Смогут ли 340 железнодорожников противостоять подчинённым генпрокурора Берика Асылова

964 просмотров
0
Сергей ПЕРХАЛЬСКИЙ
Понедельник, 12 Мая 2025, 10:00

Прокуроры упорно возобновляют уголовное дело, которое закрыли полицейские нескольких регионов

В конце февраля 2025 года на имя прокурора города Алматы Серика КАРИПБЕКОВА поступило обращение и заявление на личный приём от 340 сотрудников ТОО "ЖелДорТранс-Актобе": "Мы, работники ТОО "ЖелДорТранс-Актобе", понимая, что в ближайшее время можем лишиться работы, вынуждены обратиться к вам с открытым письмом, выразив свою обеспокоенность дальнейшей судьбой компании, в которой работаем на протяжении многих лет. Компания ТОО "ЖелДорТранс-Актобе" осуществляет перевозки вахтовых сотрудников от месторождений до крупных населённых пунктов с 2007 года в шести регионах Казахстана, имеет собственный подвижной состав: тепловозы и комфортабельные пассажирские вагоны, в штате 340 человек".

Аналогичное обращение в конце марта 2025 года поступает на имя генерального прокурора Берика АСЫЛОВА: "Мы неоднократно обращались во все инстанции с просьбой разобраться в сложившейся вокруг компании ситуации и прекратить беззаконие и произвол, направленный на рейдерский захват частного бизнеса и незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность компании, подавали заявления на митинги, просили о личном приёме, однако на сегодняшний день на все жалобы и заявления получены лишь формальные отписки. Мы крайне обеспокоены происходящим. Как нам стало известно, следственным органом Департамента полиции города Алматы вынесено постановление о признании учредителя и первого руководителя компании подозреваемым по уголовному делу, возбуждённому по факту наезда на женщину, которая переходила железнодорожные пути в неположенном месте, и возбуждённому вновь по прошествии двух лет с момента происшествия".

Читайте также
Из-за представления председателя Верховного суда железнодорожники выйдут на митинги против судебного произвола

Напомним, в октябре 2021 года на перегоне "Желаево-Уральск" пассажирским поездом №8883, который обслуживало ТОО "ЖелДорТранс-Актобе", была сбита мать пятерых детей Гульзада ЖАНТАСОВА. Женщина переходила железную дорогу в неположенном месте. От полученных травм она скончалась в больнице.

В уголовном деле по факту гибели Гульзады Жантасовой есть объяснительная дежурного по переезду 1295 км, рядом с которым произошла трагедия. Он пишет о том, как увидел женщину, которая со стороны микрорайона подошла к железной дороге, и подал ей сигнал свистком и голосом, предупреждая о приближающемся поезде. Женщина посмотрела на дежурного, но проигнорировала его предупреждение. Уже после того, как дежурный вызвал скорую помощь для пострадавшей, то обратил внимание, что у Жантасовой в ушах были наушники светлого цвета. Разговаривала она в тот момент по телефону или же слушала музыку – это в уголовном деле не упоминается. Следствие не установило, по какой причине Жантасова грубо проигнорировала сигналы дежурного о приближающемся поезде.

18 ноября 2021 года за отсутствием состава преступления было прекращено досудебное расследование, зарегистрированное в ЕРДР по статье 344 часть 2 УК РК - нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного транспорта.

Читайте также
Железнодорожники продолжают попытки добиться разрешения на митинг против произвола председателя Верховного суда Мергалиева

Однако в сентябре 2023 года, как раз в период обострения разногласий и начала судебного разбирательства между компаниями ТОО "ЖелДорТранс-Актобе" и ТОО "ТРАНСТУРС Казахстан" из-за контракта на перевозку работников ТОО "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.", уголовное дело возобновляется постановлением заместителя главного транспортного прокурора. В деле неожиданно появляется заявление сына погибшей - Азамата ДЖАМПЕИСОВА. Об этой истории Ratel.kz подробно рассказывал в 2024 году. Было очевидно, что ТОО "ТРАНСТУРС Казахстан" использовало несчастный случай, чтобы оказать давление на суд через общественное мнение. Тем более что историю упорно раскачивали через ряд СМИ и блогера Михаила КОЗАЧКОВА, который разместил у себя не только видеообращения Джампеисова, но и "слил" другую информацию, направленную на очернение имиджа ТОО "ЖелДорТранс-Актобе" и его руководителя и учредителя Талгата ЖУМАГАЛИЕВА.

4 июня 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда под председательством Нурсерика ШАРИПОВА завершила рассмотрение гражданского дела по взаимным искам ТОО "ТРАНСТУРС Казахстан" и ТОО "ЖелДорТранс-Актобе" и поставила точку в сугубо хозяйственном споре двух субъектов предпринимательства. Сразу отметим, что Нурсерик Шарипов детально разобрался во всех тонкостях гражданского дела, несмотря на довольно противоречивые судебные акты первой и второй инстанций, и вынес законное решение.

Читайте также
Пора ставить точку в споре о тепловозе: министерство транспорта дало чёткий ответ на запрос Ratel.kz

Впрочем, после череды судебных процессов по гражданским искам, из которых ТОО "ЖелДорТранс-Актобе" вышел победителем, ТОО "ТРАНСТУРС Казахстан" пыталось оспорить решение через подачу обращения на имя председателя Верховного суда Асламбека МЕРГАЛИЕВА, который всё же не стал выносить представление о пересмотре дела. Очень похоже, что оппонент никак не желает оставить попытки отомстить железнодорожной компании. Однако единственным способом воздействия осталось лишь уголовное дело по факту несчастного случая. И за него кое-кто цепляется из последних сил. Даже несмотря на очевидную нелепость обвинений.

Давайте попробуем разобраться во всей этой череде возбуждений и прекращений уголовных дел.

Как заместитель главного транспортного прокурора бежал впереди тепловоза

Начнём с Постановления о прекращении досудебного расследования, которое было вынесено 18 ноября 2021 года сразу после несчастного случая.

Не будем приводить все подробности постановлений, чтобы лишний раз не травмировать родственников погибшей. Поэтому указываем только цитатами самые важные моменты, которые характеризуют действия сотрудников ТОО "ЖелДорТранс-Актобе": "Согласно справке о расшифровке скоростемерной ленты тепловоза ТЭМ 2Н-УГМК №0014, КР №006021, поезда №8883 вес 239, количество осей 20. Поезд следовал по участку Казахстан-Уральск. Отправление поезда от ст. Казахстан в 07 ч. 30 мин. На перегоне Желаево-Уральск на 1295 км пикет №7 при скорости 58 км/час машинист применил экстренное торможение. Прибытие на ст. Уральск в 10 ч. 02 мин.

Читайте также
Как оказать давление на председателя Верховного суда Мергалиева, чтобы получить 1 млрд тенге

Протоколом оперативного совещания №136 под председательством начальника Уральской дистанции пути филиала АО "НК КТЖ"-"Актюбинское отделение магистральной сети" Қожагелді Д.Қ. от 04.10.2021 года по случаю допущенного наезда на постороннего человека локомотивной бригадой в составе машиниста Досниязова М.К. и помощника машиниста Темирова С.В. нарушений режима эксплуатации не усматривается".

И финальная часть постановления от 18 ноября 2021 года: "В совокупности собранных доказательств досудебным расследованием установлено, что действия локомотивной бригадой в составе машиниста Досниязова М.К. и помощника машиниста Темирова С.В. были строго по инструкции, однако принятыми мерами предотвратить наезд не имелось возможности. Вины работников железнодорожных путей не усматривается, так как происшествие произошло по вине самой Жантасовой Г.Х., которая переходила ж/д пути в неустановленном месте.

Также в действиях Жантасовой Г.Х. отсутствуют признаки суицида, предусмотренные статьей 105 УК РК.

На основании вышеизложенного, по данному факту в действиях локомотивных бригад отсутствует предусмотренный статьей 344 ч. 2 УК РК. состав уголовного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст. 35 ч. 1 п. 2, 198, 288, 289 УПК РК,

ПОСТАНОВИЛ:

Читайте также
Что не рассказали полиции, прокурорам и председателю Верховного суда Мергалиеву до того, как он вынес представление по ходатайству “ТРАНСТУРС Казахстан”

1. Досудебное производство, зарегистрированное ЕРДР B No 217706031000068 по ст. 344 ч. 2 УК РК, прекратить на основании ст. 35 ч. 1 п. 2 УПК РК, то есть за отсутствием в деяниях локомотивной бригады состава уголовного правонарушения".

15 сентября 2023 года заместитель главного транспортного прокурора ИСАЕВ, изучив материалы досудебного расследования, неожиданно устанавливает, что "согласно приложенной справке к кассете регистрации №13 от 04.10.2023 года указано, что машинист применил экстренное торможение при скорости 65 км/час". И даёт поручение "допросить компетентное должностное лицо касательно изъятия, хранения и дальнейшей расшифровки кассеты". Также предметом внимания прокурора становится корпус мобильного телефона погибшей, записи с камер наблюдения и технический паспорт тепловоза, а также факт подачи сигнала тепловозом и его исправность. Кроме этого, прокурор настаивает на проведении следственного эксперимента с использованием тепловоза и привлечением экспертов.

Но самое интересное, что заявление Джампеисова с просьбой привлечь к уголовной ответственности руководство ТОО "ЖелДорТранс-Актобе" появляется в деле лишь 21 сентября 2023 года. То есть спустя почти неделю после того, как заместитель главного транспортного прокурора якобы находит какие-то нестыковки в прекращённом в 2021 году досудебном расследовании.

Адвокаты "Назханов и партнёры" против тепловозов

Читайте также
Ради кого председатель Верховного суда Мергалиев подписал представление о пересмотре гражданского дела

В рамках возобновлённого досудебного расследования, которое из Уральска почему-то передано в Астану, назначаются и проводятся экспертизы. Привлекаются сразу несколько экспертов. Главные объекты исследования – новенькие тепловозы, которые ТОО "ЖелДорТранс-Актобе" незадолго до аварии купило в России. Пока не будем вдаваться в нюансы заключений экспертов, так как это отдельная тема для изучения, но следователь делает следующий анализ: "По заключению эксперта ИСЭ г. Алматы (№2386 от 12.03.2024г. и №2387 от 14.03.2024г.) следует, что на узлах и деталях основного, тормозного, вспомогательного и другого оборудования тепловозов ТЭМ2Н-УГКМ №0013 и ТЭМ2Н-УГКМ №0014 следов замены, реставрации или установки дополнительного, не предусмотренного заводом-изготовителем оборудования не имеется. Следов демонтажа, резки металлообрабатывающим инструментом и следов газосварки или электросварки на деталях тепловоза не имеется.

С технической точки зрения тепловозы ТЭМ2Н-УГМК №0013 и ТЭМ2Н-УГКМ №0014 соответствуют их техническому паспорту, руководству по эксплуатации, сертификату их соответствия требованиям ЕАЭС, требованиям безопасности движения, требованиям Правил технической эксплуатации железнодорожного транспорта РК и могут эксплуатироваться при следовании с пассажирскими вагонами.

Читайте также
День стрелочника: Как Генеральная прокуратура слила Судебную администрацию Верховного суда

Кузов капотного типа тепловоза ТЭМ2Н-УГМК не влияет на обзорность машинисту при движении как по магистральному железнодорожному пути, так и при проведении маневровых работ, тем более при наличии установленных на локомотиве приборов видеонаблюдения и контроля за свободностью пути.

Тепловозы оборудованы электропневматическим тормозом и имеют возможность вождения пассажирских поездов (вагонов). Конструктивные особенности тепловозов в виде капотной компоновки кузова не влияют на обзорность машинисту тепловоза при вождении пассажирских поездов и при маневровой работе. Тепловоз оснащен системой видеорегистрации ЭМ-СВР-08Т, дающей локомотивной бригаде наблюдать за обстановкой снаружи тепловоза, следить за свободностью пути".

На основании полученных данных следователь 28 мая 2024 года приходит к выводу: "Согласно ст. 19 ч. 3 УПК, обвинительный приговор не может быть основан на предположениях и должен быть подтвержден достаточной совокупностью допустимых и достоверных доказательств.

Таким образом, в совокупности собранных доказательств досудебным расследованием с учетом изложенных обстоятельств принятие процессуального решения в отношении ТОО "ЖелДорТранс-Актобе" не представилось возможным.

Читайте также
"Прокладка" отозвала ходатайство, по которому председатель Верховного суда Мергалиев вынес представление в коллегию

На основании вышеизложенного, изучив материалы уголовного дела, орган уголовного преследования приходит к выводу о том, что настоящий материал досудебного расследования подлежит прекращению в порядке ст. 35 ч. 1 п. 2 УПК РК, и, руководствуясь ст. ст. 35 ч.1 п.2, 198, 288, 289 УПК РК,

ПОСТАНОВИЛ: Производство по материалам №237800031000081 прекратить".

После второго отказа в ход вступает тяжелая артиллерия: неожиданно помощь потерпевшему Джампеисову начинает отказывать адвокатская контора "Назханов и партнёры", которая в июне 2024 года пишет жалобу на бездействие следователя. Затем ещё одну жалобу в сентябре 2024 года. В маховики уголовного преследования попадают уже не только машинисты, но и директор компании и эксперт.

Как досудебное расследование гуляло по трём городам Казахстана

В декабре 2024 года представители потерпевшего заявляют ходатайство о передаче уголовного дела в Департамент полиции города Алматы, ссылаясь на недоверие сотрудникам департамента полиции на транспорте. Это крайняя мера, которая может быть применена органами прокуратуры в исключительных случаях. А чуть раньше туда же уходит уголовное дело в отношении экспертов.

При этом постановлением от 13 марта 2025 года Талгат Жумагалиев был признан подозреваемым: "В нарушение требований Закона, а также нормативно правовых актов в сфере железнодорожного транспорта ТОО "ЖелДорТранс-Актобе" намеренно использовались маневровые тепловозы марки ТЭМ2Н-УГМК не по назначению, для осуществления пассажирских перевозок, при этом на постоянной основе нарушая скоростной режим, что является нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Жумагалиев Т.Е., будучи генеральным директором ТОО "ЖелДорТранс-Актобе", и в силу Закона является ответственным лицом за указанные выше противоправные деяния, которые повлекли смерть гр. Жантасовой Г.Х.".

Читайте также
Чего боится председатель Верховного суда Мергалиев

Однако, несмотря на все старания адвокатов "Назханов и партнёры", и в Алматы следователь 29 марта 2025 года уже в третий раз выносит постановление о прекращении досудебного расследования.

Впрочем, сотрудники ТОО "ЖелДорТранс-Актобе" пока не верят в то, что прокуроры согласятся с мнением следователей и вновь возобновят дело. Потому подали заявку на проведение 15 мая 2025 года мирного митинга в Алматы: "Видимо, в корыстных целях уголовные дела передаются из региона в регион, из города в город. Бесконечно меняются следователи, ведущие дело. Дело то прекращается, то возобновляется вновь по формальным причинам. Более того, меняется не только подследственность уголовного дела, но и подведомственность: дело из Департамента транспортной полиции РК (подведомственный орган) передается в Департамент полиции, при этом дело распределяют для расследования в отдел убийств. И имеет место попытка получения сведения о движении денежных средств компании и бесконечные аресты тепловозов, таким образом всё это свидетельствует о намерении сотрудников полиции и органов Генеральной прокуратуры и дальше блокировать частный бизнес, причиняя барьеры, путем уголовного дела".

К слову, только за 2024 год ТОО "ЖелДорТранс-Актобе" из-за регулярных необоснованных арестов тепловоза понесла более 280 млн тенге убытков. Кто возместит эти потери?

Куда из уголовного дела пропали 33 ходатайства адвокатов ТОО "ЖелДорТранс-Актобе"?

Читайте также
Что не рассказали полиции, прокурорам и председателю Верховного суда Мергалиеву до того, как он вынес представление по ходатайству “ТРАНСТУРС Казахстан”

Ещё один интересный момент. Ratel.kz отправил запросы в различные инстанции, чтобы узнать, сколько было возбуждено уголовных дел по факту наезда со смертельным исходом на граждан железнодорожным транспортом по статье 344 УК РК за период с января 2020 по март 2025 года, а также какие из них меняли подведомственность и подследственность.

Дело в том, что привлечение первого руководителя и учредителя, купившего новый современный и отвечающий всем требованиям безопасности тепловоз, к уголовной ответственность за гибель человека в ДТП на железной дороге – это не просто нонсенс. Больше всего удивляет тот факт, что заниматься этим перепоручают сотрудникам полиции, которые специализируются на убийствах. Создаётся впечатление, что Генеральная прокуратура уже не знает, что придумать и какому ещё ведомству поручить расследовать это дело, лишь бы получить требующийся результат – обвинение в адрес руководителя ТОО "ЖелДорТранс-Актобе". Передача дела в непрофильное ведомство - как если бы участковый врач отправил прокурора лечить геморрой у окулиста.

Так вот, ни одно ведомство не смогло дать Ratel.kz чётких ответов на поставленные вопросы. Между тем вопрос действительно важный. Ведь, следуя логике прокуроров, теперь по каждому несчастному случаю на железной дороге следует привлекать к ответственности не только машинистов, но и первых руководителей компаний, а также учредителей и даже акционеров. Особенно не позавидуешь АО "Национальная компания "Қазақстан темір жолы", учитывая статистику, согласно которой под колесами поездов компании ежегодно погибает порядка 40-50 человек. Судя по тому, что за время независимости Казахстана в публичном поле не было ни одного уголовного дела по факту наезда поездом, находящимся в собственности какой-либо из структур АО "Национальная компания "Қазақстан темір жолы", факт возложения ответственности на первого руководителя, который самостоятельно не управлял транспортным средством, станет "ноу-хау" правоохранительной системы. И уж поверьте, обкатав схему один раз, они начнут применять её регулярно. И не только на железнодорожном транспорте.

Кстати, когда готовился этот материал, стало известно, что из материалов уголовного дела по факту наезда удивительным образом пропали 33 ходатайства адвокатов ТОО "ЖелДорТранс-Актобе" и приложенные к ним документы. Об этом и ряд других интересных нюансах Ratel.kz расскажет в следующем материале.

Фото: из аккаунтов Генпрокуратуры и obozrenie.kz.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Марафондарыңды… Сендер айдалаға барып жүгіріңдерші. Көше жауып, пробка жасамай.
Сможет ли Трамп заставить казахские власти суетиться
Тарифная война - это так плохо, что даже и хорошо
Смогут ли 340 железнодорожников противостоять подчинённым генпрокурора Берика Асылова
Прокуроры упорно возобновляют уголовное дело, которое закрыли полицейские нескольких регионов
Как Жакип Асанов поспособствовал беспределу МФО
Почему нужно допросить сенатора в ходе расследования мошенничества микрофинансовых организаций
С 1 июля вырастут цены на газ в Казахстане
И будут расти в среднем на 33% ежегодно в течение трёх лет
Отношение власти к обществу в Казахстане
Подавление свободы слова и оппозиции уменьшает шансы на успешное долгосрочное развитие страны
Вести с тарифного фронта: Китай наступил на 100-летние "грабли Америки"
Страна стремится помочь экспортёрам перенаправить продажи на внутренний рынок , что может привести её к более глубокой дефляции
Что за таинственные кости во время войны эвакуировали из Москвы в Алма-Ату
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Нескучные документы
Как мы ходили на экскурсию в городской архив
АО “Самрук-Энерго” не сошлось в показаниях с ООО “Интер РАО”
Строительство трёх ТЭЦ в Казахстане и энергоблока на ГРЭС-2 россиянами буксует, но минэнерго отдаст им АНПЗ?
Казахстанская энергетика: перезимовали… Что дальше
В южных регионах Казахстана уже в первой половине апреля отключили отопление
Полицейский, задушивший человека, получил условный срок
Суд решил, что погибший тоже виноват в случившемся
В ВКО продолжается борьба с монополиями
Но потребителям от этого не легче
Как акимат Караганды обошёл законы ради BI Group
Администрация Булекпаева не смогла подавить негатив в свой адрес, половина города ненавидит чиновников
"Секретная операция": как жителей СКО подвела доверчивость
Помогая фальшивому "киберполу", люди оформляли кредиты и продавали жильё
В Жетысу вторые сутки ищут мужчину, решившего на тросе покорить бурную реку Коксу
В его поиске задействованы порядка 100 человек
“Вытолкали из дома детей в отсутствие родителей”: алматинцы снова жалуются на беспредел ЧСИ Елтокова
Пострадали 80-летняя бабушка и трое несовершеннолетних детей
В Жетысайском районе при пожаре на АЗС JOL YRYSY двое мужчин получили смертельные ожоги
Виновными признаны водитель автомобиля автоцистерны и управляющий директор ТОО
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.