А. Алибаев: Можем ли мы называться «социальным государством» - большой вопрос

2997 просмотров
0
kaztag.kz
Понедельник, 07 Сен 2015, 09:52

Для выживания минимальная пенсия должна быть в три раза выше, чем сейчас

Месяц назад президент Казахстана подписал поправки в пенсионное законодательство, которые направлены на увеличение выплат будущим пенсионерам. О плюсах и минусах очередного реформирования пенсионной системы дал интервью КазТАГ председатель правления общественного объединения «Финпотребсоюз» Айдар АЛИБАЕВ.

- Айдар Байдаулетович, чем, на ваш взгляд, вызвано очередное изменение начисления пенсий казахстанцам?

- Вероятно, непростая ситуация с бюджетом и экономический кризис заставили заняться якобы улучшением закона якобы в интересах людей. Я готов пояснить свой скепсис. Взять хотя бы широко разрекламированные 5% от зарплаты, которые на пенсионный счет каждого работника теперь дополнительно будет вносить работодатель.

- И что тут плохого? Это же приведет к увеличению накоплений. О солидарной ответственности за обеспечение старости говорится давно, теперь это предложение обрело законодательную норму.

- Давайте считать. К сожалению, 10-процентные обязательные пенсионные отчисления от зарплаты, которые мы платим вот уже 17 лет, пока не дали больших накоплений на счетах. Если взять среднеарифметическую величину одного пенсионного счета, накопления на нем – в районе 450 тыс. тенге. Что такое по сегодняшнему уровню цен 450 тысяч? В лучшем случае – обеспечение одного года жизни, и то с большим натягом. Естественно, эта сумма никак не может обеспечить достойную старость. Так это - 10%, и за 17 лет.

Теперь речь идет о том, что работодатель будет дополнительно отчислять в пользу каждого работника еще по 5% от размера его зарплаты за счет собственных фондов. Если мы, отчисляя в два раза больше, ничего не накопили, сколько лет должно пройти, чтобы 5-процентные взносы возымели должный эффект, чтобы на счетах образовались более-менее серьезные деньги?

Так вот, этот самый якобы плюс, который выпячивается, - мол, это в интересах народа, это дополнительная возможность сформировать достойную старость – если в него всмотреться, превращается в преимущество скорее гипотетическое. Положительная сторона этой меры существует, но в отдаленном будущем.

Теперь посмотрим на отрицательную сторону. Когда предварительно обсуждалось введение этого 5-процентного взноса, рассматривалась возможность компенсации работодателям этих денег, чтобы они не превратились в дополнительный налог. Предполагалось либо снижение подоходных налогов, либо соцотчислений, или еще как-то. В результате норму приняли безо всяких компенсаций.

Сегодня же, в условиях непростой экономической ситуации, когда падает прибыль, доходность, усложняются условия ведения бизнеса, у работодателя нет возможности платить еще один фактически налог: несмотря на кажущуюся мизерность, 5% за всех работников – это большая величина, чтобы выплачивать ее безболезненно. Естественно, бизнес этому по мере возможности будет сопротивляться.

- Вернутся «серые» зарплаты?

- Как вариант. Во-первых, работодатель может переложить свои траты на плечи работника, путем снижения зарплаты на те же 5%. В условиях безработицы и конкуренции на рынке труда работнику ничего не останется, как согласиться или освободить место для другого человека. Кстати, это уже обсуждается.

Во-вторых, действительно произойдет увеличение «серой» части зарплаты, от чего мы долгое время старались уйти. Теперь это вернется, потому что таким образом нагрузки можно минимизировать.

В-третьих, предприниматели с минимальной прибыльностью полностью уйдут в тень со словами, мол, достали совсем. Он пойдет на контрабанду, на уклонение от уплаты налогов, на выплату зарплат полностью в конвертах, на создание подставных счетов…

В общем, вариантов множество. Но ведь большинство наших граждан – законопослушные, хотят честно работать. А государство своими непродуманными решениями толкает их в криминал, в уход в теневую сферу. А в результате - падение собираемости налогов и поступлений в бюджет, падение уровня зарплат, падение покупательской способности, это отразится на рабочих местах.

Получается, с одной стороны имеем плюс с точки зрения обеспечения старости, но в далеком будущем, а с другой стороны – минусы, но сразу, сейчас. И если с этой точки зрения задаться вопросом, чего в этой мере больше, то чисто объективно – позитива во много раз меньше.

- Насколько я помню, в поправках говорилось, что эти 5-процентные отчисления еще и не будут собственностью пенсионеров…

- Да, это так. Если 10%, вычитаемые из зарплаты, – деньги конкретного вкладчика, то 5% от работодателя таковыми не считаются, они не будут сливаться с индивидуальным пенсионным счетом, будут концентрироваться на специальном субсчете. И порядок таков: пока пенсионер жив, он их получает, а после смерти они не наследуются его детьми, а распределяются между остальными участникам пенсионной системы. Как это будет делаться, пока неясно.

Но я лично считаю это не совсем правильным. Сказав «а», нужно говорить и «б»: работодатель платит за конкретного работника, а посему эти деньги на пенсии должны стать его собственностью. Субсчет – это лишнее, 5% от работодателя нужно считать вместе с 10% от самого работника, это тоже его деньги. Вокруг этой нормы можно дискутировать, а насколько она верна – покажет время.

- А как изменилась инвестиционная политика, когда частные фонды слили в Единый накопительный пенсионный фонд? Ведь это тоже делалось для повышения эффективности пенсионной системы.

- ЕНПФ работает на той же площадке, на которой работали и частные НПФ. Он не может оперировать «живыми» деньгами, а занимается только покупкой-продажей ценных бумаг. Что может предложить наша фондовая биржа, вам не хуже меня известно.

Инвестиционная политика государственного НПФ, на базе которого и был создан ЕНПФ, в отличие от частных, всегда тяготела в большей степени к государственным инструментам. И это открыто объявлялось Нацбанком: ЕНПФ будет придерживаться стратегии, в которой надежность и сохранность будут преобладать над погоней за доходностью. И сейчас около половины активов ЕНПФ вложены в госбумаги.

- Но глава Нацбанка говорил и о финансировании инфраструктурных проектов. Не «срослось»?

- Ситуация с вложением средств в инфраструктурные проекты на самом деле двояка. С одной стороны, тут точек приложения средств – непочатый край. С другой стороны, частные НПФ в свое время «обжигались» на этих проектах. В условиях непростой экономической ситуации, а также тотальной коррупции и слабо работающих законов реальная реализация проектов представляется трудновыполнимой.

Для чистоты эксперимента, как говорится, оставив коррупцию в стороне, мы увидим, что во всем мире же это работает: за «длинные» деньги строятся порты, аэропорты, заводы, дороги, мосты. У нас же подобное не работает, и не только за счет пенсионных активов, но и любых других средств. Чиновнику без разницы, какие деньги воровать – в результате у нас падающие дома и мосты, дырявые дороги.

Окружающая нас действительность губит инфраструктурные проекты независимо от средств, на которые они реализуются. Как бы печально, абсурдно и парадоксально это ни прозвучало, но то, что ЕНПФ не торопится инвестировать пенсионные активы в инфраструктурные проекты, это даже хорошо. Он не хочет ими рисковать, хотя потребность высокая.

- Если доход от государственных ценных бумаг низок, быть может, государству следует каким-то иным образом повышать накопления казахстанцев на пенсионных счетах? Например, вместе с работодателями также пополнять счета за счет средств Нацфонда?

- Ничего плохого я в этом не вижу. Но государство не делает этого сейчас и, похоже, не собирается и в будущем. Ему это, попросту говоря, не нужно. Зачем делать то, без чего можно прожить?

- А как же с записью в Конституции, что Казахстан - социальное государство?

- Можем ли мы называться «социальным государством» - большой вопрос. В качестве иллюстрации давайте вернемся к тем поправкам, что были подписаны президентом. Там был еще один аспект: увеличение базовой пенсии в зависимости от стажа работы. Базовая пенсия, как известно, «пляшет» от прожиточного минимума. Это сегодня – 21 364 тенге. Базовая пенсия - 50% от него (10 682 тенге). Ее получают все, вне зависимости от стажа.

В соответствии с поправками теперь за каждый год стажа свыше 10 лет к базовой пенсии начисляется 2%. Простая арифметика: для того чтобы пенсия стала равняться прожиточному минимуму, нужно иметь стаж 35 лет. Как вам это – с точки зрения логики и здравого смысла? Отбарабанил человек неважно где 35 лет – и заработал себе минимум на старости лет? Это при сегодняшнем уровне жизни…

Допустим, пожилой человек, одинокий - нет детей - получает 21 тыс. тенге. У него три основные статьи расходов: еда, лекарства, комуслуги. Без них невозможна жизнь. Прожиточный с большим натягом может закрыть только одну из позиций.

Получается, минимум должен быть выше в три раза, причем это - на уровне выживания. А когда этими цифрами оперирует Министерство здравоохранения и соцразвития… Пусть министр Дуйсенова попробует месяц на них пожить и поделится ощущениями. Это не лезет ни в какие рамки, тем более - в рамки государства, которое по Конституции объявило себя социальным.

- Спасибо за интервью.

Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Терроризм в странах СНГ: как менялась угроза после распада СССР
От войн и «больших» захватов заложников к точечным атакам и транснациональным сетям
Серик Буркитбаев: Вода - это суверенитет
Почему идея поворота сибирских рек опасна для Казахстана и какой водный сценарий эксперт считает стратегически верным
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером