На какие деньги будем поднимать экономику?

5102 просмотров
0
Галим ХУСАИНОВ
Вторник, 13 Янв 2015, 07:16

Можно получить только государственные деньги, которые выдаются только под конкретные приоритетные проекты и не всем

По своей работе часто общаюсь с банками второго уровня (БВУ). А недавно обратился в один из банков за ипотекой. Мой субъективный опыт общения как по работе, так и по личным обстоятельствам показал, что у нас большие проблемы с кредитованием. Я не буду писать про конкретные банки, но тенденции следующие:
1. БВУ не хотят давать ипотеку.
2. БВУ не кредитуют бизнес в тенге, только в долларах и на короткий период.
3. Можно получить только государственные деньги, которые выдаются только под конкретные приоритетные проекты и не всем.

Причины - на поверхности, и они, по моему мнению, следующие:

1. В настоящее время фондирование БВУ происходит только за счет государственных денег и за счет сбережений населения. Других источников нет.

Государственные деньги выделяются через три канала:

- институты развития, которые дают под конкретные проекты или программы, типа «Даму» или БРК. Эти деньги целевые, и не все ими могут воспользоваться;
- ЕНПФ, который размещает депозиты в БВУ, но эти деньги дорогие, так как ЕНПФ нужна доходность, и этих денег также не так много;
- деньги квазигосударственного сектора, однако в силу последних тенденций на мировых рынках и учитывая, что это не долгосрочные деньги, они не являются надежным источником долгосрочного кредитования.
Деньги населения очень мобильны и не могут давать гарантий долгосрочности, а учитывая отсутствие ликвидности, эти деньги также дорогие и в основном в долларах США.
2. Закрытый внешний рынок. После кризиса 2009 года наши банки практически не привлекают деньги из-за рубежа - нет доверия со стороны западных инвесторов.  Но если и привлекут, эти деньги будут в валюте, и опять возникает вопрос: кого кредитовать в долларах США?  Либо придется брать на себя валютный риск. Избежать валютного риска возможно, переложив этот риск на клиента, да вот правила Нацбанка не позволяют всех кредитовать в валюте - только тех, у кого есть валютная выручка.
3. Ожидание девальвации - совместное декабрьское обращение правительства и Нацбанка было какое-то слишком уж размытое, очень много в нем написали того, что и так было известно: как говорится, 90 процентов про «Нурлы жол» и 10 процентов конкретики. Как мне показалось, написали так, чтобы была возможность отступить назад. Другой, более значимый момент - цены на нефть продолжают падение, и сегодня цена уже упала ниже 49 долларов США. Ниже рубежа в 50 долларов за баррель ставка по рентному налогу падает, а после 40 долларов она будет равна нулю. Все это означает сокращение поступлений в бюджет, и это заставляет всех волноваться относительно стабильности тенге. Соответственно, никто не хочет кредитовать на долгий период в тенге, чтобы снизить валютные риски.
4. Убогий финансовый рынок. Раньше БВУ могли дополнительно привлекать деньги на КАSЕ, размещая свои долгосрочные облигации среди участников рынка. После объединения пенсионных фондов и в целом упадка финансового сектора эти облигации никто не покупает и не хочет покупать. На нашем рынке трутся только местные мелкие трейдеры, которые не делают погоды. Западных участников нет. Программы по развитию фондового рынка я также не видел.
5. Нет нормальных проектов, слабая корпоративная культура, непрозрачная система собственности, слабая система внешнего аудита и отсутствие достоверной информации по маркетингу не дают нашим банкам делать нормальный анализ проектов и, соответственно, все это ведет только к ломбардному кредитованию. На падающем рынке цена залогов также падает, что уменьшает возможность выдачи кредитов.
6. Кривая система регулирования выдачи кредитов со стороны Нацбанка. Нацбанк создал такую систему кредитного досье, что заемщику нужен минимум месяц, чтобы его собрать. 50 -60 процентов из этого досье даже не смотрится, а собирается для галочки, как говорят кредитные офицеры, - для проверки Комитетом финансового надзора. Другими словами, Нацбанк просто создал дополнительные ненужные препятствия для банков, что просто увеличивает транзакционные издержки и не влияет на принятие решений. В данном случае лучше развивать не количество бумажек в кредитном досье, а работать в направлении качества предоставления информации со стороны заемщика, а для этого нужно законодательно изменять требования к юридическим лицам, по аудиту, корпоративному праву и т д., развивать стандарты аудитов и усиливать контроль за аудиторской деятельностью. 
Все это ведет к тому, что БВУ как коммерческие организации не смогут кредитовать экономику при наличии такого количества рисков и бюрократии, а будут выступать только агентами распределения государственных денег, заниматься «операционкой» и реструктуризацией своих кредитных портфелей.

Что нужно сделать:
1. В краткосрочном периоде, вернуть программу СВОП-операций. В этом случаем будет мультипликативный эффект, увеличится тенговая ликвидность и вырастет доверие к тенге, так как в данном случае Нацбанк делит риски с БВУ.
2. Финансировать проекты за счет государственных денег только на 50 процентов, остальное -  30 процентов БВУ и 20 процентов заемщик. В таком случае БВУ частично придется финансировать в тенге. Да, увеличится ставка для заемщика, но тогда можно разрешить БВУ 40 процентов всех государственных денег выдавать на любые проекты, что также увеличит масштаб кредитования.
3. Сделать полную ревизию кредитного досье и смягчить требования по залогам.
4. В долгосрочном плане необходимо разработать концепцию развития фондового рынка, чтобы площадка была источником фондирования как для крупного бизнеса, так и для БВУ.
5. Разработать программу совершенствования корпоративного права. Чем заставлять всех быть членами Национальной палаты предпринимателей, лучше заставить крупный и средний бизнес делать аудит. Те же деньги, только от этого улучшится учет в компаниях и появится хоть какая-то прозрачность - банкам легче будет, поскольку они будут принимать не нарисованную отчетность, а нормальную.
6. Усовершенствовать контроль над аудиторами, оценочными компаниями. Это также улучшит бизнес-климат в стране.
7. Запретить законодательно снимать деньги до окончания срока действия депозитов, чтобы снять деньги было возможно только с потерей вознаграждения. В данном случае это позволит уменьшить переток между валютами депозитов и соперничество между БВУ, что сегодня не позволяет делать нормальный прогноз по активам и пассивам БВУ, и соответственно, выдавать длинные деньги.
Конечно, нужно более детально изучать проблему, но только вот без нормального финансирования экономики есть большие сомнения по достижению плановых показателей по росту ВВП на 2015 год.
 

 

Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Марат Шибутов: «Это далеко не последний террористический акт, направленный по религиозным мотивам против евреев»
Может настать время, когда придётся спасать от беженцев тех, кто ратует за их приём
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером