
Страна стремится помочь экспортёрам перенаправить продажи на внутренний рынок , что может привести её к более глубокой дефляции
В своей первой заметке "100-летняя ошибка для Китая и ловушка Фукидида", посвященной текущей тарифной войне между США и Китаем, отмечал, что Китай на повышенных скоростях стремится повторить американскую ошибку 100-летней давности, которая стала триггером Великой депрессии в США. Америка в 1930-м году была как раз в роли Китая - американская экономика во многом зависела от экспорта американской продукции на рынки стран Европы.
Принятый в США 17 июня 1930 года так называемый закон Смута-Хоули о тарифах (The Smoot-Hawley Tariff Act), вводивший ответные таможенные барьеры на Европу, спровоцировал дополнительные европейские барьеры, которые заблокировали критически важный для производителей США экспорт на европейские рынки.
Значительный переизбыток нереализованных товаров Made in USA (от тракторов и автомобилей до текстиля и продовольствия) сначала привел экономику США к резкому торможению, потом перенасыщение внутреннего рынка нереализованной продукцией привело к глубокой дефляции в Америке, убыткам и остановке фабрик и заводов, массовым сокращениям рабочих мест; итоговым аккордом всего этого набора трансатлантической торговой войны и стала Великая депрессия.
Сегодня, согласно данным, поступающим из Китая, можно констатировать, что китайская экономика идёт по похожему пути. Потому что именно Китай зависит от экспорта своих товаров на крупнейший премиальный мировой рынок США, а не наоборот.
Ведущие деловые издания сообщают, что, поскольку заоблачные пошлины убивают экспорт китайских товаров в США, страна стремится помочь экспортерам перенаправить продажи на внутренний рынок - шаг, который грозит привести вторую по величине экономику мира к более глубокой дефляции.
ШЭН Цюпин, заместитель министра торговли, в своем заявлении в прошлом месяце описал обширный внутренний рынок Китая как важнейший буфер для экспортеров в преодолении внешних потрясений, призвав местные власти координировать усилия по стабилизации экспорта и стимулированию потребления.
"Побочным эффектом является жестокая ценовая война между китайскими фирмами", - сказал Инке ЧЖОУ, старший экономист по Китаю в Barclays Bank.
Например, JD.com пообещал выделить 200 млрд юаней (28 млрд долларов США) на помощь экспортерам и создал на своей платформе специальный раздел для товаров, изначально предназначенных для покупателей из США, со скидками до 55%.
Приток уцененных товаров, предназначенных для рынка США, подрывает прибыльность китайских компаний, что, в свою очередь, скажется на занятости, сказал Чжоу. Неопределенные перспективы трудоустройства и опасения по поводу стабильности доходов уже способствуют слабому потребительскому спросу.
После того, как в 2023 и 2024 годах индекс потребительских цен находился чуть выше нуля, он перешел в отрицательную зону, снижаясь два месяца подряд в феврале и марте. Индекс цен производителей упал 29-й месяц подряд в марте, снизившись на 2,5% по сравнению с прошлым годом, зафиксировав самое резкое падение за четыре месяца.
Поскольку торговая война снижает экспортные заказы, дефляция оптовых цен в Китае, вероятно, усилится до 2,8% в апреле по сравнению с 2,5% в марте, согласно данным группы экономистов Morgan Stanley. "Мы считаем, что влияние тарифов будет наиболее острым в этом квартале, поскольку многие экспортеры остановили производство и поставки в США".
Согласованные усилия Пекина по оказанию помощи экспортерам в продаже товаров, затронутых тарифами США, могут оказаться не более чем временной мерой, сказал ШЭНЬ Мэн, директор пекинского инвестиционного банка Chanson & Co.
Потеря доступа к рынку США усилила давление на китайских экспортеров, накладываясь на слабый внутренний спрос, усиливая ценовые войны, ничтожно малые маржи, задержки платежей и низкие показатели возврата выручки.
"Для экспортеров, которые могли взимать более высокие цены с американских потребителей, продажа на внутреннем рынке Китая — это всего лишь способ избавиться от нераспроданных запасов и ослабить краткосрочное давление наличных средств, — сказал Шэнь. - Места для прибыли мало".
Сокращение маржи может заставить некоторые экспортирующие компании закрыться, в то время как другие могут решить работать с убытком, просто чтобы не допустить простоя заводов, сказал Шэнь.
По мере того, как все больше компаний закрывают или сокращают операции, последствия отразятся на рынке труда. Шань из Goldman Sachs оценивает, что 16 миллионов рабочих мест, более 2% рабочей силы Китая, задействованы в производстве товаров, предназначенных для США.
На прошлой неделе администрация ТРАМПА отменила исключения "de minimis", которые позволяли китайским компаниям электронной коммерции, таким как Shein и Temu, отправлять дешевые посылки в США без уплаты пошлин.
"Отмена правила de minimis и сокращение денежных потоков подталкивают многие малые и средние предприятия к неплатежеспособности", — сказала ВАН Дань, директор по Китаю в консалтинговой компании по политическим рискам Eurasia Group, предупредив, что в регионах, зависящих от экспорта, растет число сокращенных рабочих мест.
По ее оценкам, уровень безработицы в городах в этом году достигнет в среднем 5,7%, что выше официального целевого показателя в 5,5%, сказала Ван.
Проблемы в секторе недвижимости в сочетании с запретительными пошлинами США означают, что "экономика столкнется с двумя серьезными проблемами одновременно", — заявил в недавней записке главный экономист по Китаю в Nomura Тин ЛУ, предупредив, что существует риск "более сильного, чем ожидалось, шока спроса".
Фото: Shutterstock.
Источник: страница Тимура Сейтмуратова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!