Почему в комиссии по расследованию авиакатастрофы близ Актау два председателя

3936 просмотров
0
Анна КАЛАШНИКОВА
Среда, 05 Фев 2025, 12:00

Из-за чего Казахстан мог затянуть публикацию предварительного отчёта о крушении самолёта AZAL

Во вторник, 4 февраля, министр транспорта Республики Казахстан (РК) Марат КАРАБАЕВ на брифинге в кабинете министров РК озвучил информацию о том, почему до сих пор не опубликован предварительный отчет об авиакатастрофе Embraer E190 азербайджанской авиакомпании AZAL под Актау, которая произошла 25 декабря 2024 года.

Читайте также
Крушение лайнера Azerbaijan Airlines: власти Казахстана выпустили предварительный отчёт

"Специалистам необходимо время, чтобы завершить. Мы находимся на заключительном этапе. В ближайшее время опубликуем", - пояснил министр.

Впрочем, вечером того же дня, 4 февраля 2025 года, предварительный отчет об авиакатастрофе все же появился. Это совпало с выпуском на популярном Ютуб-канале об авиации передачи "Вопросы по расследованию по Актау. Андрей ЛИТВИНОВ", запись которой появилась за четыре часа до публикации отчета. В ней г-н Литвинов призвал "не тащить политическую грязь" в расследование авиакатастрофы. Также он обвинил в непрофессионализме членов комиссии и упомянул одного из председателей комиссии МАЛАЕВА.

Нуржан Малаев - директор Департамента по расследованию происшествий и инцидентов на транспорте Министерства транспорта Республики Казахстан - уполномоченный по расследованию и, как оказалось, председатель комиссии по расследованию авиакатастрофы.

В распоряжении редакции оказался Приказ "О некоторых вопросах комиссии по расследованию авиационного происшествия", в котором значатся сразу два председателя комиссии по расследованию, что уже нонсенс. То есть и министр транспорта является председателем комиссии, и г-н Малаев.

Впрочем, возможно, это и не уникальный случай, во всяком случае для Казахстана.

Нуржан Малаев не один раз становился "героем" наших публикаций.

Читайте также
Почему министр Карабаев солгал в стенах парламента

В начале этого года министр транспорта Марат Карабаев, выступая перед журналистами в мажилисе после правительственного часа, сделал заявление по поводу крушения самолета Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр", которое произошло 27 декабря 2019 года: "Сейчас есть обращение одного сотрудника авиакомпании, согласно которому процедурно рассматривается вопрос о возобновлении расследования".

Напомним, что еще в апреле 2022 года Министерство индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) объявило об окончании расследования обстоятельств авиакатастрофы самолета авиакомпании "Бек Эйр" близ Алматы и опубликовало Окончательный отчет, где были указаны причины и способствующие факторы авиационного происшествия, а также недостатки, выявленные в ходе расследования.

Одним из недостатков, как было указано в отчете, было то обстоятельство, что в ходе расследования была предпринята попытка ввода в заблуждение Комиссии по расследованию работниками АО "Международный аэропорт Алматы", когда они внесли документ о противообледенительной обработке с приписками и исправлениями, искажающими ранее имевшийся первоначальный документ, о чем было публично сообщено на одном из брифингов для СМИ в мае 2022 года.

В октябре 2024 года Ratel.kz направил в Минтранс (который стал правопреемником МИИР) запрос, чтобы выяснить – направлялись ли в правоохранительные органы материалы о вышеуказанной попытке подлога и/или предпринимались ли работниками АО "Международный аэропорт Алматы" попытки опровергнуть информацию о подлоге путем подачи заявлений или исков в судебные органы? А также просили приложить копии соответствующих документов.

Читайте также
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года

Ответ, полученный из Минтранса за подписью директора Департамента по расследованию происшествий и инцидентов на транспорте Минтранса РК Нуржана Малаева, удивил: якобы не было никаких заявлений или исков, хотя в базе Судебного кабинета имеются определения и решения судебных органов, опровергающие информацию Минтранса. Столкнувшись с беззастенчивым враньем, мы направили жалобу в Агентство РК по делам государственной службы, требуя провести служебное расследование и привлечь к ответственности чиновников Минтранса, причастных к обману журналистов.

Агентство по делам госслужбы подобрало изящный эвфемизм, назвав очевидное вранье "некачественным ответом", но на всякий случай влепило выговор подчиненному Малаева и тем ограничилось.

Между тем, нам стало известно, именно директор Малаев пытался инициировать новое расследование авиакатастрофы, отправив в ноябре письмо членам Комиссии по расследованию и ссылаясь на заявление некоего экс-сотрудника АО "Международный аэропорт Алматы", предоставление информации о котором возможно лишь при соблюдении норм Закона РК "О персональных данных и их защите", говорится в ответе Малаева редакции.

То есть министр транспорта вещает депутатам про сотрудника авиакомпании "Бек Эйр", а директор департамента этого же министерства Малаев пишет о сотруднике алматинского аэропорта, тоже его не называя.

В итоге мы выяснили, кто обратился с заявлением, чтобы перерасследовать авиакатастрофу самолета Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр", им оказался бывший сотрудник аэропорта Алматы Уразбай БИМАГАМБЕТОВ, который сейчас возглавляет ИБП АО "Казавиаспас" МЧС РК и в конце 2019 года он как раз был начальником департамента МАА по безопасности полетов.

Читайте также
Какая связь между крушением Fokker-100 авиакомпании BekAir и Кантаром

Кстати, именно Бимагамбетов принес в комиссию поддельные документы и о противообледенительной жидкости, из-за чего и вылетел из нее.

Сегодня Карабаев и Малаев возглавили Комиссию по расследованию авиакатастрофы Embraer E190 азербайджанской авиакомпании AZAL под Актау. И опять с самого начала расследования в деле происходят всякие казусы.

В биографии Нуржана Малаева, опубликованной на сайте Минтранса, гворится, что он окончил Академию гражданской авиации по специальности "Организация аэропортовой деятельности" и Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова по специальности "Международный туризм", то есть ничего общего с безопасностью полетов он не имеет.

Кстати, в "Руководстве по подготовке в области расследования авиационных происшествий и инцидентов" Международной организации гражданской авиации (IKAO), издания 2024 года, в пункте 1.2 (страница 15) указано, кто может быть расследователем авиационных происшествий – это пилоты и инженеры с большим стажем.

Более того, Малаев окончил Академию гражданской авиации в 2022 году заочно, учебу проходил, получается, в период пандемии, на дистанционном обучении.

Вообще, есть и другие вопросы к председателям комиссии по расследованию крушения Embraer E190 азербайджанской авиакомпании AZAL под Актау. Мы будем продолжать внимательно следить за ним. И будем надеяться, что два председателя этой комиссии не "доиграются" до политического международного скандала.

Читайте также
Авиакатастрофа в Актау: Кремль просит не строить "гипотезы"

Напомним, самолет авиакомпании AZAL осуществлял рейс Баку-Грозный, но был вынужден уйти на запасной аэродром в Актау. Экипаж попытался посадить самолет на взлетно-посадочную полосу, но ушел на второй круг. Не долетев нескольких километров до аэродрома, самолет упал и загорелся.

На борту судна находились 67 человек, включая 5 членов экипажа, выжили 29 человек.

Предварительный отчет об авиакатастрофе должен был появиться на сайте министерства спустя 30 дней, но появился спустя 40 дней. Комментарии по содержащейся в нем информации мы обязательно дадим немного позже.

Бортовые самописцы потерпевшего крушения самолета Embraer E190 казахстанской стороной были отправлены в страну-производитель Бразилию, и их расшифровку завершили еще в начале прошлого месяца. Однако на прошлой неделе вице-премьер Канат БОЗУМБАЕВ сообщил, что появившаяся расшифровка "черных ящиков" самолета Embraer E190 не совсем соответствует действительности.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Марафондарыңды… Сендер айдалаға барып жүгіріңдерші. Көше жауып, пробка жасамай.
Сможет ли Трамп заставить казахские власти суетиться
Тарифная война - это так плохо, что даже и хорошо
От публикации на Ratel.kz до отказа от закупки георгиевских лент ко Дню Победы прошло всего несколько часов
Как научить отечественных чиновников отличать казахстанский патриотизм от российского
Как Жакип Асанов поспособствовал беспределу МФО
Почему нужно допросить сенатора в ходе расследования мошенничества микрофинансовых организаций
Новый министр энергетики Казахстана заявляет в духе Трампа: Make Qazaqstan Great Again!
Казахстан устами Ерлана Аккенженова фактически заявил о выходе из сделки ОПЕК+
Отношение власти к обществу в Казахстане
Подавление свободы слова и оппозиции уменьшает шансы на успешное долгосрочное развитие страны
AMERICA IS BACK
США переходят от модели глобального одностороннего доминирования и мирового шерифа к знакомой парадигме самодостаточного лидера
Байконур: почему советский космодром построили в Казахстане, а не в России или Украине
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Нескучные документы
Как мы ходили на экскурсию в городской архив
Сотрудник минпрома, отметив выписку ребенка из роддома, заболел
Становится все понятнее – почему присяжные в СКО оправдали Долгалева, а судьи регионального СМУС поспешили откреститься от этого дела
Казахстанская энергетика: перезимовали… Что дальше
В южных регионах Казахстана уже в первой половине апреля отключили отопление
Казахско-русский вуз закрыли после скандала со студентами в Актобе
Одной из причин стало то, что 90 процентов студентов не посещают занятия. Это установила проверка министерства
Оскорблять граждан с официальной страницы госкомпании допустимо, решил суд в Усть-Каменогорске
Немало удивившись такому обстоятельству, истец направил жалобу в Конституционный суд
Как акимат Караганды обошёл законы ради BI Group
Администрация Булекпаева не смогла подавить негатив в свой адрес, половина города ненавидит чиновников
Реорганизация поликлиники вызвала бурю негодования горожан в Петропавловске
В управлении здравоохранения заверили, что это решение отменено
Чиновники и общественники продолжают мордовать бизнесменов
Последние жалуются правозащитникам, правозащитники рассылают рекомендации надзорным органам
Ассоциация кемпингового туризма: акимат вставляет палки в колеса тем, кто хочет развивать отрасль
Сверху декларируется поддержка, а на местах чинят препоны
Как охранники разворовывали "АрселорМиттал Темиртау"
В 2016 году члены банды вахтёров расстреляли шахтёров в Степногорске
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.