Пролетим, как фанера над Уральском

39219 просмотров
0
Сапа МЕКЕБАЕВ
Среда, 28 Янв 2015, 09:28

Не готовы мы вступать в интеграционные союзы, от которых больше проблем, нежели пользы

В Костанайской области 24-летний житель города Лисаковска забрался в чужую квартиру, где съел все продукты из холодильника и утащил с собой две 24-килограммовые гири. С полным желудком и двумя гирями его и взяли. Это говорит о том, что воришка шел на дело, не обозначив себе ясно цели визита и не просчитав его последствий. Впрочем, иногда так поступают не только отдельные граждане.

Вот сейчас только ленивый не интересуется событиями в соседней России и вокруг нее. А ленивых в этом вопросе у нас всегда было мало. Еще меньше их стало, когда там цены на товары и продукты резко упали. Зимнее разграбление магазинов и рынков российских городов надолго запомнится по обе стороны границы. Местами оно смахивало на мародерство.

Между тем международная изоляция Российской Федерации только крепчает. В феврале ожидаются новые санкции. Курс рубля день ото дня падает так, что и дна не видно. Агентство S&P понизило кредитный рейтинг России до «мусорного» уровня ВВ+, прогноз – негативный. Злопыхателей прошу не беспокоиться: из-за схожести устройства экономик и глубины их интегрированности, скорее всего, в ту же помойку попадет и рейтинг Казахстана. А это прямая угроза благополучию казахстанской экономики – в страны с таким рейтингом приличные инвесторы не ходят.

Мы тут, конечно, можем и без содействия со стороны наворотить дел, которые будем потом долго и героически переделывать. А когда к самотворчеству наших чиновничьих масс добавляются еще и проблемы, бестаможенно перетекающие от соседей, о благополучии можно и вовсе забыть.

Это уже понимают и сами чиновники. Они ищут выходы из возникшего тупика. Один, кажется, нашли. Так, первый вице-премьер Бакытжан САГИНТАЕВ на съезде Национальной палаты предпринимателей (НПП) сообщил, что на этой неделе казахстанская делегация обсудит с коллегами из РФ «возможность введения ограничений на ввоз в РК российских автомобилей, мяса птицы, аккумуляторов и строительной арматуры». Памятуя русского же классика, который когда-то говорил, что «сегодня за рубль в Европе дают полтину, а завтра будут давать по морде», этим номенклатура российских товаров, которые подрывают отечественный бизнес, совсем не ограничится. Так и будем посылать делегации в Москву с просьбами не заваливать нас своей дешевеющей продукцией. Кончится это, похоже, только тогда, когда кончится сам ЕАЭС.

Разумеется, политкорректный член правления НПП Рахим ОШАКБАЕВ на том же съезде пытался сгладить вопиющие противоречия между союзниками: «Никто не ставит под сомнение перспективы евразийской интеграции, вместе с тем в Российской Федерации случился форс-мажор, поэтому здесь Казахстан, на наш взгляд, вынужден защищать свои экономические интересы». Ну, чисто дипломат! Дескать, не то чтобы мы полностью отворачиваемся от неравновеликого, но дружественного соседа, но табачок все-таки врозь.

К тому же все наши попытки помирить гордую Россию с остальным миром пока никак не удаются – о возможных перспективах широко разрекламированной астанинской встречи в «нормандском формате» не говорит уже даже такой немотивированный оптимист, как наш министр иностранных дел Ерлан ИДРИСОВ. А демонстрировать на глазах у всего мирового сообщества близкую дружбу с государством, которое называют агрессором и оккупантом, становится все дороже и опаснее.

Такое ощущение, что и власть наша сама постепенно приходит к заключению, за которое прежде шпыняла своих внутренних оппонентов: вроде не то сейчас время, чтобы так тесно интегрироваться с Россией. Все-таки дружить домами надо так, чтобы сосед не устанавливал на общей территории свои правила, а в гости приходил только по приглашению.

Нынешняя ситуация с ЕАЭС мне напоминает историю, приключившуюся в Уральске. Тамошний машиностроительный завод за четыре года ударного труда собрал-таки 1 (один) четырехместный легкомоторный самолет. Все эти годы летательный аппарат в разном состоянии сборки демонстрировали любому мало-мальски значительному гостю из столицы. Последними его вроде бы видели бывший министр обороны Серик АХМЕТОВ и нынешний министр по инвестициям и развитию Асет ИСЕКЕШЕВ. Каждому экскурсанту хотелось взмыть на нем в небеса, но будущим столпам казахстанской авиапромышленности всегда что-то мешало – то погода была не летной, то сам самолет не хотел летать. На этой неделе, наконец, уральский лайнер поднялся в воздух и успешно прошел все испытания. Думаете, после этого зазвучали фанфары и какой-нибудь начальник Комитета гражданской авиации Бекен СЕЙДАХМЕТОВ разбил бутылку шампанского о фюзеляж судна, благословляя его в долгий полет? Нет. Генеральный директор завода-изготовителя Алиби АХМЕТЖАНОВ заявил, что полученный технологический опыт пригодится когда-нибудь в будущем, а сейчас никакого массового производства самолетов и не планируется. В общем, пролетел, как фанера над Уральском. Сколько угрохали денег на этот опытный образец, наверное, будут считать другие люди. Тут внимательные читатели наверняка вспомнят, каким скандалом закончилась в Караганде такая же попытка наладить производство сельскохозяйственных самолетов. Ну, не дается нам пока авиация!

Отсюда вывод: не готовы мы еще развивать свое самолетостроение и вступать в интеграционные союзы, от которых больше проблем, нежели действительной пользы. Может, еще не доросли.

Берегите себя!

Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
От реформы к катастрофе: как Академия Алтынсарина уничтожает фундамент образования
В Казахстане снова разгорелся скандал вокруг реформ школьного образования
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером