Александр Македонский и казахстанский транзит

2317 просмотров
0
Малик Мусин
Вторник, 14 Мар 2023, 17:45

Наш выгодный потенциал запечатан со всех сторон чужими проблемами

Логистика оказалась в числе самых пострадавших сфер казахстанской экономики в последние годы: сначала по ней очень больно ударили пандемийные ограничения, потом комплекс последствий российско-украинского конфликта. Плюс – растущая инфляция, а в транспортно-логистической сфере, впрочем, как и везде, мы гораздо больше импортируем, чем производим сами. Как сейчас чувствует себя тот сегмент экономики, с которым у нас, исходя из географического положения Казахстана, традиционно связывают большие надежды? Собеседник Ratel.kz – известный эксперт Геннадий ШЕСТАКОВ.

Читайте также
Про Китай и Америку. И про наше будущее…

- Геннадий Алексеевич, из последних новостей по логистической тематике – закрытие в конце февраля Польшей своего единственного работающего в последнее время пункта пропуска для грузовиков из ряда стран. Подпал под это и Казахстан. Что сейчас происходит вокруг этой проблемы?

- В СМИ сообщалось, что казахстанское министерство индустрии и инфраструктурного развития быстро провело переговоры с литовской стороной о проезде застрявших грузовиков через Литву. В этой ситуации, пожалуй, единственное решение. Но, насколько я знаю, на сегодня проблема еще окончательно не разрешена, еще есть наши автомобили, стоящие на границе Беларуси и Польши. Изначально их было несколько сот.

- Истоки этой проблемы, это изначально - российско-украинский конфликт?

- Конечно. Многие из этих транспортных средств еще недавно были российскими и белорусскими, которые с началом российско-украинского конфликта из-за санкций перерегистрировались в качестве казахстанских. В Польше об этом, естественно, знают и таким образом реагируют. О тотальном запрете на проезд зарегистрированных в Казахстане фур в Евросоюз сейчас говорить нельзя, но ситуация сложная. От общего объема казахстанских грузоперевозок подавляющая часть, примерно 60%, сейчас приходится на Европу. Китайское направление после пандемии до сих пор не восстановилось, сейчас через все наши с китайцами пограничные переходы в сутки проходят не более 150-200 машин. Что нам остается на европейском направлении? Стоять в очередях на переходах и ждать, когда все это закончиться. Альтернативы нет, географию не обманешь.

- А не могут грузоперевозки между Казахстаном и странами Евросоюза переключиться на прибалтийские порты?

Читайте также
Войны в Центральной Азии – от А до В

- Нет. Паромные переправы, что польская, что немецкая, тоже закрыты. Да даже если бы и работали, такой маршрут для грузоперевозок, по сравнению с белорусским, проходит намного севернее, и, стало быть, для нас будет дороже. Остается один - сложный, неудобный и дорогой маршрут через Закавказье. То есть один вариант, когда машины идут по российской территории, потом уходят в Грузию, на черноморские порты и через них паромом на юг Европы. Или вариант второй - вести грузы через казахстанские порты на Каспийском море на Баку, потом по железной дороге на грузинский Поти, а дальше уже, как в первом случае. Когда-то мы работали так, но, повторюсь, это сложный маршрут.

- Лет десять назад наш известный эксперт Теодор КАПЛАН говорил: мы взялись развивать портовую инфраструктуру Актау и Курыка, а автодороги к ним в западных областях Казахстана в плохом состоянии, попробуй довези грузы от или до портов. Как сейчас с этим?

- Сейчас эта проблема снята или, по крайней мере, серьезно ослаблена. Дороги на Актау и на Бейнеу отремонтированы хорошо, местами расширены. Сейчас это вполне нормальные автодороги. Портовая инфраструктура тоже. Проблемы в этом каспийском коридоре на другом берегу.

В Азербайджане в любом случае один порт - Баку, и тут ничего не сделать. В Грузии есть Поти, Батуми, но легко ли добраться до них от Баку? Железная дорога в Грузии - это одноколейка на всем протяжении. Это огромный минус с точки зрения транзитного потенциала данного коридора.

Читайте также
Польский концерн обвиняет россиян в рейдерском захвате казахстанского представительства

- Когда-то Александр Македонский рассматривал возможность прорыть канал между Черным и Каспийским морями. Сейчас он бы здорово пригодился!

- Ну, за прошедшее с тех пор время этот проект, будь он в принципе жизнеспособным, могли бы осуществить. Сейчас, даст Бог, появится другой вариант. Вдоль Каспия из Ирана в Россию через Азербайджан - это так называемый коридор Север-Юг. Говорят, что осталось достроить километров семьдесят автодороги, и будет вполне функциональный маршрут. Выход на Европу нам это не упростит, но откроет новые рынки – через Азербайджан на Иран и на его порты в Персидском заливе. Но этот маршрут идет по западному берегу Каспия. Мы опять же сможем им пользоваться, доставив грузы сначала до Баку или по автодорогам через Россию.

- А почему этот проект не включает восточное побережье Каспия по казахстанской территории?

- Эта дорога была и есть, и отчасти ее тоже модернизировали в рамках идеи "Нового Шелкового пути", но в его "топовую часть" она не входила. Там не та пропускная способность, но сейчас, как я понимаю, ей тоже будут уделять внимание, расширять возможность, открывать новые таможенные посты. Но на все это нужно время.

- Еще лет тридцать назад можно было прочесть в СМИ об идее прорыть канал по территории Ирана от Каспия на Персидский залив. Что вы об этом думаете?

- Ну, раз давно об этом писали, и ничего не сделано – вот и ответ. Такие проекты - это инфраструктурная гигантомания, мне кажется, их время ушло. Очень дорого, экономически и геополитически рискованно. И зачем, если можно развивать сухопутный коридор Север-Юг?

Читайте также
Эксперт в области нефтегазохимии: Вопрос вторичных санкций против Казахстана будет рассматриваться индивидуально

- В прошлом году в транспортном контексте наши профильные госорганы говорили о таких приоритетных проектах, как расширение возможностей Достык – Мойынты, Мактаарал – Дарбаза, строительство обводной железнодорожной линии в обход Алматы. Насколько успешно они реализуются? Или, учитывая все те проблемы, с которыми столкнулись наши логисты, актуальность в них снизилась?

- Ни в коем случае! Да, сейчас на фоне геополитических проблем идея "Пояса и Пути" подвисает. И железнодорожные перевозки из Китая в Европу хоть и работают, но составляют примерно 60% от допандемийного уровня. В целом наша логистическая сфера, ориентированная и на транзитные, и на собственно казахстанские грузоперевозки, на доковидный уровень так и не вышла. Это все болезненно и для государства, и очень – для бизнеса. Но это все рано или поздно пройдет. Международную торговлю ни закрыть, ни радикально сократить надолго никто не хочет. И мы должны быть готовы к тому моменту, когда снова начнется подъем транзита через казахстанскую территорию и рост взаимных грузоперевозок.

Как сейчас обстоят дела с реализацией этих проектов, сказать не могу, но это то, что нужно делать в любом случае. Проекты заявлены, деньги выделены. Очевидно, и работы идут. Как быстро и успешно – увидим.

Особо скажу про проект обводной железнодорожной линии вокруг Алматы. Транзитные потоки, к сожалению, сейчас идут через город, и все подъездные пути километров на 40-60 от города постоянно забиты вагонами. Там грузы и транзитные, и алматинского назначения, все стоят и ждут. Если проект реализуют, это можно расшить.

- В Казахстане о возможности хорошо зарабатывать на транзитном потенциале, исходящем из географического положения страны, говорят как минимум с 1997 года, со "Стратегии-2030". И вроде бы что-то за прошедшее время сделано, возрос транзит, улучшилась логистическая инфраструктура… Но, строго говоря, не так масштабно, как можно было бы ожидать, глядя на карту Евразии. Почему?

Читайте также
Казахстан включили в чёрный список Шенген-зоны

- Здесь две группы причин. Внешние - это геополитическое противостояние. Почти по всему периметру казахстанских границ лежат страны, у которых сложные отношения с Западом или еще с кем-то. Например, очень много могло бы нам давно дать соседство с Ираном через Каспий, но у него известно какие отношения с США. Китай, Россия, Турция – все, так или иначе, вовлечены в какие-то противостояния. А это напрямую отражается на инвестициях, стоимости транзита, страховках. Получается, что наш объективно с географической точки зрения выгодный потенциал в большой части как бы запечатан со всех сторон чужими проблемами. Но есть и внутренние причины. Нужно было быстрее поворачиваться в создании современной, конкурентоспособной логистической системы. Это бы могло отчасти компенсировать внешние неудобства. По сравнению с 1990-ми годами сделано много, но надо было намного-намного больше и раньше. Те же переходы на границе с Китаем, тот же парк вагонов, судостроительный завод в Актау... Движение шло в правильном направлении, но на очень малом ходу.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




автор цифрового контента
Осы Германияда немістер жол полициясына ұсталып қалса “неміспіз ғой, жібере салсаңызшы” деп айта ма екен?
Как оказать давление на председателя Верховного суда, чтобы получить 1 млрд тенге
Лучшие материалы Ratel.kz за 2024 год о том, как частная компания отбила атаку судей, блогеров и журналистов
Как замначальника ДУИС возвращал полученные от родственника заключённого 20 тысяч тенге
И почему категорически недопустимо с точки зрения морали бросать тень на всю структуру МВД
Падение самолёта BekAir: какие мрачные секреты всплыли в 2024 году
Ratel.kz публикует самые интересные материалы об обстоятельствах аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Как будет газифицироваться Астана, когда исчезнет смог в Алматы и сколько должен стоить газ
В эксклюзивном интервью Ratel.kz генеральный директор АО "QazaqGaz Aimaq" Бауыржан Аскаров отвечает на эти и другие вопросы, волнующие казахстанцев
Ратель. Лучшее за 2024 год. Жарас Ахметов
Ratel.kz публикует самые интересные материалы авторов сайта за прошедший год
Политика 47: экономика республиканизма
20 января 2025 года состоится инаугурация избранного 47-го президента США
Эмираты зимой: что может удивить, разочаровать и порадовать
Отдых с пользой: советы Андрея Михайлова
Для чего нужны музеи
Самые необычные музеи Казахстана, в которых я побывала
Жильцы спасли незаконно строившуюся четырёхэтажку в Павлодаре
Вступившее в силу решение суда о сносе четырёхэтажки по ул. Естая в Павлодаре не будет исполнено – архитекторы заявили, что сами не умеют считать
Ратель. Лучшее за 2024 год. Ярослав Разумов
Ratel.kz публикует самые интересные материалы авторов сайта за прошедший год
Актюбинский чиновник пострадал из-за президента и премьер-министра
Охрана главы государства потребовала нанести дорожную разметку, несмотря на то что она уже была на дороге
Как суды области Абай борются с нелегальной застройкой
С момента обретения статуса областного центра в Семее стало проблематично возводить многоэтажные строения без соответствующих документов
Сколько стоит подарок для зампредседателя "Отбасы банк"
Деньги собирали с сотрудников на день рождения начальника
Полностью выгорел единственный в Петропавловске крытый футбольный манеж
Во время крупного пожара на стадионе “Жастар” огонь уничтожил несколько автомобилей
Мажилисмен Болат Керимбек никак не возьмёт в толк, почему Жетысу не превращается в туристический рай
По его убеждению, необходимо отходить от стандартов, которые он называет “по-казахски”
Покупатель разоблачил ОПГ чёрных риелторов, но они всё равно отказались вернуть ему задаток
И даже взяли с него расписку, что он не будет его взыскивать
Как бухгалтеры районного управления образования подвели своих начальников под приговор
Бухгалтеры платили зарплату мёртвым душам, но руководители якобы ничего об этом не знали
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.