Казахстанский эксперт о том, как ИИ меняет жизнь
Сегодня Риз (Руслан) Есентаев – один из самых востребованных в Казахстане специалистов по искусственному интеллекту. Его проекты уже стали вирусными: это и забавные фэнтези-ролики о войнах казахов с динозаврами, и остроумные мемы для социальных сетей, и эффектные рекламные кампании для брендов. Сам Есентаев признается, нейросети – это не просто развлечение или хайповая игрушка. Это полноценный инструмент, который способен приносить доход в сотни тысяч, а при грамотном подходе – даже миллионы.
Ratel.kz поговорил с Ризом Есентаевым о том, как именно зарабатывают на нейросетях, какие перспективы открываются для казахстанских специалистов и какие сервисы стоит освоить каждому, кто хочет оставаться в тренде.
Сколько можно заработать на ИИ
– Риз, правда, что на нейросетях очень хорошо можно заработать?
– Да, это очень перспективная ниша, если освоить ИИ-инструменты на хорошем уровне – можно хорошо зарабатывать. Тем более, мы не ограничены географией, много моих коллег, да и я сам, мы работаем не только на Казахстан, но и на зарубежные рынки: Штаты, Россию.
– Сколько стоит создание одного ролика, чтобы понимать примерно заработки?
– Если речь о роликах хронометражем до 30 секунд, то в среднем у нас ролик стоит от 500 тыс. до 1,5 млн тенге. Конечно все зависит от сложности задачи, но обычно это дешевле традиционной съемки. Если ориентироваться на почасовую работу, средняя стоимость около 30 евро за час работы. Работа над более масштабными проектами, такими как большие рекламные ролики и музыкальные клипы выходят в среднем от 1,5 до 5 млн тенге. Но это очень примерные цифры, каждый проект просчитывается индивидуально.
Сейчас на рынке есть две группы специалистов. Одни научились работать только с одним инструментом и демпингуют, делают несложные видео за копейки. Другие — эксперты, у которых опыт работы с огромным количеством нейросетей, большая насмотренность и соответственно высокая стоимость услуг, потому что они делают действительно сложные вещи. На самом деле хорошие компании понимают, что цена за такое качество не такая уж и высокая. Для простых задач, например короткого фанового видео на 8 секунд, достаточно одной простенькой нейросети. Но чем больше в задаче условий (например, использование в ролике элементов айдентики бренда) тем сложнее его реализовать, сложность возрастает в сотни раз. Мы делаем при помощи нейросетей рекламные ролики, контент для соцсетей, анимацию, плюс дополнительно я обучаю. За это тоже получаю деньги.
Какие нейросети нужны каждому
– Порекомендуйте нейросети, которые надо знать всем?
– Здесь все сильно зависит от задачи. Хороший специалист отличается тем, что понимает: под какую задачу какой инструмент и какую нейросеть лучше использовать. Везде есть свои особенности и нюансы. К примеру, если вам нужно получить изображения или анимацию с максимальной фотореалистичностью, с этим отлично справляется, Higgsfield, это продукт от наших казахстанских разработчиков. А если требуется художественная, стилизованная подача, с интересными цветовыми сочетаниями, то лучше обратиться к Midjourney, там же можно и анимировать картинку. Я советую обратить внимание на агрегаторы – платформы, где в одной подписке доступны разные нейросети: для генерации изображений, видео и другого контента. Самые популярные сейчас – Krea и Freepik. Есть и более экспериментальные, вроде Florafauna или Weavy где можно собирать целые цепочки нейросетей в удобном интерфейсе.
– Кто обычно приходит к вам учиться работе с ИИ?
– Очень разные люди. Чаще всего те, кто так или иначе связан с созданием контента: журналисты, дизайнеры, креативные и арт-директора, сотрудники телеканалов, театров, ивент-индустрии. Приходят и киношники – их интересует, как нейросети могут облегчить производство. Например, режиссеры рекламы уже используют генерацию, чтобы создавать отдельные сложные кадры, а в кино нейросети помогают быстро исправлять детали, которые иначе пришлось бы переснимать.
– Получается, искусственный интеллект уже активно проникает в сферу кино?
– Абсолютно. Нейросети становятся инструментом, который упрощает задачи и экономит время. Это не альтернатива оператору или режиссеру, а помощник, способный закрывать отдельные этапы. Поэтому я уверен, что в ближайшие годы кино и искусственный интеллект будут тесно взаимодействовать. Сейчас стали популярны фестивали нейрокино, где показывают короткометражки, сделанные полностью с помощью ИИ. Да, пока видно, что это не «живое кино», но качество растет, и уже начинают появляться действительно качественные полнометражные проекты.
Новая профессия – «нейродизайнер»
– Как правильно называть специалиста по ИИ –«нейродизайнер», «промпт-инженер»?
– По сути, это одно и тоже. Термин «нейродизайнер» я придумал сам, потому что профессия новая, четкого определения еще нет. Проще говоря, это дизайнер, который может генерить через ИИ. Более общепринятое название – «промпт-инженер» от слова prompt, то есть «запрос» или «подсказка». Это человек, который умеет правильно формулировать запросы для нейросетей.
– Вам, наверное, легко зарабатывать на нейродизайне, потому что вы не случайный человек, по образованию графический дизайнер и окончили КАЗГАСА?
– Да, моя база мне, безусловно, помогает. Тут еще, думаю, помогла моя особенность: если какая-то тема меня зацепила, я погружаюсь в нее с головой. Могу сутками сидеть, изучать без остановки. Так же было и с нейросетями. Я сразу увидел в этой технологии большие возможности. Как только я погрузился в эту тему, три недели подряд проводил по десять часов в день: смотрел обучающие уроки, искал информацию. Но мне сложно учиться на курсах – я почти никогда их не покупаю. Я привык обучаться сам. Так было не раз – когда я увлекся каллиграфией, 3D дизайном, фотографией. Нейросети – это очередное заинтересовавшее меня направление.
– Разве вам как графическому дизайнеру, который 5 лет учился в вузе не обидно, что кто-то без опыта, пройдя курсы сможет создавать такое же?
– Честно говоря, нет. У меня другая позиция. Для меня само осознание того, что ты можешь написать текст – и получить готовую картинку, стало открытием. Я сразу увидел в этом потенциал: насколько можно упростить процессы, ускорить их. Это дает огромную свободу творчества. Когда работаешь над проектами по 12 часов, у тебя не остается сил на личное творчество. А с нейросетями ты придумываешь идею – и можешь реализовать ее за несколько часов. Это невероятно. Я думаю, что мы живем в такой век, когда любой уважающий себя дизайнер должен владеть ИИ.
Цена подписок и обучение
– Каждый день выходят новые нейросети, как успеть за гигантским объемом информации?
– У экспертов действительно есть страх не успеть. Но меня спасает то, что я на рынке с самого начала появления сервисов – Midjourney, Stable Diffusion и прочих. Я знаю, как они развивались. Большая часть новинок – это не новые продукты, а обновления и улучшения в старых. И когда у тебя уже есть база, все сводится к тому, что ты видишь: «О, у Runway вышла новая функция, пойду посмотрю, как работает». Постепенно все адаптируешь и вводишь в работу. Но да, за этим нужно следить, без этого никак. Если не отслеживать обновления, можно очень быстро отстать.
– Ощущение, что все эти инструменты бесплатны, но на самом-то деле нет. Сколько же обходятся такие подписки профессионалу?
– Подписки – это отдельная боль. У меня на них иногда уходит по 500–600 долларов в месяц. Еще нужно учитывать, что я часто провожу курсы, где показываю все инструменты. Значит, я должен иметь подписки на все. По генерации картинок – 5-6 инструментов, по генерации видео – три-четыре основных, плюс разные агрегаторы, генерация музыки, аудио. В итоге у меня стабильно около 15 подписок. Однажды дошло до смешного. Было время, когда были только иностранные заказчики, а у них все время выплаты – это довольно долгая история и в тот момент денег на счету не было. Друг отправил переводом небольшую сумму что-то типа 10 тысяч тенге и пока мы пару минут шли до кассы супермаркета, деньги списались за очередную подписку.
– То есть, генерировать что-то «нахаляву» не получится?
– По крайней мере, я не вижу, чтобы кто-то из коллег пользовался сомнительными бесплатными решениями, например телеграм-группами с генерацией. Все пользуются официальными, качественными сервисами, покупают подписки – это проще, удобнее и дает лучший результат.
Возраст и гибкость
– Правда, что это профессия только для молодежи? Или это эйджизм?
– Этим могут заниматься люди любого возраста, но почему там больше молодых – молодежи более гибкий и подвижный мозг и много времени. А когда ты уже постарше, работаешь в какой-то сфере, обрастаешь опытом и знаниями, тебе сложнее влиться во что-то новое, потому что твое «хранилище знаний» уже заполнено. Допустим, графическому дизайнеру, чтобы переквалифицироваться в 3D-художника или перейти в совершенно другое направление, нужно изучить массу нового материала. А когда это делать, если он целыми днями занят своими проектами – рисует логотипы, макеты и так далее? У него просто нет ресурса на обучение. У молодых этот ресурс есть, им проще.
Человеческий страх перед ИИ
– Главный страх перед ИИ, что он заменит человека, но вы явно этого не боитесь. Какая самая большая опасность от нейросетей?
– Первая проблема – это достоверность предоставляемой информации от того же ChatGPT, иногда он может вводить человека в заблуждение и если не проверять ответы и не подходить к ним критически, легко ошибиться. Нельзя воспринимать нейросети как абсолютный источник истины. Во-вторых, когда человек полностью перекладывает на искусственный интеллект задачу формулирования мыслей, он постепенно теряет навык самостоятельно писать и анализировать. Поэтому нейросети должны быть помощниками, но никак не работать и не думать вместо вас.
– Надеюсь, что восстания машин нам опасаться не стоит?
– Пока то шутка. Но ИИ так быстро развивается, что развитие может стать неконтролируемым, а взаимодействие с человеком непредсказуемым. Поэтому сейчас нам важно заранее ограничивать такие системы этическими рамками и учиться с ними взаимодействовать.
– У вас столько разных проектов – и коммерческих, и творческих, чем вы увлечены сейчас?
– Экспериментирую с музыкой через нейросети. Мне нравится находить необычные сочетания. Например, я беру казахские стихи – того же Абая – и на их основе создаю трек, смешивая с жанрами вроде drum’n’bass. Это кажется несовместимым, но звучит совершенно по-новому. Собираюсь скоро выпустить альбом.