ЗЛОВЕЩЕЕ МОЛЧАНИЕ КАРИМА МАСИМОВА

5799 просмотров
0
Геннадий БЕНДИЦКИЙ
Среда, 11 Дек 2013, 00:00

И только чиновный люд от авиации избежал скорбной участи.

 

Авиация – это не только крылья Родины, но и еще с трудом контролируемые государством финансовые потоки объемами в десятки и сотни миллионов долларов. Обратите внимание: за все 23 года независимости ни один, хоть сколько-нибудь крупный функционер, имеющий отношение к гражданской авиации, не испортил себе анкету судимостью за хищение или коррупцию. Кого только ни сажали: и видных железнодорожников, и чиновников Минсельхоза, военных и правоохранителей всех сортов, акимов областей, городов и сел, на нары загремели министры здравоохранения и транспорта…

И только чиновный люд от авиации избежал скорбной участи. Хотя и самолеты с вертолетами у нас бились. И чрезвычайные происшествия на земле и в воздухе  - чуть ли не каждый день. Как и какая авиатехника приобретается - тоже не сразу разберешь. Не говоря уже про закупку авиатоплива, ремонт и обслуживание самолетов, задержки вылетов, аварийные посадки, перегруз…

Почему все сходит с рук? Денег в авиационной отрасли вращается много, а какая сумма уходит налево, подсчитать трудно – слишком много нюансов. Как и заинтересованных лиц.

Вот, к примеру: возьмем авиакомпанию, именуемую национальным авиаперевозчиком. Казахстанского содержания в «Эйр Астане» - половина. Вторая половина - вроде как английская. Руководят англичане. Самолеты зарегистрированы на острове Аруба в Карибском море, субъекте Королевства Нидерланды. Цены на авиабилеты такие, что «Эйр Астана» заслуженно считается одной из самых высокодоходных авиакомпаний в мире – ежегодно она декларирует от 60 до 100 миллионов долларов чистой прибыли.

фото сайта Air Astana

Между тем, финансово-хозяйственная деятельность национального перевозчика порождает массу вопросов. К примеру, за каждый взятый в лизинг самолет ежемесячно выплачивается в среднем полтора миллиона долларов США. То есть 18 миллионов в год! Мало кто знает, что есть менее затратный путь - за 50 миллионов долларов можно приобрести новый самолет класса А-320 с незамедлительной его поставкой. Даже если взять кредит на 10 лет под 10 процентов годовых, придется выплачивать банку чуть больше 600 тысяч долларов каждый месяц. А через 10 лет самим можно сдавать такой самолет в лизинг. Сплошная выгода для правительства, которое тоже является собственником авиакомпании. Для тех, кто скажет, что все это сказки, поясню: все эти цифры проверены и подбиты еще пару лет назад Счетным комитетом РК.

К слову сказать, английский вклад в уставной капитал нашего «национального перевозчика» составляет 8,5 миллиона долларов США – это всего лишь шестая часть стоимости нового авиалайнера А-320. Зато ежегодные дивиденды, многократно превышающие инвестиции, гарантированы особым отношением местных властей. Поясню: в Казахстане зарегистрировано почти сорок авиакомпаний. Из них действующих - всего пять. Три – обслуживают частные промышленные корпорации. И только две осуществляют регулярные пассажирские перевозки. Авиакомпания «Скат», по сути, работает у «Эйр Астаны» в подмастерьях. Обкатывает для «национального перевозчика» новые маршруты, да еще перебивается чартерами в Юго-Восточную Азию и Россию, когда у главной авиакомпании страны крыльев не хватает. Оттого, что приходится довольствоваться «объедками с барского стола», у «Ската» постоянные проблемы: подуставший авиапарк и измотанные переработками экипажи. Об этом мы уже писали, помянув разбившийся прошлой зимой борт из Кокшетау…          

С пресловутым «черным списком», закрывшим для казахстанских авиакомпаний европейское небо, и вовсе занятная история получается. Функционеры от авиации рассказывают обывателям байки про происки коварных европейцев, закрывших для казахстанских авиакомпаний свое небо. В действительности же дела обстоят совсем иначе: в выигрыше все та же «Эйр Астана». Как раз на нее полный запрет и не распространяется: поскольку авиакомпания наполовину английская, а ее самолеты приписаны к Нидерландам, ей позволили летать по нескольким, ранее освоенным маршрутам – в Лондон, Франкфурт, Амстердам. А большего национальному перевозчику и не надо - и так деньги рекой текут. Зато «черный список» дал прекрасный повод казахстанским авиационным властям прикрыть свои ворота для иностранных авиакомпаний. Благодаря этому «Эйр Астана» избежала конкурентной борьбы – шансов выиграть у иностранцев не было бы никаких. Теперь национальная авиакомпания может строить свою уникальную ценовую политику. При таком раскладе неудивительно, что в нашей стране есть немало могущественных и влиятельных государственных мужей, сильно заинтересованных в том, чтобы Казахстан продержали в «черном списке» как можно дольше. А нам, простым гражданам, остается только возмущаться, что цены на авиабилеты все время растут…

Кстати, открою еще одну большую тайну наших авиационных властей, напрямую связанную с «черным списком». Оказывается, в некоторых случаях иностранные авиакомпании к нам все же допускаются. Но тогда им приходится предоставлять некоторое количество пассажирских мест по символическому тарифу – 50 долларов. Подтверждающие документы имеются, поскольку наши авиационные власти вели на этот счет весьма активную переписку. Граждане, вы знаете хоть кого-нибудь, кому удалось приобрести билеты по такой цене? Лично я – не знаю.   

Но и на этом «чудеса на виражах» в отечественной авиации не заканчиваются. Нынешним летом разорвали на части годами отлаженную систему «Казаэронавигации». Знающие люди объясняют: кому-то шибко могучему приглянулась это курочка, несущая золотые яйца. Про то, что эта госструктура не только деньги зарабатывает, но еще и безопасность полетов обеспечивает, в суматохе раздела имущества, видать, позабыли. И не надо быть ясновидцем, чтобы знать, как могут аукнуться эксперименты с безопасностью. Но это тема отдельного разговора… 

Уже год как в Казахстане закупают новые самолеты. «Боинги», «Эмбраеры», «Бомбардье-Челенджеры». Радость от обновок быстро сменилась чередой авиационных происшествий с только что купленными новыми самолетами. Не удивительно, что никто не хочет рассказывать наиболее пикантные подробности этих сделок.

Ситуация порой доходит до невероятного: еще не обнародовали результаты расследования причин аварии разбившегося под Алматы CRJ-200, еще свежа память о погибших 16 пассажирах и 5 членах экипажа, а для президента страны приобретают точно такой же самолет. Разница лишь в том, что вместо 50-ти пассажирских мест там оборудован VIP-салон на 15 персон, а в хвосте установлены два дополнительных топливных бака, из-за чего он проходит под индексом CRJ-850.

Очень к месту было бы назвать тех, кто имеет некоторый процент акций в казахстанской доле «национального перевозчика». Ведь известно, что в таких случаях всегда есть пара-тройка неких «физических лиц», получающих очень приличные дивиденды. Знающие люди в числе таких называют отпрысков одной очень известной фамилии…

И с авиакомпанией «Скат» - тоже все очень непросто. Иначе не простили бы катастрофу. Но тогда пришлось бы разбираться с тем, кто сосватал им негодный для наших климатических условий самолет. А этот человек занимал большой пост сначала в комитете гражданской авиации, а потом в администрации президента. А еще человек этот вроде как из команды одного из родственников, сами догадываетесь кого…

И кредит под это приобретение авиакомпании «Скат» выдавал не абы какой банк, а самый что ни на есть афилированный.Надо думать, и новенький президентский самолет CRJ-850 на днях появился в Казахстане неспроста.Считается, что подноготная этой сделки - большая государственная тайна. Как и имена тех, кто реально из-за кулис управляет нашей авиацией. И тайна эта насколько большая, что руководитель президентской администрации Карим Масимов, премьер Серик Ахметов, глава Минтранскома Аскар Жумагалиев молчат как в рот воды набрали. А с учетом нынешнего ахового состояния этой стратегической отрасли их молчание выглядит крайне зловещим.  

журналист
Марафондарыңды… Сендер айдалаға барып жүгіріңдерші. Көше жауып, пробка жасамай.
Сможет ли Трамп заставить казахские власти суетиться
Тарифная война - это так плохо, что даже и хорошо
От публикации на Ratel.kz до отказа от закупки георгиевских лент ко Дню Победы прошло всего несколько часов
Как научить отечественных чиновников отличать казахстанский патриотизм от российского
Как Жакип Асанов поспособствовал беспределу МФО
Почему нужно допросить сенатора в ходе расследования мошенничества микрофинансовых организаций
Новый министр энергетики Казахстана заявляет в духе Трампа: Make Qazaqstan Great Again!
Казахстан устами Ерлана Аккенженова фактически заявил о выходе из сделки ОПЕК+
Отношение власти к обществу в Казахстане
Подавление свободы слова и оппозиции уменьшает шансы на успешное долгосрочное развитие страны
AMERICA IS BACK
США переходят от модели глобального одностороннего доминирования и мирового шерифа к знакомой парадигме самодостаточного лидера
Байконур: почему советский космодром построили в Казахстане, а не в России или Украине
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Нескучные документы
Как мы ходили на экскурсию в городской архив
Сотрудник минпрома, отметив выписку ребенка из роддома, заболел
Становится все понятнее – почему присяжные в СКО оправдали Долгалева, а судьи регионального СМУС поспешили откреститься от этого дела
Казахстанская энергетика: перезимовали… Что дальше
В южных регионах Казахстана уже в первой половине апреля отключили отопление
Мужчина, отомстивший своей любовнице, получил срок
Потратив на женщину деньги, джентльмен из Кульсаров не получил обещанного возмещения расходов от пассии и нанял подростков, чтобы избить её сына
Оскорблять граждан с официальной страницы госкомпании допустимо, решил суд в Усть-Каменогорске
Немало удивившись такому обстоятельству, истец направил жалобу в Конституционный суд
Как акимат Караганды обошёл законы ради BI Group
Администрация Булекпаева не смогла подавить негатив в свой адрес, половина города ненавидит чиновников
Реорганизация поликлиники вызвала бурю негодования горожан в Петропавловске
В управлении здравоохранения заверили, что это решение отменено
Чиновники и общественники продолжают мордовать бизнесменов
Последние жалуются правозащитникам, правозащитники рассылают рекомендации надзорным органам
Ассоциация кемпингового туризма: акимат вставляет палки в колеса тем, кто хочет развивать отрасль
Сверху декларируется поддержка, а на местах чинят препоны
Как охранники разворовывали "АрселорМиттал Темиртау"
В 2016 году члены банды вахтёров расстреляли шахтёров в Степногорске
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.