ЗЛОВЕЩЕЕ МОЛЧАНИЕ КАРИМА МАСИМОВА

5424 просмотров
0
Геннадий БЕНДИЦКИЙ
Среда, 11 Дек 2013, 00:00

И только чиновный люд от авиации избежал скорбной участи.

 

Авиация – это не только крылья Родины, но и еще с трудом контролируемые государством финансовые потоки объемами в десятки и сотни миллионов долларов. Обратите внимание: за все 23 года независимости ни один, хоть сколько-нибудь крупный функционер, имеющий отношение к гражданской авиации, не испортил себе анкету судимостью за хищение или коррупцию. Кого только ни сажали: и видных железнодорожников, и чиновников Минсельхоза, военных и правоохранителей всех сортов, акимов областей, городов и сел, на нары загремели министры здравоохранения и транспорта…

И только чиновный люд от авиации избежал скорбной участи. Хотя и самолеты с вертолетами у нас бились. И чрезвычайные происшествия на земле и в воздухе  - чуть ли не каждый день. Как и какая авиатехника приобретается - тоже не сразу разберешь. Не говоря уже про закупку авиатоплива, ремонт и обслуживание самолетов, задержки вылетов, аварийные посадки, перегруз…

Почему все сходит с рук? Денег в авиационной отрасли вращается много, а какая сумма уходит налево, подсчитать трудно – слишком много нюансов. Как и заинтересованных лиц.

Вот, к примеру: возьмем авиакомпанию, именуемую национальным авиаперевозчиком. Казахстанского содержания в «Эйр Астане» - половина. Вторая половина - вроде как английская. Руководят англичане. Самолеты зарегистрированы на острове Аруба в Карибском море, субъекте Королевства Нидерланды. Цены на авиабилеты такие, что «Эйр Астана» заслуженно считается одной из самых высокодоходных авиакомпаний в мире – ежегодно она декларирует от 60 до 100 миллионов долларов чистой прибыли.

фото сайта Air Astana

Между тем, финансово-хозяйственная деятельность национального перевозчика порождает массу вопросов. К примеру, за каждый взятый в лизинг самолет ежемесячно выплачивается в среднем полтора миллиона долларов США. То есть 18 миллионов в год! Мало кто знает, что есть менее затратный путь - за 50 миллионов долларов можно приобрести новый самолет класса А-320 с незамедлительной его поставкой. Даже если взять кредит на 10 лет под 10 процентов годовых, придется выплачивать банку чуть больше 600 тысяч долларов каждый месяц. А через 10 лет самим можно сдавать такой самолет в лизинг. Сплошная выгода для правительства, которое тоже является собственником авиакомпании. Для тех, кто скажет, что все это сказки, поясню: все эти цифры проверены и подбиты еще пару лет назад Счетным комитетом РК.

К слову сказать, английский вклад в уставной капитал нашего «национального перевозчика» составляет 8,5 миллиона долларов США – это всего лишь шестая часть стоимости нового авиалайнера А-320. Зато ежегодные дивиденды, многократно превышающие инвестиции, гарантированы особым отношением местных властей. Поясню: в Казахстане зарегистрировано почти сорок авиакомпаний. Из них действующих - всего пять. Три – обслуживают частные промышленные корпорации. И только две осуществляют регулярные пассажирские перевозки. Авиакомпания «Скат», по сути, работает у «Эйр Астаны» в подмастерьях. Обкатывает для «национального перевозчика» новые маршруты, да еще перебивается чартерами в Юго-Восточную Азию и Россию, когда у главной авиакомпании страны крыльев не хватает. Оттого, что приходится довольствоваться «объедками с барского стола», у «Ската» постоянные проблемы: подуставший авиапарк и измотанные переработками экипажи. Об этом мы уже писали, помянув разбившийся прошлой зимой борт из Кокшетау…          

С пресловутым «черным списком», закрывшим для казахстанских авиакомпаний европейское небо, и вовсе занятная история получается. Функционеры от авиации рассказывают обывателям байки про происки коварных европейцев, закрывших для казахстанских авиакомпаний свое небо. В действительности же дела обстоят совсем иначе: в выигрыше все та же «Эйр Астана». Как раз на нее полный запрет и не распространяется: поскольку авиакомпания наполовину английская, а ее самолеты приписаны к Нидерландам, ей позволили летать по нескольким, ранее освоенным маршрутам – в Лондон, Франкфурт, Амстердам. А большего национальному перевозчику и не надо - и так деньги рекой текут. Зато «черный список» дал прекрасный повод казахстанским авиационным властям прикрыть свои ворота для иностранных авиакомпаний. Благодаря этому «Эйр Астана» избежала конкурентной борьбы – шансов выиграть у иностранцев не было бы никаких. Теперь национальная авиакомпания может строить свою уникальную ценовую политику. При таком раскладе неудивительно, что в нашей стране есть немало могущественных и влиятельных государственных мужей, сильно заинтересованных в том, чтобы Казахстан продержали в «черном списке» как можно дольше. А нам, простым гражданам, остается только возмущаться, что цены на авиабилеты все время растут…

Кстати, открою еще одну большую тайну наших авиационных властей, напрямую связанную с «черным списком». Оказывается, в некоторых случаях иностранные авиакомпании к нам все же допускаются. Но тогда им приходится предоставлять некоторое количество пассажирских мест по символическому тарифу – 50 долларов. Подтверждающие документы имеются, поскольку наши авиационные власти вели на этот счет весьма активную переписку. Граждане, вы знаете хоть кого-нибудь, кому удалось приобрести билеты по такой цене? Лично я – не знаю.   

Но и на этом «чудеса на виражах» в отечественной авиации не заканчиваются. Нынешним летом разорвали на части годами отлаженную систему «Казаэронавигации». Знающие люди объясняют: кому-то шибко могучему приглянулась это курочка, несущая золотые яйца. Про то, что эта госструктура не только деньги зарабатывает, но еще и безопасность полетов обеспечивает, в суматохе раздела имущества, видать, позабыли. И не надо быть ясновидцем, чтобы знать, как могут аукнуться эксперименты с безопасностью. Но это тема отдельного разговора… 

Уже год как в Казахстане закупают новые самолеты. «Боинги», «Эмбраеры», «Бомбардье-Челенджеры». Радость от обновок быстро сменилась чередой авиационных происшествий с только что купленными новыми самолетами. Не удивительно, что никто не хочет рассказывать наиболее пикантные подробности этих сделок.

Ситуация порой доходит до невероятного: еще не обнародовали результаты расследования причин аварии разбившегося под Алматы CRJ-200, еще свежа память о погибших 16 пассажирах и 5 членах экипажа, а для президента страны приобретают точно такой же самолет. Разница лишь в том, что вместо 50-ти пассажирских мест там оборудован VIP-салон на 15 персон, а в хвосте установлены два дополнительных топливных бака, из-за чего он проходит под индексом CRJ-850.

Очень к месту было бы назвать тех, кто имеет некоторый процент акций в казахстанской доле «национального перевозчика». Ведь известно, что в таких случаях всегда есть пара-тройка неких «физических лиц», получающих очень приличные дивиденды. Знающие люди в числе таких называют отпрысков одной очень известной фамилии…

И с авиакомпанией «Скат» - тоже все очень непросто. Иначе не простили бы катастрофу. Но тогда пришлось бы разбираться с тем, кто сосватал им негодный для наших климатических условий самолет. А этот человек занимал большой пост сначала в комитете гражданской авиации, а потом в администрации президента. А еще человек этот вроде как из команды одного из родственников, сами догадываетесь кого…

И кредит под это приобретение авиакомпании «Скат» выдавал не абы какой банк, а самый что ни на есть афилированный.Надо думать, и новенький президентский самолет CRJ-850 на днях появился в Казахстане неспроста.Считается, что подноготная этой сделки - большая государственная тайна. Как и имена тех, кто реально из-за кулис управляет нашей авиацией. И тайна эта насколько большая, что руководитель президентской администрации Карим Масимов, премьер Серик Ахметов, глава Минтранскома Аскар Жумагалиев молчат как в рот воды набрали. А с учетом нынешнего ахового состояния этой стратегической отрасли их молчание выглядит крайне зловещим.  

писатель и философ
Чингисхану не нужна была партия. Там и так было понятно, о чём речь.
Как Бэтмен Досаев "спасает" Алматы
Почему в Казахстане так любят чрезвычайные ситуации
Как школьники стали объектами травли
Почему власти не реагируют на сетевые призывы к расправе с учителями и школьниками Международной школы Алматы
Казахстан резко повышает ставки
Переплюнут ли инвесторы Кашагана компанию ВР?
Неудобные, но обоснованные вопросы об алматинских дорогах
Пришла весна и в Алматы обнажаются дорожные ямы
Как поплыл "островок стабильности и безопасности"
Примерно годовой объём дождевой воды обрушился на обычно сухую страну Персидского залива всего за 12 часов
"Одно из самых практичных изобретений, которое когда-либо сделал человек": что писали про юрту в России и Европе
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. О творчестве и не только
"Ковры-груди", тюльпаны размером с телевизор и оцифрованные архивы художника - вот чем встречает нас весна
Павлодарка заявила, что почти год хранит сперму чиновника на юбке
Обвиняемая в вымогательстве у первого замакима Павлодарской области рассказала Ratel.kz, что хранит свою одежду, как Моника Левински - платье
Как акимат Алматы в 2024 году будет покупать квартиры на 61,4 млрд тенге у Qazaq Stroy
Управление строительства города взыскало с ТОО "ПКС" 931 млн тенге неустойки по договорам 2023 года
Неосмотрительные полицейские попались на взятке в Усть-Каменогорске
Погон лишились подполковник и три капитана органов внутренних дел
В паводках в Актобе обвинили общественников
Из-за их несогласия несколько лет назад не смогли реализовать проект расчистки русел рек
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
"Самрук-Казына" окутал финансовой тайной проект "Комфортная школа"
Компании, которые участвовали в конкурсах, подписали соглашение о конфиденциальности
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.