Приказом министра финансов внесены изменения в Приказ исполняющего обязанности министра финансов от 31 октября 2025 года № 651 об отсрочке (рассрочке) по уплате налогов, плат и пеней. В новой редакции изложены форма заявления, форма решения, типовой договор залога имущества и Правила и условия предоставления отсрочки (рассрочки), Сообщает МИА «Ratel Media» со ссылкой на Uchet.kz.
Приказ опубликован 6 октября и вводится в действие с 17 октября 2026 года.
Как подать заявление на отсрочку или рассрочку налогов
Отсрочку (рассрочку) предоставляют территориальные органы Комитета государственных доходов. Налоговое заявление можно будет подать в орган госдоходов, через Госкорпорацию «Правительство для граждан» или на портале egov.kz. Электронное заявление удостоверяется ЭЦП налогоплательщика. Услуга бесплатная.
Заявление по налогам и платам, которые поступают в республиканский бюджет или распределяются между республиканским и местными бюджетами, подаётся в орган госдоходов по месту нахождения налогоплательщика. Заявление по налогам и платам, которые полностью зачисляются в местный бюджет, подаётся по месту их уплаты.
Сколько рассматривают заявление на отсрочку налогов
Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) или об отказе орган госдоходов должен будет принять в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления. За это время он оценивает платёжеспособность налогоплательщика и определяет очерёдность платежей. Договор залога имущества заключается не позднее пяти рабочих дней со дня подачи заявления.
Если в заявлении или документах найдут ошибки либо пакет окажется неполным, заявление примут через цифровой лист ожидания. Налогоплательщику установят срок для устранения недостатков, который не войдёт в общий срок оказания услуги и не превысит его. При устранении недостатков в этот срок днём приёма заявления будет считаться день первого обращения.
Решение, принятое автоматизированной цифровой системой органа госдоходов, удостоверяется ЭЦП этой системы.
На какой срок предоставляют отсрочку и рассрочку по налогам
Отсрочку с единовременной уплатой предоставляют на срок до шести месяцев. Участнику горизонтального мониторинга (УГМ) отсрочку могут предоставить на срок до 12 месяцев.
Рассрочку с поэтапной уплатой предоставляют на срок до 36 месяцев. Для УГМ и налогоплательщиков, получающих рассрочку без залога и банковской гарантии, предельный срок будет составлять 12 месяцев.
Какие документы нужны для отсрочки или рассрочки налогов
К заявлению налогоплательщик должен будет приложить:
- предполагаемый график исполнения налогового обязательства;
- перечень контрагентов-дебиторов с ценами и сроками исполнения договоров, а также копии этих договоров;
- документы, подтверждающие основание для отсрочки (рассрочки);
- документы об имуществе, предоставляемом в залог, и отчёт оценщика о его рыночной стоимости;
- договор банковской гарантии и саму банковскую гарантию, если обязательство обеспечивается гарантией банка.
Перечень дебиторов не потребуется от физических лиц, не зарегистрированных как ИП или лица, занимающиеся частной практикой, а также от УГМ и налогоплательщиков с задолженностью до 1 500 МРП. Документы о залоге и банковской гарантии от УГМ и налогоплательщиков с долгом до 1 500 МРП также не потребуются.
При ущербе от непреодолимой силы основание подтверждается документом уполномоченного госоргана. При сезонной деятельности налогоплательщик сам составляет документ о том, что доля сезонного дохода в общем доходе составляет не менее 50 процентов. Физическое лицо, которое не может уплатить налог единовременно из-за имущественного положения, представляет сведения о доходах за предыдущий год и об имуществе, полученные не ранее чем за 10 рабочих дней до подачи заявления. В тот же срок должен быть составлен отчёт оценщика о залоговом имуществе.
Какое имущество можно передать в залог налоговому органу
Имущество, передаваемое в залог, должно быть ликвидным и застрахованным от утраты или повреждения. Его рыночная стоимость должна покрывать сумму налогов и плат из заявления, пеню за период отсрочки (рассрочки) и расходы на реализацию имущества. Перезалог не допускается.
Предметом залога не могут быть:
- объекты жизнеобеспечения;
- электрическая, тепловая и другие виды энергии;
- арестованное имущество;
- имущество с ограничениями госорганов, кроме ограничений органов госдоходов;
- имущество, обременённое правами третьих лиц;
- единственное жилище физического лица, ИП или лица, занимающегося частной практикой;
- скоропортящееся сырьё и продукты питания.
Если договор залога подлежит государственной регистрации, налогоплательщик обязан будет представить в орган госдоходов документ о регистрации не позднее пяти рабочих дней со дня заключения договора.
Какие требования предъявляют к банковской гарантии
Банковская гарантия должна быть безотзывной. Срок её действия должен истекать не ранее чем через шесть месяцев после окончания срока уплаты обеспеченных гарантией налогов, плат и пеней. Сумма гарантии должна полностью покрывать обязательства налогоплательщика.
Кто получит отсрочку по налогам без залога и банковской гарантии
Отсрочку (рассрочку) без залога и банковской гарантии можно будет получить при соблюдении пяти условий:
- задолженность не превышает 1 500 МРП;
- у налогоплательщика нет действующей отсрочки (рассрочки);
- нет неисполненных уведомлений, предусмотренных подпунктами 3), 5) и 7) пункта 1 статьи 83 Налогового кодекса;
- с даты регистрации в качестве налогоплательщика до подачи заявления прошло не менее двух лет;
- налогоплательщик не находится в статусе приостановившего деятельность.
В 2026 году 1 500 МРП составляют 6 487 500 теңге. Эти условия не распространяются на УГМ.
Когда в отсрочке или рассрочке налогов откажут
Помимо несоответствия залога или банковской гарантии установленным требованиям, основаниями для отказа станут:
- недостоверность представленных документов или содержащихся в них сведений;
- несоответствие налогоплательщика или представленных материалов требованиям Правил;
- отсутствие согласия на доступ к персональным данным ограниченного доступа;
- неустранение недостатков в установленный срок по заявлению, принятому через цифровой лист ожидания.
Отказ можно будет обжаловать у руководителя органа госдоходов, у руководителя уполномоченного органа или в органе по контролю за качеством госуслуг. Жалобу в орган госдоходов рассматривают пять рабочих дней, а жалобу в орган по контролю за качеством госуслуг рассматривают 15 рабочих дней. В суд можно обратиться после досудебного обжалования, если закон не предусматривает иное.
