Почему в комиссии по расследованию авиакатастрофы близ Актау два председателя

4681 просмотров
0
Анна КАЛАШНИКОВА
Среда, 05 Фев 2025, 12:00

Из-за чего Казахстан мог затянуть публикацию предварительного отчёта о крушении самолёта AZAL

Во вторник, 4 февраля, министр транспорта Республики Казахстан (РК) Марат КАРАБАЕВ на брифинге в кабинете министров РК озвучил информацию о том, почему до сих пор не опубликован предварительный отчет об авиакатастрофе Embraer E190 азербайджанской авиакомпании AZAL под Актау, которая произошла 25 декабря 2024 года.

Читайте также
Крушение лайнера Azerbaijan Airlines: власти Казахстана выпустили предварительный отчёт

"Специалистам необходимо время, чтобы завершить. Мы находимся на заключительном этапе. В ближайшее время опубликуем", - пояснил министр.

Впрочем, вечером того же дня, 4 февраля 2025 года, предварительный отчет об авиакатастрофе все же появился. Это совпало с выпуском на популярном Ютуб-канале об авиации передачи "Вопросы по расследованию по Актау. Андрей ЛИТВИНОВ", запись которой появилась за четыре часа до публикации отчета. В ней г-н Литвинов призвал "не тащить политическую грязь" в расследование авиакатастрофы. Также он обвинил в непрофессионализме членов комиссии и упомянул одного из председателей комиссии МАЛАЕВА.

Нуржан Малаев - директор Департамента по расследованию происшествий и инцидентов на транспорте Министерства транспорта Республики Казахстан - уполномоченный по расследованию и, как оказалось, председатель комиссии по расследованию авиакатастрофы.

В распоряжении редакции оказался Приказ "О некоторых вопросах комиссии по расследованию авиационного происшествия", в котором значатся сразу два председателя комиссии по расследованию, что уже нонсенс. То есть и министр транспорта является председателем комиссии, и г-н Малаев.

Впрочем, возможно, это и не уникальный случай, во всяком случае для Казахстана.

Нуржан Малаев не один раз становился "героем" наших публикаций.

Читайте также
Почему министр Карабаев солгал в стенах парламента

В начале этого года министр транспорта Марат Карабаев, выступая перед журналистами в мажилисе после правительственного часа, сделал заявление по поводу крушения самолета Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр", которое произошло 27 декабря 2019 года: "Сейчас есть обращение одного сотрудника авиакомпании, согласно которому процедурно рассматривается вопрос о возобновлении расследования".

Напомним, что еще в апреле 2022 года Министерство индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) объявило об окончании расследования обстоятельств авиакатастрофы самолета авиакомпании "Бек Эйр" близ Алматы и опубликовало Окончательный отчет, где были указаны причины и способствующие факторы авиационного происшествия, а также недостатки, выявленные в ходе расследования.

Одним из недостатков, как было указано в отчете, было то обстоятельство, что в ходе расследования была предпринята попытка ввода в заблуждение Комиссии по расследованию работниками АО "Международный аэропорт Алматы", когда они внесли документ о противообледенительной обработке с приписками и исправлениями, искажающими ранее имевшийся первоначальный документ, о чем было публично сообщено на одном из брифингов для СМИ в мае 2022 года.

В октябре 2024 года Ratel.kz направил в Минтранс (который стал правопреемником МИИР) запрос, чтобы выяснить – направлялись ли в правоохранительные органы материалы о вышеуказанной попытке подлога и/или предпринимались ли работниками АО "Международный аэропорт Алматы" попытки опровергнуть информацию о подлоге путем подачи заявлений или исков в судебные органы? А также просили приложить копии соответствующих документов.

Читайте также
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года

Ответ, полученный из Минтранса за подписью директора Департамента по расследованию происшествий и инцидентов на транспорте Минтранса РК Нуржана Малаева, удивил: якобы не было никаких заявлений или исков, хотя в базе Судебного кабинета имеются определения и решения судебных органов, опровергающие информацию Минтранса. Столкнувшись с беззастенчивым враньем, мы направили жалобу в Агентство РК по делам государственной службы, требуя провести служебное расследование и привлечь к ответственности чиновников Минтранса, причастных к обману журналистов.

Агентство по делам госслужбы подобрало изящный эвфемизм, назвав очевидное вранье "некачественным ответом", но на всякий случай влепило выговор подчиненному Малаева и тем ограничилось.

Между тем, нам стало известно, именно директор Малаев пытался инициировать новое расследование авиакатастрофы, отправив в ноябре письмо членам Комиссии по расследованию и ссылаясь на заявление некоего экс-сотрудника АО "Международный аэропорт Алматы", предоставление информации о котором возможно лишь при соблюдении норм Закона РК "О персональных данных и их защите", говорится в ответе Малаева редакции.

То есть министр транспорта вещает депутатам про сотрудника авиакомпании "Бек Эйр", а директор департамента этого же министерства Малаев пишет о сотруднике алматинского аэропорта, тоже его не называя.

В итоге мы выяснили, кто обратился с заявлением, чтобы перерасследовать авиакатастрофу самолета Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр", им оказался бывший сотрудник аэропорта Алматы Уразбай БИМАГАМБЕТОВ, который сейчас возглавляет ИБП АО "Казавиаспас" МЧС РК и в конце 2019 года он как раз был начальником департамента МАА по безопасности полетов.

Читайте также
Какая связь между крушением Fokker-100 авиакомпании BekAir и Кантаром

Кстати, именно Бимагамбетов принес в комиссию поддельные документы и о противообледенительной жидкости, из-за чего и вылетел из нее.

Сегодня Карабаев и Малаев возглавили Комиссию по расследованию авиакатастрофы Embraer E190 азербайджанской авиакомпании AZAL под Актау. И опять с самого начала расследования в деле происходят всякие казусы.

В биографии Нуржана Малаева, опубликованной на сайте Минтранса, гворится, что он окончил Академию гражданской авиации по специальности "Организация аэропортовой деятельности" и Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова по специальности "Международный туризм", то есть ничего общего с безопасностью полетов он не имеет.

Кстати, в "Руководстве по подготовке в области расследования авиационных происшествий и инцидентов" Международной организации гражданской авиации (IKAO), издания 2024 года, в пункте 1.2 (страница 15) указано, кто может быть расследователем авиационных происшествий – это пилоты и инженеры с большим стажем.

Более того, Малаев окончил Академию гражданской авиации в 2022 году заочно, учебу проходил, получается, в период пандемии, на дистанционном обучении.

Вообще, есть и другие вопросы к председателям комиссии по расследованию крушения Embraer E190 азербайджанской авиакомпании AZAL под Актау. Мы будем продолжать внимательно следить за ним. И будем надеяться, что два председателя этой комиссии не "доиграются" до политического международного скандала.

Читайте также
Авиакатастрофа в Актау: Кремль просит не строить "гипотезы"

Напомним, самолет авиакомпании AZAL осуществлял рейс Баку-Грозный, но был вынужден уйти на запасной аэродром в Актау. Экипаж попытался посадить самолет на взлетно-посадочную полосу, но ушел на второй круг. Не долетев нескольких километров до аэродрома, самолет упал и загорелся.

На борту судна находились 67 человек, включая 5 членов экипажа, выжили 29 человек.

Предварительный отчет об авиакатастрофе должен был появиться на сайте министерства спустя 30 дней, но появился спустя 40 дней. Комментарии по содержащейся в нем информации мы обязательно дадим немного позже.

Бортовые самописцы потерпевшего крушения самолета Embraer E190 казахстанской стороной были отправлены в страну-производитель Бразилию, и их расшифровку завершили еще в начале прошлого месяца. Однако на прошлой неделе вице-премьер Канат БОЗУМБАЕВ сообщил, что появившаяся расшифровка "черных ящиков" самолета Embraer E190 не совсем соответствует действительности.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Главный тренер мадридского «Реала»
«Кайрат» заслужил право играть в Лиге чемпионов. Мы все это видели, побывав в Алматы.
Китай заполняет пустоту – у Центральной Азии нет выбора
Балансировать между глобальными игроками становится все сложнее
Малый Турксиб: Для чего настоящие поезда ходили по центру Алма-Аты
Репортажи из прошлого
«Qustar»: цитаты и смыслы Нургисы Тлендиева
Как канадский музыкант переосмыслил наследие казахского композитора
Рост ВВП и падение доходов: парадоксы казахстанской экономики
Казахстанцы зарабатывают на еду и похороны
От веб-драмы до блокбастера: путь казахстанского кинооператора
Багдат Аргинов о кино, стиле и зрителях
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента