 

Женщины делают всё...

Шарль-Евгений Ужфальви де МЁЗЕ-КОВЁЗД (венгерско-французский исследователь - филолог, антрополог, этнолог, совершивший в 1876 году двухлетнее путешествие по казахской степи и Туркестану). "Сырдарья – Зеравшан. Страна Семи Рек и Западная Сибирь", Париж. 1879 (на фр. яз.):

"Вся хозяйственная работа выполняется женщинами, мужчина с утра уходит в степь пасти скот, лошадей, верблюдов, овец".

Мари де УЖФАЛЬВИ-БУРДОН (сопровождавшая мужа в путешествии) "Путевые впечатления парижанки":

"У киргизских кочевников женщины делают все, даже ухаживают за лошадьми; мужчины совершенно свободны от бытовых забот. Настоящий баланс сил, при котором все в хозяйстве идет хорошо; возможны ли какие бы то ни было ссоры, когда у одного есть все права, а другого все обязанности? У сартов (жителей городов Центральной Азии) все наоборот: женщины занимаются лишь собой и не опускаются до работы по дому, которую выполняют слуги, а муж является лишь главным слугой, умеющим держать веник, шить и вышивать".

Всю домашнюю работу выполняют женщины...

Василий РАДЛОВ (русский немец, известный исследователь кочевников) "Aus Sibirien" ("Из Сибири"), Лейпциг, 1884 (русский перевод 1889):

"О том, как живут киргизы в своих юртах, много говорить не стоит, так как в общем это очень сходно с бытом алтайцев-кочевников. Всю домашнюю работу выполняют женщины, охрана стад - дело мужчин. Однако по сравнению с алтайцами здесь уже заметен значительный прогресс, жизнь здесь более упорядочена. Работа между мужчинами и женщинами распределяется очень равномерно, так как, например, обработка земли, добыча топлива, изготовление таких сосудов, как ведра, бурдюки и т. д. падает на мужчин".

Жена выполняет те работы, которые указывает ей муж...

Н. И. ГРОДЕКОВ (исследователь и знаток обычного права казахов, 10 лет состоявший военным губернатором Сырдарьинской области): "Киргизы и каракиргизы Сыр-Дарьинской области" (1889):

"Жена выполняет те работы, которые указывает ей муж. Ей не дают рассуждать (эрк бермеймиз). Жена в отсутствие мужа пропитывается от его скота".

Все другие работы выполняют женщины...

Ф. фон-ШВАРЦ (немец, работавший в Ташкенте). "Туркестан – ветка индогерманских народов". 1900 (на нем. яз.):

"...Киргизский отец семейства посчитал бы неслыханным оскорблением, если бы он принимал участие в каких-либо домашних делах. Состоятельный киргиз вообще не работает. Он все время занят тем, что ест, пьет кумыс и ничего не делает, либо охотится, посещает все доступные базары, празднества и знакомых. Более бедный киргиз снисходит хотя бы до того, что сам ухаживает за лошадьми и носит на базар для продажи изделия, изготовленные его женами. Все другие работы выполняют женщины. Они собирают даже в плохую погоду, а часто и в отдаленных местах дрова и носят их на своих плечах домой, носят воду, готовят еду; они должны молоть зерно на домашних мельницах, устанавливать и разбирать юрты и грузить весь скарб на верблюдов, что обычно необходимо делать повседневно на кочевьях; они должны доить многочисленных кобыл, верблюдов, коров и овец и делать из молока сыр и кумыс, дубить шкуру забитых животных, готовить кошму для юрт и на продажу, прясть шерсть и из нее ткать материю на одежду для себя и мужа и шить эту одежду; они должны при этом кормить детей, воспитывать, а дочь обучить всем домашним делам и рукоделию; в то время как ее муж удобно сидит на коне во время переезда и ни о чем не беспокоится, женщина должна семенить впереди верблюдов и водить их за повода, в самый свирепый мороз босиком переходить вброд ледяные ручьи и реки. Воистину жизнь, которая ничем не отличается от настоящей рабской жизни".

Она фактически является главным хозяином...

Читайте также
Дащан: легендарный барымтач, пленивший Северцова и рассоривший двух царских генералов

"Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Том XVIII. Киргизский край. С-Пб. 1903 (А. И. СЕДЕЛЬНИКОВ):

"Условия жизни ставят, однако, женщину значительно выше, чем она должна была бы быть юридически. Она фактически является главным хозяином, так как на ее плечах лежит воспитание детей, приготовление пищи и одежды, уход за приаульным скотом, приготовление изделий для домашнего обихода, постановка и поддержание в порядке жилища (юрты) и др.; вообще она принимает большое и даже главное участие во всех хозяйственных делах семьи и этим самым выходит из того незавидного положения, в которое ставить ее закон".

В дореволюционном Казахстане, однако, женщина никогда серьёзно не рассматривалась в качестве рабочей силы в промышленности. Пахать в поле, пасти скотину, растить детей, тащить на себе всё домашнее хозяйство – это считалось женским трудом. Но лезть в забой, заниматься извозом или строить железную дорогу – оставалось в монополии сильного пола.

Всё изменилось в новые времена, с их навязчивой идеей всеобщего равенства. Но в отличие от многих своих сестёр из других республик казашка вышла на работу подготовленной к самому тяжёлому труду. И не случайно именно казахские женщины стали вместе со славянками лидерами в обладании высочайшего знака трудовой доблести СССР – Золотой медали Героя социалистического труда. От детей и домашнего хозяйства, понятно, этих рабочих женщин никто не освобождал.

Андрей Михайлов - писатель, автор географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".

Иллюстрации: работы Верненского фотографа Павла Лейбина.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Политолог Марат Шибутов: «Боюсь, со СМИ уже у нас покончено»
Или что скрывается под прессом уголовных преследований на журналистов
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Как построить демократию без хаоса
Гражданское общество, партийное строительство, национальный Курултай
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером