Репортаж из XX века

4514 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Пятница, 15 Авг 2025, 18:00

Почему в СССР привлекали несовершеннолетних к опасной деятельности

Юннатское движение было важной составляющей нормального детства в Советском Союзе. И это была не просто забава, с высаживанием деревьев, установкой скворечников и уборки мусора в местах массового отдыха. Юннаты могли полноценно работали в природоохранной сфере.  В связи с этим можно вспомнить одно из проявлений движения, участниками которого стали сотни тысяч советских мальчишек и девчонок. Школьные лесничества. Для многих юных натуралистов работа в них стала прологом будущего.

Исчезновение рогаток

Читайте также
Последние герои и жертвы: как казахстанцы в августе 1945-го участвовали в войне с Японией

Государство в 1960-70-е годы, нужно отдать ему должное, пыталось привить своим подраставшим поколениям отношение к родной природе отличное от того потребительского касательства, которое исповедовали поколения отцов. Пример рачительства задавали любимые книжки и мультики. В детстве малышня засматривалась на природоохранные подвиги Чебурашки и Крокодила Гены в подмосковных лесах, в отрочестве подростки зачитывалась книгами Пришвина, Бианки, Зверева, писали сочинения по «Белым лебедям» Васильева, в юности все правильно понимали шутку по поводу крылатой мичуринской фразы, на которой воспитывались предки – «Мы не можем ждать милости от природы…», которую продолжили ироничным «... после того, что мы с ней сделали».

Хотя, конечно, чрезмерно превозносить и огульно идеализировать экологичность молодого сознания подраставших в те годы поколений, может быть и не стоит. Одно дело – в школе (теория), другое – в лесу или степи (практика).

Яркий пример – пионерские лагеря, которые становились своеобразными зонами отчуждения смертельно опасными для всего, что двигалось и цвело. Очень характерен пример «Кайнара», пионерлагеря для детей сотрудников Института Ядерной Физики, построенного стараниями наших родителей в конце 60-х в девственно диком отщелке Заилийского Алатау, в лиственном лесу обильном всякой мелкой живностью (змеями, сонями, ящерицами, птицами, бабочками). Уже к концу первого сезона его окрестности стали вовсе не такими живыми и цветущими, каким показался новоприбывшим. А в последующие годы, при летних заездах пионеров, наступала зловещая тишина – меньшая братия предпочитала ретироваться куда подальше.

Но всё же надо признать, что природовоспитательные потуги властей, хотя и медленно, давали свои плоды. Такой занимательный факт. Если к началу 1960-х годов ни один нормальный советский пацан не мыслился без рогатки в кармане штанов, то к уже к 1970-м рогатки стали анахронизмом и признаком лишь самых отсталых и отпетых маргиналов.

Детский вклад во взрослые заботы

Одним из наиболее ярких проявлений государственного подхода в «экологическом воспитании» можно считать «школьные лесничества», которые сызмальства прививали своим юным сотрудникам то, что помогало им не только обретать гармонию с окружающим миром, но и, зачастую, приобретать основания для свей будущей профессии.

Сам я, несмотря на рано проявившуюся любовь к природе, ни в каких школьных лесничествах не участвовал. Наверное, потому, что в поле зрения такие не попадали. Хотя их деятельность всячески пропагандировалась всесоюзно любимым журналом «Юный Натуралист» и множеством детских книжек, как художественных, так и научно-популярных.

«Работают в лесничестве преимущественно ученики V – IX классов. Думая о будущем, лесоводы заботятся о том, чтобы не пустовал ни один клочок лесной земли. Берётся на учёт каждое погибшее дерево, выясняется причина его гибели. На месте карьеров, лесоразработок, старых гарей подготавливается почва и высаживаются ценные породы деревьев...»

Так обозначал некоторые виды деятельности школьных лесничеств «Энцеклопедический словарь юного географа-краеведа» (Москва, «Педагогика», 1981 год).

В то время площадь всех школьных лесничеств в СССР превышала 2,5 миллиона гектаров и количество их приближалось к 6000-м. А работало в них 400 000 школьников.

Читайте также
Автовокзал Саяхат: вернуть нельзя, но вспомнить можно

Большинством лесничеств (4000) обладала, конечно, необъятно-лесистая Российская Федерация (РСФСР). Но занимались этим благородным делом школяры всех республик, в том числе и «степного Казахстана».

Летом 1982-го, мне, в то время ещё молодому журналисту, довелось работать над темой охраны природы озера Борового. Я несколько дней оставался «в теме»: летал на мониторинг территории с воздушными пожарными на вертолёте, участвовал в рейдах против браконьеров с лесниками Боровского лесхоза.

Лесничество это в те времена считалось мощной организацией, насчитывавшей в своём штате несколько сот сотрудников. Дело в том, что на 1970-е - 80-е годы прошлого века пришёлся необычайный расцвет популярности всего этого заповедного уголка на Севере Казахстана среди туристов и курортников со всего Советского Союза. Про Боровое знали, о Боровом рассказывали, в Боровое стремились.

Как обычно, такой массированный интерес обывателей к природному достоянию обернулся многими бедами для него самого. Участились пожары, появился мусор (весьма ещё невинный в ту допластиковую эру, но весьма навязчивый), стало стремительно зарастать водорослями зарегулированное озеро Боровое, начали мылить взор яркие автографы на скалах, обзавелись сетями браконьеры.

«Вот тут-то и пришли на помощь юные натуралисты из Школьного лесничества» - наверное примерно так я должен был написать, следуя правилам правописания в журналистике тех лет. Так примерно и написал.

Вот дословная выдержка из публикации:

« - Помощь детей в уходе за лесными культурами, - гово­рит главный лесничий Боров­ского лесного хозяйства В. П. Канцев, - весьма ощутима. В перспективе мы вместе с ад­министрацией школы № 7 ду­маем расширить лесничество и перейти на круглогодичную работу. Думаем передать под «контроль» учащихся всю зону на озере Боровое.»

Было понятно, что помощь детей в решении недетских проблем могла быть весьма относительной и главной задачей школьного лесничества являлась всё же не борьба с браконьерством и вредительством, а воспитание поколения, которое реально смогло бы стать подмогой в этой бесперспективной борьбе. Начав с себя.

Для самих же юных лесников вся эта затея являла собой, в первую очередь, увлекательную ролевую игру, максимально сближенную с реальностью. Что, само по себе, бесценно, когда тебе всего 13-14 лет и твоя активная позиция ещё только формируется.

Лесная жизнь пионеров и школьников

Само «Школьное лесничест­во на базе летнего лагеря труда и отдыха Боровской средней школы № 7» более всего напоминало пионерский лагерь. Ну, может быть, обитатели его выглядели несколько более зрелыми и устремлёнными, нежели бесшабашные пионеры-лагерники, коротавшие лета в обычных заведениях.

За летние кани­кулы «лесную практику» здесь проходили больше сотни местных школяров, в основном учащихся седьмых классов (по 35 человек в смену). Рядом с посадками молодо­го леса, на кордоне Сабатас, стояли два дома, в одном из которых и жили ребята вместе со своими педагогами-наставни­ками.

Материально деятельность школьного лесничества обеспечивал обком профсоюзов работников лесного хозяйства. Кстати, ребятне оплачивали не только питание и досуг (они ведь не только работали - и отдыхали), но и выдавали в конце сезона конкретную зарплату, которую платили за реальную работу.

Отсюда, из лагеря каждое утро после ли­нейки, на которой давалась раз­нарядка на работы, машина развозила юных лесничих по рабочим местам. Пропалывать лесопосадки, сажать деревья, собирать лекарственные трассы, дежурить на людных пляжах.

Много ли мог сделать подросток, пусть даже с повязкой, против здоровых и часто подвыпивших отдыхающих «дядей»? В Советском Союзе, как это ни странно может показаться – много. Тем более что за спинами юных лесников всегда маячили веские фигуры лесников взрослых.

Кстати, в СССР, кроме школьных лесничеств, существовало ещё одно тесно связанное в ними движение. «Зелёный патруль» аналог комсомольских оперотрядов, заточенных на природоохранную деятельность.

Андрей Михайлов – писатель, автор серии книг «Как мы жили в СССР»

Фото из архива Андрея Михайлова

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Исторические претензии и внешнее воздействие – главные препятствия в интеграции стран Центральной Азии
Максим Крамаренко: Говорить о реальном политико-экономическом единстве региона пока рано
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Микробизнес под микроскопом – государство изучает, но не помогает
Казахстанские ИПшники выживают вопреки системе, придуманной вроде как для них
Как Алматы лишил Алма-Ату еще одного памятника
Репортажи из прошлого
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Почему выпускники вузов выбирают работу курьера доставки
По госпрограммам казахстанская молодежь получает 90 тысяч тенге
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента