Домашнее насилие со стороны властей: алматинцы пытаются спасти здание старого аэропорта

2490 просмотров
0
Анастасия БАГРОВА
Воскресенье, 09 Окт 2022, 10:00

Акимат встал на сторону инвестора и отдал часть истории страны за "стекляшки"

Старое здание алматинского аэропорта построили в 1935 году по проекту двух архитекторов. После этого здание претерпело изменения, в 1957 году было решено добавить национальный колорит. Так, фасад здания украсили тюркскими узорами. С 1955 сооружение находилось под защитой государства, как памятник архитектуры. Внимания заслуживают цветные витражи, внутри здание украшено лепниной, с потолка свисают огромные люстры. В 2020 году аэропорт Алматы продали турецкой компании за 415 млн долларов. Естественно, в стоимость покупки вошло и старое здание аэропорта, которое решили снести. Оно новым владельцам совершенно не нужно. 

Читайте также
Чиновники скрывают имена владельцев незаконно выданных земель

Многие горожане встали на защиту здания, они не согласны с решением турецкой компании, а снос считают уничтожением части истории страны. Среди возмущённых оказался экономист и энергетик Асет НАУРЫЗБАЕВ. В поддержку сохранения аэропорта он даже выходил на одиночный пикет.

- В Казахстане не так много архитектурных артефактов. То есть значимых общественных зданий, на которые стоит посмотреть, у нас не так много. Допустим, если взять Стамбул, там очень много архитектурных артефактов, очень богатая архитектурная история. Здание аэропорта по ценности в нашей шкале, не в абсолютной мировой шкале, у нас нет мировых архитектурных чудес, но у нас есть своя шкала, и это примерно - как крытый рынок "Капалы-чаршы". Предложите сейчас туркам: давайте снесём и построим новый, удобный торговый центр. Сейчас же там научились строить хорошие центры, с кофейнями, промендами. А "Капалы-чаршы" это очень неудобный базар, там тесно, много людей, поэтому давайте снесём. Там эта логика так не работает. Есть архитектурные достопримечательности, которые составляют живую ткань города, и их трогать нельзя, - поясняет наш собеседник. 

По мнению Асета Наурызбаева, сохранить здание вполне возможно. Для этого нужно изменить генплан строительства. Но турецким владельцам аэропорта это вовсе не выгодно, им придётся нести дополнительные затраты. 

- Нет такой проблемы, что нельзя было сохранить здание. Конечно, можно было. Это вопрос более дорогого решения, в несколько миллионов долларов. Вот, для сравнения: TAV Airports Holding заплатили за покупку аэропорта Алматы больше 400 млн долларов. А за концессию аэропорта Анталии на 30 лет, это город чуть поменьше Алматы, они заплатили 7,5 млрд евро, - возмущён алматинец.

Читайте также
Власти Алматы решили бороться с активистами, а не с точечной застройкой

Концессия предусматривает расширение аэропорта за счёт TAV Airports Holding. Согласно информации с сайта Airport World, компания оплатила вперёд 25 процентов от 7,5 млрд евро. Остаток суммы они будут выплачивать до 2051 года. Ежегодные транши в турецкую казну предусмотрены с 2027 года, когда начнётся новый период концессии. Согласно контракту будут расширены международные терминалы – с 142 квадратных метров до 267, а домашние терминалы – с 37 до 73 кв метров. На данный момент, в анталийском аэропорту есть площадки для стоянки 106 самолётов. Количество мест должны увеличить до 181. Помимо выплат по концессии в бюджет Турецкой Республики TAV Airports Holding вложит за этот период 765 млн евро инвестиций. 

- У нас за меньше, чем полмиллиарда долларов, выкупили в полную собственность, не на 30 лет, а бесконечно. Аэропорт Анталии вернётся в собственность Турции, это помимо денег, которые TAV выплатит государству за 30 лет. У нас ничего никуда не вернётся, это будет их объект. Отношение к нам, как к туземцам. Вот вам стекляшки, а мы заберём самое ценное, что у вас есть, - говорит Наурызбаев. 

Акимат дал разрешение снести здание только потому, что получил такой проект от инвестора. 

- Несколько миллионов долларов инвестору важнее, чем наша память, поэтому он так и решил. Кто-то в акимате не встал на сторону горожан и не защитил город от такого безобразия. Они заняли позицию торгашей: набегайте, берите, что хотите. 

Читайте также
Тайна Ботанического сада Караганды: у горожан его забрало государство

Асет Наурызбаев побывал на стройке, пока у здания есть ещё шансы выжить. Его не тронули, но в любой момент могут снести до основания. По мнению горожан, лучшим вариантом, было бы обустроить подземные парковки, а вокруг разбить сквер, возможно с летниками и кофейнями. По мнению Асета, равнодушие властей терпеть нельзя. Он провёл параллель между происходящим в государстве и в семье.

- Домашнее насилие, в Казахстане в том числе, стоит на этой идее – женщины терпят, когда их бьют. Поэтому эту проблему мы быстро решить не можем. Нужно прекратить терпеть и начать сопротивляться. Очень простая идея. Если этого не делать, то нас ещё чем-нибудь нагрузят, раз мы такие покорные. Это чистейшее домашнее насилие со стороны властей. 

Фото: из открытых источников.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Оставьте комментарий

Регистрация для комментариев:



Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Серик Буркитбаев: Вода - это суверенитет
Почему идея поворота сибирских рек опасна для Казахстана и какой водный сценарий эксперт считает стратегически верным
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
Терроризм в странах СНГ: как менялась угроза после распада СССР
От войн и «больших» захватов заложников к точечным атакам и транснациональным сетям
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером