Великое - в малом

3371 просмотров
0
Жарас АХМЕТОВ
Вторник, 04 Апр 2017, 11:15

Малый бизнес – питательная среда, в которой развивается предпринимательская активность, без которой невозможно экономическое развитие

Читайте также
Место имения власти

В субботней заметке о важности местного самоуправления вскользь было упомянуто, что и Промышленную революцию в Англии, и реформы в КНР на первом этапе двигал малый бизнес.

Англия XIII века и КНР ХХ века не исключения. Ту же картину мы видим во всех странах, добившихся успехов в экономическом развитии.

Например, в той же Южной Корее времен Пак Чон Хи, говоря о которой, все вспоминают чеболи, постоянно сохранялось около 24 тыс. предприятий с числом занятых от 5 до 200 человек (А. А. ПРОШИН, А. А. ТИМОНИН «Неоколониализм США и Южная Корея).

В стране существовало несколько программ поддержки малого и среднего бизнеса: был создан специализированный банк, применялась система налоговых льгот, выделялись средства на техническую модернизацию, поощрялась кооперация.

Зачем нужен малый бизнес?

Во-первых, малый бизнес занимает те ниши, в которых невозможно или неэффективно крупное серийное производство.

Во-вторых, малый бизнес с большей готовностью идет на риски, связанные с освоением совершенно новых продуктов или технологий.

Соответственно, в-третьих, многие современные промышленные гиганты начинали свой путь к успеху с малых предприятий. Джон РОКФЕЛЛЕР свой первый шаг к миллиардам сделал в небольшой торговой компании.

Samsung в самом начале своего пути был маленькой семейной компанией по производству рисовой муки. И, конечно, надо упомянуть современные IT-компании, лидеры по капитализации, в основе которых лежат небольшие фирмы, созданные энтузиастами информационной революции.

Малый бизнес – эта та питательная среда, в которой развивается предпринимательская активность, без которой невозможно экономическое развитие.

Читайте также
Экономика простых ребят

Как поддерживают малый бизнес в разных странах

Практически во всех развитых странах существуют собственные национальные системы поддержки малого бизнеса. Есть между ними много общего, есть и различия.

Из общего – наличие специальных государственных органов, чьей задачей является поддержка малых предприятий.

В США это Управление по делам малого бизнеса (англ. Small Business Administration, SBA), - агентство федерального правительства.

В Германии – специализированная финансовая группа Kreditanstalt für Wiederaufbau (KfW).

Во Франции - Управление торговыми, ремесленными предприятиями и предприятиями по оказанию услуг (Direction des Entreprises commerciales, artisanales et de services), входящее в состав Министерства экономики, финансов и промышленности.

Еще из общего – это то, что основной задачей государства является обеспечение доступности финансирования для малых предприятий. Как правило, это гарантии по банковским кредитам, кредиты непосредственно от государственных органов, участие в капитале.

Например, в США по программе 7 «а» SBA предоставляет гарантии на 75% займа для суммы не более 750 тыс. долл. США, на 80% для суммы не более 100 тыс. долл.; до 10 лет на оборотный капитал и до 25 лет на основной капитал; процентная ставка не должна превышать 2,75 пункта ставки займа.

В Германии до 40% инвестиций при образовании предприятий может быть профинансировано без гарантий, выдаваемых на срок до 20 лет и освобождаемых от возврата в течение первых 10 лет (максимальная сумма 1 млн марок). Такое финансирование заменяет собственный капитал начинающего предпринимателя, и государство берет на себя в полном объеме риск их невозврата.

Во Франции специализированная государственная организация OSEO выдает гарантии по кредитам, получаемым вновь созданными предприятиями, покрывая от 40 до 70% суммы займа.

Читайте также
Последний путь

Не только деньги

Важными элементами государственной поддержки являются консультационное и информационное сопровождение малого предпринимательства.

В США эту функцию выполняют группы SCORE (Counselors to America's Small Business), созданные при SBA и имеющие около 400 филиалов, в которых работают свыше 10 тыс. бывших и нынешних руководителей и владельцев малых предприятий. Важной функцией SBA является обеспечение доступа малых предприятий к заказам федерального правительства – от 23 до 27% всех заказов приходится на долю малых предприятий.

Во Франции создана специальная должность «кредитного посредника». К посреднику могут обратиться предприятия, испытывающие трудности с доступом к кредитным средствам, поскольку в его задачи входит:

  • проверять соблюдение банками принятых на себя обязательств в обмен на государственную поддержку, которую они получают; 
  • не оставлять без помощи ни одно предприятие, в особенности МСП, если оно столкнулось с проблемой финансирования; 
  • рассматривать обстоятельства, в которых оказалось каждое предприятие и предлагать конкретные способы решения в каждом возможном случае;
  • назначать кредитных посредников в каждом департаменте, чтобы рассматривать заявки предприятий на местах; 
  • сообщать правительству обо всех серьезных неразрешенных проблемах.

Обращение к посреднику позволяет двум предприятиям из трех (63%) найти финансирование после первоначального отказа. Исследование, проведенное Банком Франции, показало, что абсолютное большинство предприятий (89%), успешно прошедших через кредитное посредничество, смогли преодолеть кризис, в то время как практически треть компаний, которым не удалось помочь, были признаны несостоятельными в течение следующего года (А. А. МАЛЮГИНА «Опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса во Франции»).

В чем разница?

На рисунке 1 показана схема получения гарантий фонда «Даму» малыми и средними предприятиями в рамках программы «Дорожная карта бизнеса 2020».

На первый взгляд, все соответствует лучшим мировым стандартам, если не обращать внимания на сноску: «проект должен соответствовать условиям Единой программы развития и поддержки бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020». Иначе говоря, эта услуга доступна не всем предпринимателям, как в тех же США, Германии или Франции, а только тем, кто отвечает неким критериям. С критериями можно ознакомиться на рисунке 2.

Читайте также
Ускорение или топтание на месте?

Но сколько планируют выдать гарантий? Если говорить о Единой программе развития и поддержки бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020», то в моногородах, малых городах и сельских населенных пунктах с 2015 по 2019 гг. планируется выдать 304 гарантии.

В рамках той же программы в те же сроки планируется выдать гарантии 3 400 проектам. Для сравнения: во Франции OSEO в 2010 г. выдало гарантии 80 тыс. предприятий.

В рамках все той же программы в тот же период планируется возместить затраты на оплату услуг по обучению сотрудников, а также приглашению иностранных экспертов по 9 (девяти!) проектам.

И конечно, нет ни слова о размещении заказов государственного и квазигосударственного сектора среди малых предприятий.

Правды ради надо признать, что в последние годы прогресс в сфере поддержки малого бизнеса есть. И проблемы его развития находятся в центре внимания правительства.

Остается надеяться, что опыт других стран, применимый в наших условиях, будет внедряться энергичнее.

Иллюстрация: thinkandrich.ru

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Политолог Марат Шибутов: «Боюсь, со СМИ уже у нас покончено»
Или что скрывается под прессом уголовных преследований на журналистов
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Как построить демократию без хаоса
Гражданское общество, партийное строительство, национальный Курултай
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером