Зачем Норвегия восстанавливает военные бункеры времён холодной войны

2953 просмотров
0
Би-би-си
Вторник, 01 Апр 2025, 16:00

Причина возобновления работы этих баз проста: Россия

Фото: Norwegian Armed Forces.

Оригинал этого материала на английском языке можно прочитать здесь.

Сотни тысяч туристов ежегодно посещают северную Норвегию. Но некоторые места им посетить не удастся: в горных пещерах спрятаны реактивные истребители и атомные подводные лодки, пишет Би-би-си.

Читайте также
Трамп “взбешён”: он пригрозил и Путину, и Зеленскому

В Норвегии множество бункеров. На пике холодной войны в стране было около трех тысяч подземных объектов, где норвежские вооруженные силы и их союзники могли укрыться и осложнить жизнь любому захватчику. Подземные убежища существовали здесь во времена Второй мировой войны, когда Норвегия была частью гитлеровского "Атлантического вала", и даже раньше, но общественности о них было почти неизвестно.

Теперь, когда на востоке Украины идет война, Норвегия вновь расконсервирует два самых известных подземных убежища времен холодной войны.

Ангары авиабазы Бардуфосс и военно-морской базы Олавсверн, расположенные к северу от Полярного круга вблизи границы Норвегии с Россией, напоминают кадры из шпионского фильма: грубые каменные стены, бетон и военное оборудование. Вырезанная в горном склоне, защищенная примерно 275 м прочной магматической горной породы габбро, база Оласверн особенно впечатляет своим выходным тоннелем длиной более 900 метров с массивной взрывоустойчивой дверью.

Фото: Alamy. Некоторые бункеры в Норвегии были построены еще во время оккупации страны Германией во время Второй мировой войны.

Нужны ли сегодня эти огромные бункеры? Советского Союза — причины, по которой они были построены в первую очередь, — больше не существует. Есть ли смысл вкладывать деньги в такие дорогостоящие сооружения?

Читайте также
Россия и Украина спорят об условиях сделки по Чёрному морю и энергообъектам: чем отличаются их версии

На рекламных снимках, посвященных возобновлению работы ангаров в Бардуфоссе, истребитель F-35 Lightning II компании Lockheed Martin, как хищная птица, расположился под прожекторами арочной крыши ангара. Эту базу, построенную в 1938 году, в свое время использовали самолеты люфтваффе, защищавшие стоявший в соседнем фьорде линкор "Тирпиц".

После войны Королевские ВВС Норвегии использовали горные ангары для защиты своих истребителей от возможного советского нападения. В этих ангарах было все необходимое для самолетов и их пилотов: запасы топлива, склады оружия, мастерские для обслуживания самолетов и помещения для экипажа. Но около 40 лет назад базу закрыли и законсервировали.

Однако похоже, что теперь Бардуфосс снова может пригодиться.

На базе была проведена модернизация самой постройки и оборудования. Ее роль теперь — помочь "устойчивости и живучести" норвежских F-35 в случае российской атаки. Вторжение России в Украину показало всему миру, насколько уязвимыми могут быть дорогие военные самолеты, например, F-35 стоимостью от 80 до 110 млн долларов, когда они находятся на земле, особенно для атак беспилотников-камикадзе, которые могут стоить всего 300 долларов.

Вместо того, чтобы защищать самолеты автомобильными покрышками или строить ангары из проволочной сетки, как это делают россияне в Украине, риск можно снизить, рассредоточив цели по разным местам, или, что еще лучше, спрятав самолеты в надежных укрытиях. Самое надежное — это гора.

Достаточно взглянуть на карту, чтобы понять, зачем была построена военно-морская база Олавсверн. Отрезок в 650 км между побережьем Норвегии, Медвежьим островом и Шпицбергеном, расположенный неподалеку от места, где Норвежское море граничит с Баренцевым, иногда называют "Медвежьей брешью" или "Медвежьим коридором", поскольку он был и остается перевалочным пунктом для российских подводных лодок и военных кораблей, выходящих в Атлантику.

Фото: Alamy. Норвежские военные реагируют на усиление напряженности на границе страны с Россией.

Строительство военно-морской базы велось поэтапно, начиная с 1950-х годов, в ответ на усиление советского Северного флота, чтобы превратить "медвежью брешь" в "медвежий капкан". База стоимостью около 450 млн долларов с подземным командным центром, хранилищами, глубоководным доком, сухим доком и выходным тоннелем была слишком масштабным проектом для Норвегии, и значительную ее часть пришлось финансировать НАТО. К тому времени, когда строительство полностью завершилось, Советский Союз распался.

Читайте также
Удары по инфраструктуре и остановка помощи Киеву: главные нестыковки в сообщениях о разговоре Трампа с Путиным

Но несмотря на медленное затухание холодной войны, натовские корабли по-прежнему использовали базу в качестве перевалочного пункта для миссий в Северном Ледовитом океане.

В 2009 году, несмотря на растущую угрозу со стороны России, норвежский парламент проголосовал за закрытие базы Олавсверн, а в 2013 году она была продана частным инвесторам по цене гораздо ниже рыночной — 38,2 млн норвежских крон (около 4,25 млн долларов по курсу того времени), примерно 1% стоимости постройки.

Новый владелец разрешил двум российским исследовательским кораблям и российским рыболовецким судам пользоваться некогда тщательно охраняемым объектом. Российские СМИ даже распространили оказавшиеся ложными сведения о том, что компания, купившая базу, частично принадлежит русским.

В 2020 году компания WilNor Governmental Services, имеющая тесные связи с норвежскими военными, купила контрольный пакет акций предприятия. С тех пор она начала ремонт и модернизацию объекта, на базе увеличилось военное присутствие, а ВМС США заинтересовались перспективой базирования здесь своих атомных подводных лодок.

Причина возобновления работы этих баз проста: Россия.

Норвегия начала опасаться за свою безопасность не в 2022 году, когда Россия вторглась в Украину, и даже не в 2014 году, когда она захватила Крым, а еще раньше. "Примерно в 2006–2008 годах совпало сразу несколько обстоятельств, — говорит Андреас ОСТХАГЕН, старший научный сотрудник норвежского фонда Fridtjof Nansen Institute. — В Северный флот России было вложено много средств, на фоне возобновления российских военных учений в Арктике впервые со времен холодной войны и растущего интереса России к освоению арктических ресурсов".

"Путинская Россия — это не Советский Союз, — добавляет Остхаген. — Но с точки зрения безопасности Норвегии остались все те же проблемы. Как сдерживать Россию и, если начнется война, как с ней бороться?"

Фото: Alamy. База Олавсверн использовалась для того, чтобы укрывать подводные лодки от советских спутников.

Базы времен холодной войны расконсервируют не только норвежцы. Россия в последние годы также восстановила по всей Арктике около 50 баз разного типа времен холодной войны. Шведский флот вернулся на свою подземную военно-морскую базу на острове Мускё, расположенном примерно в 40 км от Стокгольма.

Другие страны пошли дальше: они строят новые подземные укрытия. Китай построил новую массивную подземную базу подводных лодок на острове Хайнань в спорном Южно-Китайском море, и сооружает новый огромный подземный командный центр недалеко от Пекина. Иран построил собственную подземную военно-морскую базу в Персидском заливе и продемонстрировал свой "подземный ракетный город".

Читайте также
"Мяч на стороне России": чем закончились переговоры США и Украины в Саудовской Аравии

"Психологическое воздействие ядерных бункеров очень, очень сильно, — говорит независимый исследователь холодной войны и автор блога Thin Pinstriped Line, известный под ником Sir Humphrey. — Я думаю, они [бункеры] глубоко укоренились в нашей психике и в нашем представлении о холодной войне, особенно о командном пункте из фильма "Доктор Стрейнджлав" с сидящим там выжившим из ума генералом".

"Размещение кораблей, подлодок и самолетов в тоннелях все еще может быть отличным способом защиты от вертикальной воздушной бомбардировки даже при использовании специальных боеприпасов для поражения бункеров, если устранить все уязвимости, например, с помощью взрывоустойчивых люков", — говорит Пол ОЗОРАК, автор книги "Подземные сооружения времен холодной войны".

Но другие страны, например, Великобритания, могут не захотеть последовать примеру Норвегии и возобновить работу подземных баз или строить новые — это очень дорого, подчеркивает Озорак.

Многие подземные сооружения времен холодной войны в Великобритании и других странах НАТО были проданы, их превратили в музеи или ночные клубы. Некоторые были разрушены. Как минимум одно намертво запечатали. Многие другие были затоплены и физически непригодны для использования, бетон прогнил и больше не защищает от взрывов.

"Главной проблемой при расконсервации уцелевших сооружений будет стоимость, — говорит Озорак. — Зачастую все оборудование в этих бункерах было демонтировано, его переустановка и прокладка кабелей связи обойдутся очень дорого. Заново приобретать их также будет дорого".

У деактивированных военных сооружений есть и другая проблема: они могут стать объектом внимания иностранных разведок, даже если их не посещали российские разведывательные корабли, как базу Олавсверн.

"Оперативные преимущества объекта, о существовании которого все знают, который был целью в течение 60 лет, и где с помощью спутниковых снимков теперь можно обнаружить вентиляционные шахты и точки входа, невелики, — говорит Sir Humphrey. — Они были спроектированы с расчетом на то, что поблизости взорвется ядерная бомба, а не на то, что кто-то сбросит бомбу с GPS-наведением в вентиляционную шахту".

Однако в Великобритании бункер воздушного командования Королевских ВВС, построенный во время холодной войны в графстве Букингемшир, до сих пор в строю, как и бункеры, составляющие часть штаб-квартиры "Нортвуд", военного штаба на северо-западе Лондона, перестроенного в 2006–2011 годах.

База британского Министерства обороны "Коршэм" — это секретный объект военной связи, построенный поверх обширной одноименной сети тоннелей, где располагался штаб правительства Великобритании в случае ядерной войны. Военные до сих пор используют некоторые из этих тоннелей. Законсервированные объекты могут быть восстановлены без ведома общественности.

Британский кабинет министров по соображениям национальной безопасности начал переклассифицировать и изымать документы о планировании на случай ядерной войны, опубликованные после окончания холодной войны.

Вторжение России в Украину шокировало многих. "В конце концов, если вы боитесь внезапного нападения, спрятаться под землю — это естественная реакция", — говорит Озорак.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Лимоны под снегом: пенсионеры из ВКО в морозы выращивают экзотические фрукты и цветы
Недалеко от Усть-Каменогорска супруги Земляные создали настоящий оазис
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Средняя дивидендная доходность по рынку в Казахстане удвоилась в 2025 году
Почему активизировались инвесторы?
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента