Цензурная амнезия

2715 просмотров
0
Анар БЕКБАСОВА
Пятница, 25 Мар 2016, 08:28

Почему казахстанские министры не ходят в театры

Руководители государственных театров Казахстана давно забыли, что такое цензура. Это сенсационное признание прозвучало вечером в четверг, 24 марта, на пресс-конференции «О совершенствовании деятельности театров», прошедшей  в Астане.  Многие могут подумать, что незадолго до встречи с журналистами настоятелям храмов Мельпомены выкручивали руки, но на деле все было совсем не так. Их привел на встречу с прессой заместитель руководителя департамента по делам культуры и искусства Министерства культуры и спорта Нурболат АХМЕТЖАНОВ. Сначала он сам рассказал, как отечественные театры растут и процветают, а новое Управление репертуарной политики в структуре ведомства этому всячески способствует. Потом дал высказаться и самим директорам.

Качеством театральных постановок в Министерстве культуры и спорта озаботились с приходом министра Арыстанбека МУХАМЕДИУЛЫ, прославившегося на всю страну незаурядными познаниями в области высокого искусства. Однажды ему так надоело смотреть низкопробные спектакли, что он решил сформировать худсоветы, члены которых не дают режиссерам ставить спектакли, не соответствующие их представлениям о прекрасном, а затем для тех же целей создал еще и управление по делам репертуарной политики. Многие деятели культуры и критики заговорили тогда о введении цензуры в государственных театрах, но свободолюбивые худруки развеяли все эти страхи.

Талгат Теменов.

- Слово «цензура» мы забыли. Для нас оно архаизм, - признался режиссер Талгат ТЕМЕНОВ. – В  моем понимании, цензура - это совесть режиссера. Когда человек знает, что нельзя,  а что можно вот это и есть главная цензура. Поэтому замечательно,  что есть такое управление в Министерстве культуры, которое может направить областные театры, республиканские театры.

Теменов сказал, что ему очень нравится культурная политика нашего государства, без нее теперь работать совсем невозможно, потому что и так «все дозволено». С ним тут же согласился директор Государственного академического русского театра драмы им. Лермонтова Юрий ЯКУШЕВ. По его мнению, появление репертуарного управления могло взволновать лишь тех, кто натерпелся от советской цензуры. 

- У всех было такое опасение, кто работал еще в советских театрах и знал, что такое цензура - и когда сдавали спектакли в министерство, и спектакли не принимали, и очень трудно пробивали все это, - объяснил Юрий Якушев. - Поэтому, когда создавалось управление, возникали эти вопросы. Но в данном случае управление репертуарной политики создавалось не для того, чтобы производить цензуру, а чтобы именно помочь тем театрам, особенно в областях, поставить небольшой барьер для низкопробной драматургии.

Юрий Якушев.

В Министерстве культуры и спорта говорят, что теперь, благодаря новому подразделению, ни один режиссер не сможет поставить спектакль на малозначимые темы, как это было раньше. Отныне в каждом театре есть постановки о патриотизме, об истории казахского ханства и даже такие, что приурочены к "ЭКСПО-2017"! Но, несмотря на все старания в виде повышения зарплат актерам, организации заграничных гастролей, участия в фестивалях, пошива новых костюмов и заботы чиновников, народ в большинстве почему-то не хочет смотреть отечественные постановки. Руководители театров долго искали причину этой несправедливости. И неожиданно нашли ее прямо во время пресс-конференции. Во всем оказались  виноваты журналисты и члены правительства. (Кроме Арыстанбека Мухамедиулы, разумеется, он-то завзятый театрал – А.Б.).

- Отношение к театру становится в Казахстане, как к второсортному искусству. Я не видел акима области, или замминистра, или министра, чтобы они купили билет в театр. Я понимаю, они ходят в «Астана Опера». Я понимаю, это - замечательное здание. Но другие театры, областные, тоже есть. Когда в сознание этих чиновников дойдет, что театр – это не только место зрелища, но это и место для воспитания,  для души, вот тогда и ваше отношение будет другое, - говорит Талгат Теменов .

Тут же он сказал, что ужасно обиделся, когда на один из фестивалей в Казахстан приезжал российский актер Сергей БЕЗРУКОВ, и все местные издания написали об этом, а про местные премьеры не пишут.  Пожаловался и директор столичного театра имени Горького, заметив, что журналисты вообще плохо разбираются в драматургии и пишут совсем неинтересно. А Теменов для наглядности остроты вопроса, потребовал поднять руки тех, кто посещает казахский театр.

- Вы не ходите сами. Вот видите? – щурясь, сказал он, не обнаружив ни единой поднятой руки. - Задавать вопросы - хорошо, но ходить в театр тоже нужно.

Сразу после пресс-конференции группа журналистов помчалась с левого берега на правый, в театр ''Жастар''. Там выступал с гастролями независимый театр «АРТиШОК» из Алматы, не получающий из бюджетной казны ни тиына. В зале царил аншлаг. Но члены правительства снова замечены не были. Даже Арыстанбек Мухамедиулы не пришел. 

Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Марат Шибутов: «Это далеко не последний террористический акт, направленный по религиозным мотивам против евреев»
Может настать время, когда придётся спасать от беженцев тех, кто ратует за их приём
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером