Каспий снова начнут бурить

5056 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Четверг, 09 Дек 2021, 09:00

После долгого затишья в казахстанский сектор Каспийского моря вновь зайдет буровая платформа

Во второй половине следующего года на шельфовом участке Женис начнется бурение первой разведочной скважины.

ТОО "Женис Оперейтинг" – совместное предприятие, созданное в 2019 году в равных долях "КазМунайГазом" и российской компанией "ЛУКОЙЛ" – провело тендер на разработку технического проекта строительства поисковой скважины на структуре Женис. Согласно тендерной документации, скважина будет буриться на глубину 3,3 километра, баржа должна действовать на мелководье – глубина воды в районе бурения составляет всего 98 метров. Поэтому бурение планируется осуществлять либо российской самоподъемной буровой установкой типа "Нептун" ("Сатурн", "Меркурий"), либо азербайджанской полупогружной буровой установкой "Деде Горгуд".

Читайте также
"ЛУКОЙЛ" ушёл с Кумколя

Решение о выборе баржи будет приниматься самим "ЛУКОЙЛом", так как именно он, согласно условиям контракта, выделяет 60 млн долларов США на финансирование первого этапа геологоразведки, включающего бурение одной разведочной скважины и проведение сейсморазведочных работ 3D. Второй этап оценивается в 210 млн долларов и также будет оплачен россиянами.

Это – часть новой стратегии нацкомпании "КазМунайГаз", которая называется "кэрри финансирование" и предполагает, что стратегический партнер, вместе с которым КМГ ведет разведку новых шельфовых месторождений на Каспии, берет на себя все затраты на этом этапе. В случае успешного обнаружения и начала коммерческой добычи эти затраты компенсируются из прибыльной нефти "КазМунайГаза".

Схема рабочая и очень выгодная для Казахстана. Но и для "ЛУКОЙЛа", в противном случае инвестор, в начале 2000-х годов последовательно закрывший все свои морские проекты в Казахстане (Тюб-Караган, Аташ и Жамбай-Забурунье) не вернулся бы после либерализации в 2018 году налогового и инвестиционного законодательства.

Сегодня "ЛУКОЙЛ" готов работать сразу на нескольких проектах, которые другие инвесторы посчитали бесперспективными: помимо Женис, это морские участки Аль-Фараби, Каламкас-море и Хазар. А еще трансграничное Хвалынское месторождение. Вот и получается, что "ЛУКОЙЛ", давно и успешно ведущий добычу в российском секторе Каспийского моря, становится стратегическим партнером Казахстана по освоению его шельфа.

Читайте также
На пути к "КазРосНефтеГазу"

Впрочем, похоже, шельфом интересы российского гиганта не ограничиваются. В середине ноября глава компании Вагит АЛЕКПЕРОВ в кулуарах Международной нефтегазовой выставки-конференции ADIPEC в Абу-Даби рассказал журналистам об интересе "ЛУКОЙЛа" к газовым проектам в Казахстане. "Да, для нас интересны сегодня газовые проекты. Мы надеемся усилить свое присутствие на территории Казахстана. Вы знаете, мы вошли в два новых проекта, Женис и Аль-Фараби. У нас еще есть инициативы", – сказал Алекперов.

В этих проектах партнером "ЛУКОЙЛа" будет уже не "КазМунайГаз", а "КазТрансГаз", ставший самостоятельным и получивший, согласно постановлению правительства от 30 ноября, статус национальной компании. В ближайшее время она получит от КМГ и права на разведку и разработку перспективных газовых месторождений.

Фото: worldenergy.ru.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Петр Своик: «Мы не опаздываем, но пора действовать»
Эксперт о реформе Токаева, ошибках прошлого и о строительстве новой политической системы
Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?
В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Теперь Минфин знает, кто чем торгует и сколько зарабатывает
Казахстан завершает цифровизацию госфинансов
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Казахстан на переезде: мегаполисы растут, регионы пустеют
Миграция стала зеркалом экономических и социальных перемен
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента