Почему современный казахский театр в Казахстане интереснее русского

6116 просмотров
0
Ольга МАЛЫШЕВА
Суббота, 31 Мар 2018, 14:00

А лучшие современные спектакли в нашей стране в последние годы завязаны на языковом «миксе»

Читайте также
Полеты во сне и на сцене

Во Всемирный день театра, что отметили на этой неделе - 27 марта, самый важный вопрос, которым только может задаться театральное сообщество - куда двигается актуальный театр. И важнейший тренд этого театрального сезона в Алматы в частности и в Казахстане в целом – очевидный прорыв молодых казахских коллективов.

На прошедшем в феврале фестивале «Откровение», который на международном уровне демонстрирует актуальный казахстанский театр, из двенадцати представленных в шоукейсе спектаклей четыре были на казахском языке. Количество небольшое, но беспрецедентное – в прошлые годы казахские спектакли попадали в программу единично. Более того, именно работы казахских перформеров стали в этом году хедлайнерами и были особо отмечены международными наблюдателями.

Тому, что казахоязычный театр в стране развивается интенсивнее русскоязычного, находится несколько объяснений. Стоит оговориться, что это касается в первую очередь государственных театров (впрочем, частных, кроме Алматы, в других городах страны и нет), поскольку давно зарекомендовавший себя, к примеру, ARTиШОК, будучи русским театром, по-прежнему остается флагманом современного искусства в Казахстане.

Взяли количеством

Первая и главная причина роста современного казахского театра – демографическая: казахской молодежи в стране больше русской. И, соответственно, при равном проценте талантливых, активных и заинтересованных в процессе актеров и режиссеров среди одного и другого языкового сообщества – казахоязычные остаются в большинстве.

К тому же, русскую молодежь отличает аполитичность, что сказывается на идейности в театральном продукте. В Алматы начали появляться актуальные социальные и политические спектакли – и они на казахском языке.

Самый острый в этом плане театр на сегодняшний день создает команда Laboratory 316 – студенты и выпускники колледжа и академии искусств (хочется сказать, из числа тех, кто не прошел отбор в государственные труппы, и это для артистов, скорее, везение, чем неудача). На их счету два спектакля в репертуаре пространства «Трансформа»: B.O.Q. и «Розенкранц и Гильденстерн мертвы».

Читайте также
Будьте моей бабушкой

B.O.Q. при этом – мощное политическое высказывание, равных которому по силе в театральной афише Алматы нет. Это спектакль по пьесе «Геркулес и Авгиевы конюшни» Фридриха ДЮРРЕНМАТТА в постановке режиссера Кубы АДЫЛОВА. Адылов работал в театре «Аксарай» Булата АТАБАЕВА – практически единственного казахстанца, занимавшегося политическим театром. 

Но интересно, что это не Адылов нашел участников Lab 316, чтобы делать с ними политический театр, а ровно наоборот: спектакль B.O.Q., в котором говорится о бюрократии, слепом подчинении диктатуре и экономической ущербности выдуманного государства Элиды, был практически готов, когда молодые артисты пригласили к себе опытного режиссера.

Никого не выпускать

Вторая причина – в конкуренции. Конкуренция – это большой мотиватор и громадный стимул для творчества. Но, к примеру, немногочисленные выпускники русского актерского курса могут конкурировать только сами с собой: лучших из них забирают в труппу театра имени Лермонтова, те, кто послабее, могут рассчитывать на ТЮЗ имени Сац.

И здесь новая сложность: все они оказываются плотно загружены текущим репертуаром. В русскую драму новых артистов набирают из расчета на готовые спектакли и с оглядкой на амплуа – чтобы в течение нескольких лет вводить их на роли, из которых вырастает предыдущее поколение.

Читайте также
Театр и гендерные роли

Из этой рутины выбраться практически невозможно, и только единицам удается совмещать несколько выходов на сцену в неделю с другими творческими проектами (самые заметные - Илья БОБКОВ, который ставит в качестве режиссера спектакли в арт-убежище «Бункер», и Рауф ХАБИБУЛИН, который руководит детской актерской студией «Игра»), но чаще эти другие проекты оказываются не связанными с театром – это заработок в кино, на озвучке или на мероприятиях.

В русском ТЮЗе ситуация еще страшнее: там существует негласный закон, запрещающий актерам труппы заниматься чем-то помимо основной работы. В труппе театра Сац вы не увидите ни одного медийного лица – кто хотел развиваться дальше, давно из него ушел. А качество спектаклей здесь таково, что ни о каком актерском совершенствовании речи идти не может: сплошной упадок. Это театр не то что вчерашнего, а позавчерашнего дня, помноженный на стремление к экономии и, мягко выражаясь, неактуальное представление об искусстве у менеджеров.

В то же время, при казахском ТЮЗе имени Мусрепова существует целая театральная лаборатория. Она называется EGO, и курируют ее актеры труппы Ерлан КАРИБАЕВ и Данияр БАЗАРКУЛОВ. На их счету два спектакля, которые можно увидеть в репертуаре ТЮЗа, причем спектакли достаточно приличные. Так, «Шыңырау» по пьесе Горького «На дне» хоть и поставлен не особенно сильно, но отличается оригинальной инсценировкой: в трактовке Базаркулова драма превратилась в подобие детективного триллера.

Собственный независимый театр открыл и актер казахской драмы имени Ауэзова Азамат САТЫБАЛДЫ. Его проект 28 thearte участвовал в казахстанском шоукейсе «Откровения» со спектаклем «Войцек» в постановке независимого режиссера Дины ЖУМАБАЕВОЙ. Помимо идеи о существовании «маленького человека» в современном обществе, которая сама по себе более чем актуальна, «Войцека» отличает ладная режиссерская работа. Жумабаева в этом смысле сама по себе – крупный театральный кейс: выпускница курса Юрия ХАНИНГИ-БЕКНАЗАРА, она объездила полстраны и ставила почти в каждом регионе, оставаясь при этом свободным художником.

Читайте также
Пора валить

За русскость

Главная проблема всего русского театра в Казахстане – в стремлении сохранить некие традиции русского театра, о которых у конкретных деятелей неактуальное, если не сказать ошибочное представление. Стремление делать спектакли так, как делали «отцы и деды», не отдавая себе отчета в том, что отцы и деды уже тогда делали плохо, а теперешние их подражатели оказываются совсем бледными, приводит к упадку репертуара.

Тот же русский ТЮЗ штампует перформансы для Россотрудничества на тему межнациональной дружбы с убогими сюжетами и еще более печальной постановкой. На это, во-первых, тратятся ресурсы, в том числе и человеческие, во-вторых, это выдается за театральный продукт.

Защищать традиции казахского театра сложно в силу того, что их, традиций, по большому счету не существует. Отсюда казахская театральная молодежь занята не укреплением мифических ценностей, а развитием собственного театрального бэкграунда. Именно от этих молодых людей можно услышать, как они изучают современную драматургию или ездят за границу насматриваться - в ту же Россию. Смотреть современный актуальный театр. Например, режиссер театра Ауэзова Елик НУРСУЛТАН рассказывал, как уехал на два месяца в Москву и за это время пересмотрел все спектакли в репертуаре Театра.DOC.

Если обратиться к опыту казахстанской провинции, там тоже есть свои любопытные истории. Фархат МОЛДАГАЛИ из Петропавловска, режиссер показанного на «Откровении» спектакля «86», в Москве поучаствовал в воркшопах режиссера Владимира ПАНКОВА и привез на родину желание пробоваться в жанре саундрамы. «86» - как раз такой спектакль.

Читайте также
Культура тратить

Сам Молдагали интересен еще и тем, что решился делать современный театр вдали от столиц: сославшись на то, что тот же Елик Нурсултан в родной казахской драме может по полтора года ждать очередного запуска (а молодым режиссерам в Алматы и правда нечасто поручают постановки, впрочем, нечасто – это в казахских театрах, в русских - никогда), он поехал работать на самый север страны, где сделал четыре работы за сезон.

Дело тут, разумеется, не в языке. Дело в открытости новому опыту, в том числе и опыту международному. Неудивительно, что лучшие образцы современного театра в Казахстане в последние годы завязаны на миксе языков: это спектакли «Ұят» ARTиШОКа, «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» «Трансформы», «Карагоз» и «Пробуждение весны» Немецкого театра. Важно для перформеров перенимать прогрессивный опыт многих культур, а не запирать себя в регрессивные рамки единственно известного им способа существования. 

Фото: из открытых источников.

Комментарии отключены!

Но вы можете оставить свой комментарий и почитать мнения других читателей об этой публикации на нашей странице в Facebook.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Лимоны под снегом: пенсионеры из ВКО в морозы выращивают экзотические фрукты и цветы
Недалеко от Усть-Каменогорска супруги Земляные создали настоящий оазис
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Средняя дивидендная доходность по рынку в Казахстане удвоилась в 2025 году
Почему активизировались инвесторы?
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента