Почему в комиссии по расследованию авиакатастрофы близ Актау два председателя

4964 просмотров
0
Анна КАЛАШНИКОВА
Среда, 05 Фев 2025, 12:00

Из-за чего Казахстан мог затянуть публикацию предварительного отчёта о крушении самолёта AZAL

Во вторник, 4 февраля, министр транспорта Республики Казахстан (РК) Марат КАРАБАЕВ на брифинге в кабинете министров РК озвучил информацию о том, почему до сих пор не опубликован предварительный отчет об авиакатастрофе Embraer E190 азербайджанской авиакомпании AZAL под Актау, которая произошла 25 декабря 2024 года.

Читайте также
Крушение лайнера Azerbaijan Airlines: власти Казахстана выпустили предварительный отчёт

"Специалистам необходимо время, чтобы завершить. Мы находимся на заключительном этапе. В ближайшее время опубликуем", - пояснил министр.

Впрочем, вечером того же дня, 4 февраля 2025 года, предварительный отчет об авиакатастрофе все же появился. Это совпало с выпуском на популярном Ютуб-канале об авиации передачи "Вопросы по расследованию по Актау. Андрей ЛИТВИНОВ", запись которой появилась за четыре часа до публикации отчета. В ней г-н Литвинов призвал "не тащить политическую грязь" в расследование авиакатастрофы. Также он обвинил в непрофессионализме членов комиссии и упомянул одного из председателей комиссии МАЛАЕВА.

Нуржан Малаев - директор Департамента по расследованию происшествий и инцидентов на транспорте Министерства транспорта Республики Казахстан - уполномоченный по расследованию и, как оказалось, председатель комиссии по расследованию авиакатастрофы.

В распоряжении редакции оказался Приказ "О некоторых вопросах комиссии по расследованию авиационного происшествия", в котором значатся сразу два председателя комиссии по расследованию, что уже нонсенс. То есть и министр транспорта является председателем комиссии, и г-н Малаев.

Впрочем, возможно, это и не уникальный случай, во всяком случае для Казахстана.

Нуржан Малаев не один раз становился "героем" наших публикаций.

Читайте также
Почему министр Карабаев солгал в стенах парламента

В начале этого года министр транспорта Марат Карабаев, выступая перед журналистами в мажилисе после правительственного часа, сделал заявление по поводу крушения самолета Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр", которое произошло 27 декабря 2019 года: "Сейчас есть обращение одного сотрудника авиакомпании, согласно которому процедурно рассматривается вопрос о возобновлении расследования".

Напомним, что еще в апреле 2022 года Министерство индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) объявило об окончании расследования обстоятельств авиакатастрофы самолета авиакомпании "Бек Эйр" близ Алматы и опубликовало Окончательный отчет, где были указаны причины и способствующие факторы авиационного происшествия, а также недостатки, выявленные в ходе расследования.

Одним из недостатков, как было указано в отчете, было то обстоятельство, что в ходе расследования была предпринята попытка ввода в заблуждение Комиссии по расследованию работниками АО "Международный аэропорт Алматы", когда они внесли документ о противообледенительной обработке с приписками и исправлениями, искажающими ранее имевшийся первоначальный документ, о чем было публично сообщено на одном из брифингов для СМИ в мае 2022 года.

В октябре 2024 года Ratel.kz направил в Минтранс (который стал правопреемником МИИР) запрос, чтобы выяснить – направлялись ли в правоохранительные органы материалы о вышеуказанной попытке подлога и/или предпринимались ли работниками АО "Международный аэропорт Алматы" попытки опровергнуть информацию о подлоге путем подачи заявлений или исков в судебные органы? А также просили приложить копии соответствующих документов.

Читайте также
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года

Ответ, полученный из Минтранса за подписью директора Департамента по расследованию происшествий и инцидентов на транспорте Минтранса РК Нуржана Малаева, удивил: якобы не было никаких заявлений или исков, хотя в базе Судебного кабинета имеются определения и решения судебных органов, опровергающие информацию Минтранса. Столкнувшись с беззастенчивым враньем, мы направили жалобу в Агентство РК по делам государственной службы, требуя провести служебное расследование и привлечь к ответственности чиновников Минтранса, причастных к обману журналистов.

Агентство по делам госслужбы подобрало изящный эвфемизм, назвав очевидное вранье "некачественным ответом", но на всякий случай влепило выговор подчиненному Малаева и тем ограничилось.

Между тем, нам стало известно, именно директор Малаев пытался инициировать новое расследование авиакатастрофы, отправив в ноябре письмо членам Комиссии по расследованию и ссылаясь на заявление некоего экс-сотрудника АО "Международный аэропорт Алматы", предоставление информации о котором возможно лишь при соблюдении норм Закона РК "О персональных данных и их защите", говорится в ответе Малаева редакции.

То есть министр транспорта вещает депутатам про сотрудника авиакомпании "Бек Эйр", а директор департамента этого же министерства Малаев пишет о сотруднике алматинского аэропорта, тоже его не называя.

В итоге мы выяснили, кто обратился с заявлением, чтобы перерасследовать авиакатастрофу самолета Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр", им оказался бывший сотрудник аэропорта Алматы Уразбай БИМАГАМБЕТОВ, который сейчас возглавляет ИБП АО "Казавиаспас" МЧС РК и в конце 2019 года он как раз был начальником департамента МАА по безопасности полетов.

Читайте также
Какая связь между крушением Fokker-100 авиакомпании BekAir и Кантаром

Кстати, именно Бимагамбетов принес в комиссию поддельные документы и о противообледенительной жидкости, из-за чего и вылетел из нее.

Сегодня Карабаев и Малаев возглавили Комиссию по расследованию авиакатастрофы Embraer E190 азербайджанской авиакомпании AZAL под Актау. И опять с самого начала расследования в деле происходят всякие казусы.

В биографии Нуржана Малаева, опубликованной на сайте Минтранса, гворится, что он окончил Академию гражданской авиации по специальности "Организация аэропортовой деятельности" и Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова по специальности "Международный туризм", то есть ничего общего с безопасностью полетов он не имеет.

Кстати, в "Руководстве по подготовке в области расследования авиационных происшествий и инцидентов" Международной организации гражданской авиации (IKAO), издания 2024 года, в пункте 1.2 (страница 15) указано, кто может быть расследователем авиационных происшествий – это пилоты и инженеры с большим стажем.

Более того, Малаев окончил Академию гражданской авиации в 2022 году заочно, учебу проходил, получается, в период пандемии, на дистанционном обучении.

Вообще, есть и другие вопросы к председателям комиссии по расследованию крушения Embraer E190 азербайджанской авиакомпании AZAL под Актау. Мы будем продолжать внимательно следить за ним. И будем надеяться, что два председателя этой комиссии не "доиграются" до политического международного скандала.

Читайте также
Авиакатастрофа в Актау: Кремль просит не строить "гипотезы"

Напомним, самолет авиакомпании AZAL осуществлял рейс Баку-Грозный, но был вынужден уйти на запасной аэродром в Актау. Экипаж попытался посадить самолет на взлетно-посадочную полосу, но ушел на второй круг. Не долетев нескольких километров до аэродрома, самолет упал и загорелся.

На борту судна находились 67 человек, включая 5 членов экипажа, выжили 29 человек.

Предварительный отчет об авиакатастрофе должен был появиться на сайте министерства спустя 30 дней, но появился спустя 40 дней. Комментарии по содержащейся в нем информации мы обязательно дадим немного позже.

Бортовые самописцы потерпевшего крушения самолета Embraer E190 казахстанской стороной были отправлены в страну-производитель Бразилию, и их расшифровку завершили еще в начале прошлого месяца. Однако на прошлой неделе вице-премьер Канат БОЗУМБАЕВ сообщил, что появившаяся расшифровка "черных ящиков" самолета Embraer E190 не совсем соответствует действительности.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Чемпионка Итогового турнира WTA-2025
Я горжусь представлять Казахстан и дарить вам эмоции и победы. Особенно радуюсь, когда вижу, что всё больше ребят берут в руки ракетки. Если моя игра вдохновляет вас мечтать, трудиться и верить в себя это моя самая большая победа.
В Казахстане усиливаются обсуждения перехода на авиационное топливо SAF
Эксперты предупреждают, что это скажется на национальной безопасности страны
ЦУР Алматы – победим бедность, болезни и станем равными
150 инициатив НПО по 26 задачам ЦУР на сумму 9,36 млрд тенге – каков результат?
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?
В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
В Казахстане усиливаются обсуждения перехода на авиационное топливо SAF
Эксперты предупреждают, что это скажется на национальной безопасности страны
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента