Жертву жуткого ДТП полицейские и прокуроры хотели сделать виновным

8097 просмотров
0
Дмитрий МАТВЕЕВ
Среда, 27 Апр 2022, 09:00

Следствие и курировавшие его прокуроры закрывали глаза на очевидное

Чингирлауский районный суд оправдал актюбинца Марата ДАВЛЕТБАЕВА. Его обвиняли в том, что в декабре 2020 года по его вине случилось ДТП, в котором погибли трое человек. Сам он чудом остался жив. Как говорили врачи, Давлетбаев вернулся буквально с того света.

Читайте также
Как актюбинские полицейские раскрыли тайну следствия

Это случилось утром 9 декабря на трассе Самара-Шымкент, в 40 километрах от посёлка Алмазный на территории Чингирлауского района ЗКО. В то утро стоял сильный туман, колонна КамАЗов ехала очень медленно. Водители машин видели друга друга только по свету фар. Рустам ТИМРАЛИЕВ, ехавший позади колонны большегрузов, решил пойти на обгон и выехал на встречку. В то время там ехал Марат Давлетбаев, в его машине было четверо пассажиров. Выскочившую машину Тимралиева он увидел в метрах 40 от себя. Чтобы избежать столкновения, как сказано в приговоре, Тимралиев свернул на обочину, а потом поехал дальше. Его задержали по ориентировке недалеко от Актобе в посёлке Хобда. А последнее, что запомнил Давлетбаев, это то, что он нажал на тормоз. Момент столкновения с КамАЗом он не помнил. От удара три пассажира, которые были в салоне "Toyota Camry" Давлетбаева, погибли. Лошади из перевернувшегося КамАЗа, в который врезался Давлетбаев, разбежались, часть из них погибла. Самого Давлетбаева в тяжёлом состоянии отвезли в больницу. Врачи не верили, что он выживет.

Несмотря на то, что ДТП произошло утром, осмотр места происшествия полиция провела только в 16.00 так как несколько часов выясняли, кто будет расследовать аварию: актюбинские или уральские полисмены. Всё это время тело одного из погибших лежало на асфальте.

Наверное, полагая, что Давлетбаев умрёт, полиция с первых же дней решила сделать виновником ДТП именно его. Полицейские, к примеру, в бумагах изменили расстояние, которое было между машинами, не указывали, что был туман, куда-то пропали первые показания свидетелей КамАЗов. Эти показания были не в пользу Тимралиева. Полицейские следователи и прокуроры утверждали, что Тимралиев (к слову, преподаватель автошколы), обгоняя КамАЗ, не создавал помех едущему навстречу Давлетбаеву. У последнего, как утверждало следствие, были время и возможность избежать удара с тяжеловозом и сохранить жизни людей.

Читайте также
Сообразительный полицейский отделался штрафом

В деле было столько нарушений, что суду ничего не оставалось, как оправдать Давлетбаева. Версия обвинения не стыковалась с материалами дела. Как сказал в суде один из экспертов, скорость, с которой ехал Тимралиев, полицейские установили... с его слов. Как указал суд, следствие не дало оценку словам водителям КамАЗов, которые говорили, что Тимралиев обгонял их колонну со скоростью 70-80 километров в час, а не скоростью в 40 километров, как утверждал Тимралиев. Суду пришлось назначать новую экспертизу, чтобы выяснить скорость машин. Кроме этого, по словам приговора, ничем не подтверждены доводы следствия о том, что Давлетбаев не не стал тормозить и не сбавил скорость, увидев перед собой машину Тимралиева. Показания свидетелей - водителей КамАЗов - о том, что машина Давлетбаева перед ударом с грузовиком тормозила, следствие почему-то не приняло во внимание.

По словам адвоката Давлетбаева, полиция и прокуроры скорее напоминали адвокатов Тимралиева, нежели беспристрастных служителей закона.

Суд не поверил показаниям Тимралиева о том, что он увидел авто Давлетбаева на расстоянии 150-200 метров. В своих первых показаниях Тимралиев признавался, что это расстояние было меньше 40-70 метров. Именно это, как посчитал суд, и было правдой.

Как сказано в приговоре, выезд Давлетбаева на встречку и столкновение с КамАЗом было "связано с условиями крайней необходимости, последовавшими за действиями водителя Тимралиева". Именно он выехал на обгон, нарушив правила дорожного движения.

Читайте также
Полковник полиции, который ездил на машине с подложными номерами, стал членом общественного совета

Нарушения следствия суд описал на 9 листах частного постановления. К примеру, так и не удалось установить, кто же из полицейских составлял схему ДТП. Там была подпись какого-то полицейского, но его фамилии не было. Не смогла вспомнить эту фамилию и дознаватель ГАЙНУТДИНОВА, которая присутствовала при составлении схемы. Она лишь помнила, что это делал её коллега из Актобе. А еще Гайнутдинова в суде вспомнила, что при осмотре места происшествия на асфальте были следы масла и солярки. Но почему это не попало в схему ДТП, дознаватель тоже ответить не могла. Не было в схеме ДТП и уклонов, которые были на проезжей части в месте аварии. Та же дознаватель Гайнутдинова опрашивала водителей и пассажиров КамАЗов. Но протоколов с их допросами почему-то тоже вдруг в деле не оказалось. Гайнутдинова в суде утверждала, что подлинники этих протоколов она направила в управление дознания департамента полиции ЗКО, для того чтобы их приобщили к материалам дела. Но по неизвестной причине другой дознаватель - ЖАЛИЕВ - к делу их не приобщил. А проверку и уточнение показаний на месте ДТП уральские полицейские провели так, что показаний свидетелей ДТП почти не было слышно. Наверное, из-за незнания закона перед проведением этого действия полицейские дознаватели ТЕМИРЛАНОВ и Жалиев не разъяснили участникам их права и обязанности. Всё это было видно на видеозаписи осмотра. Полицейские и это объяснили чистой случайностью. Когда судья сопоставила то, что говорили свидетели ДТП на видеозаписи с письменной расшифровкой, то оказалось, что полицейские написали там не то, что на самом деле говорили свидетели. То, что говорили свидетели в пользу Давлетбаева, полицейские в письменном протоколе почему-то не отразили.

Читайте также
Судья оставила жертв пирамиды без имущества

- Тот непрофессионализм, с которым работали следователи и полицейские по этому делу, мягко говоря удивляет. К примеру, продление срока следствия до 12 месяцев санкционировал начальник отдела областной прокуратуры. Хотя по закону это имеет право делать только Генеральная прокуратура. Многие мои ходатайства не подшивались в дело. Ответов на некоторые мои ходатайства тоже в деле не оказалось. А дополнительный осмотр места происшествия, при том, что в деле было сразу много противоречий, полицейские провели только через 9 месяцев. Может, потому что виноватого они определили сразу и искать настоящего виновника им не хотелось? - недоумевает адвокат Давлетбаева Нурсулу ДАУЛТАЕВА.

По словам адвоката, топорно сработавших полицейских и прокуроров вряд серьёзно накажут. Как показывает практика, самое суровое наказание в таких случаях - это выговор. Который на их карьере и уровне их профессионализма никак не отразится.

Фото: canva.com.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Оставьте комментарий

Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Терроризм в странах СНГ: как менялась угроза после распада СССР
От войн и «больших» захватов заложников к точечным атакам и транснациональным сетям
Серик Буркитбаев: Вода - это суверенитет
Почему идея поворота сибирских рек опасна для Казахстана и какой водный сценарий эксперт считает стратегически верным
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
«КазМунайГаз»: Jet A-1 используется в странах с суровым климатом
В начале декабря «КазМунайГаз» заявил, что аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
«КазМунайГаз»: Jet A-1 используется в странах с суровым климатом
В начале декабря «КазМунайГаз» заявил, что аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером