Какая кошка пробежала между "Эйр Астаной" и "КазМунайГазом"

8211 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Понедельник, 16 Окт 2023, 09:00

Договорённости авиакомпании с китайским производителем авиатоплива вызвали недоумение в КМГ

Национальная авиакомпания "Эйр Астана" договорилась с китайской нефтегазовой "PetroChina International Kazakhstan" о поставках авиакеросина для заправки своих самолетов. География полетов расширяется, а три отечественных НПЗ даже после завершенной семь лет назад масштабной модернизации не в состоянии полностью закрыть потребности внутреннего рынка.

Читайте также
Почему доля Казахстана в Кашагане подешевела на миллиард долларов

Министр транспорта Казахстана Марат КАРАБАЕВ уточнил, что в масштабах страны, а не одной авиакомпании, объемы импорта авиакеросина из Китая могут составить до полумиллиона тонн в год. По его словам, использование казахстанского воздушного пространства с 2021 года выросло на 90%, в том числе иностранными авиакомпаниями в режиме транзита.

"Эти компании хотят не только пролетать над территорией Республики Казахстан, но и останавливаться, осуществлять дозаправку, технический осмотр. Для этого нам критически не хватает авиатоплива. Сейчас потребность составляет 1,3 - 1,35 млн тонн. Но это не покрывается возможностями трёх НПЗ – импортируем из Российской Федерации. Мы ставим концептуальный вопрос, чтобы на базе наших аэропортов развивать CargoHub. Но главным ограничивающим фактором является отсутствие авиатоплива, специальных жидкостей", – сказал Карабаев.

Привлекательность дозаправки в казахстанских портах для иностранных авиакомпаний обусловлена тем, что цены на авиакеросин, как и в целом на ГСМ, в Казахстане ниже, чем у соседей. Ценовую разницу традиционно покрывают нефтедобытчики, которых правительство обязывает поставлять нефть на переработку по цене ниже экспортной. Получается, чтобы заправлять самолеты, в том числе иностранных компаний, дешевым топливом, нужно закупать его в Китае.

Читайте также
Итальянские нефтяники вышли из партнёрства с женой акима Алматы Ерболата Досаева

"Мы встретились с китайской компанией, которая обеспечивает авиатопливом 97% китайского рынка. В этом году эта компания обеспечивает авиатопливом 38 млн тонн. Мы запросили для себя от 350 до 500 тысяч тонн – их мощности это позволяют. Рассматривали нефтеперерабатывающий завод в Синьцзян-Уйгурском автономном округе. Там находятся три НПЗ, и есть возможность поставки оттуда", – рассказал министр.

Однако если с поставками недостающего авиакеросина из Китая всё понятно и логично, то вопросы вызывают договоренности, достигнутые между "Эйр Астаной" и "PetroChina" о совместной работе по переходу на международный стандарт авиатоплива Jet A-1. "Ввиду отсутствия производства этого типа топлива в Казахстане стороны также обсудили возможность импорта Jet A-1 и экологически чистого авиационного топлива (SAF) напрямую с нефтеперерабатывающих заводов Китая", – говорится в сообщении "Эйр Астаны".

Эти договоренности тут же вызвали недоумение в нацкомпании "КазМунайГаз", которая заявила, что они вообще-то готовы к выпуску авиатоплива марки Jet А-1, соответствующего международному стандарту ASTM: "Проведены комплексные технические аудиты, в том числе одним из мировых лидеров в области топливообеспечения – компанией "SkyTanking", утверждены технологии производства и приобретено необходимое оборудование для детальной сертификации топлива".

Читайте также
Исход варягов из "КазМунайГаза"

Начать производство этой марки авиатоплива не позволяет текущая инфраструктура в казахстанских аэропортах и транспортно-логистических сегментах. Для полного перехода на Jet A-1 должна быть подготовлена вся цепочка оборота: от вывоза с НПЗ до крыла самолета. В частности, недопустимо в системе хранения использование разных видов авиатоплива одновременно – требуется очистка топливной системы или использование отдельного резервуара. Также лаборатории аэропортов следует оснастить оборудованием для приема топлива, сертифицированным по международным стандартам.

Дочерняя организация "КазМунайГаза" – "КМГ Аэро" – подписала соглашения с ведущими мировыми компаниями в этой сфере, предусматривающие совместную деятельность по подготовке отечественных аэропортов. Однако, как подчеркивается в заявлении КМГ, "работу по совершенствованию инфраструктуры воздушных гаваней необходимо проводить комплексно с участием уполномоченных государственных органов, владельцев аэропортов и других заинтересованных сторон". Одной из таких заинтересованных сторон как раз и является "Эйр Астана".

Читайте также
"КазМунайГаз" и "Татнефть" не поделили шкуру неубитого медведя

Вопросы вызывает также намерение сотрудничества с китайцами в области SAF-топлива (Sustainable Аviation Fuel). Это экологически чистая версия топлива Jet A и Jet A-1, состоящая из смеси традиционного авиакеросина и добавок, которые делают его экологически безопаснее. Международная ассоциация воздушного транспорта IATA в настоящее время рассматривает Казахстан как один из возможных региональных хабов SAF в Центральной Азии. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) уже провел тендер по выбору консультанта по изучению потенциала производства SAF в Казахстане, выиграла который американская компания ICF. Она будет проводить исследования рентабельности строительства завода по выпуску SAF в Казахстане. А национальный авиаперевозчик, вместо того, чтобы подключиться к этой работе, обращает свой взор на восток. Почему?

Помнится, в 2008 году в качестве одной из основных причин создания холдинга по управлению госактивами "Самрук-Казына" называлась необходимость взаимной поддержки и гармоничного развития всех нацкомпаний, входящих в холдинг. Идея состояла в том, чтобы они делали закупки друг у друга, размещали заказы на производство той или иной продукции внутри холдинга – так, чтобы деньги не "уходили на сторону", а вращались внутри "Самрука", поддерживая развитие всех его дочерних компаний.

Тем удивительнее выглядит решение "Эйр Астаны" отправлять деньги за Jet A-1 и SAF в Китай, вместо того чтобы инвестировать их в отечественную отрасль нефтепереработки.

Фото: twitter @airastana.

Больше новостей и комментариев о событиях в мире нефти и газав телеграм-канале Олега Червинского "Нефть и газ Казахстана. Факты и комментарии"

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Лимоны под снегом: пенсионеры из ВКО в морозы выращивают экзотические фрукты и цветы
Недалеко от Усть-Каменогорска супруги Земляные создали настоящий оазис
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Средняя дивидендная доходность по рынку в Казахстане удвоилась в 2025 году
Почему активизировались инвесторы?
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента