Интервью с Великим Мастером Великой Ложи Казахстана Айдаром Алпысбаевым ко Дню Независимости
Для многих это станет неожиданностью: в Казахстане существует масонство. Не как миф, не как городская легенда и не как сюжет конспирологических теорий, а как реально действующая организация с собственной национальной Великой Ложей, традицией, философией и строгой внутренней дисциплиной.
Важно подчеркнуть, что масонство в Казахстане оформилось уже в период суверенного развития страны. Первая регулярная масонская ложа была основана в Алматы в 2015 году, а в 2016 году была учреждена Великая Ложа Казахстана как национальная юрисдикция. Иными словами, речь идет не о наследии советского прошлого и не о внешне навязанной структуре, а об институте, сформировавшемся в логике независимого государства и с учетом казахстанской правовой, общественной и культурной специфики.
Закрытость масонского братства десятилетиями порождала слухи, домыслы и преувеличения. Там, где отсутствует прямой разговор, неизбежно возникает пространство для фантазий. Чтобы понять, чем на самом деле является масонство, какую роль оно отводит себе и какие ценности исповедует, мы решили обратиться напрямую к лидеру этой организации.
В канун Дня независимости мы поговорили с Великим Мастером Великой Ложи Казахстана Айдаром Алпысбаевым - о независимости как внутреннем состоянии, о братстве без имен, о служении без публичности и о том, почему масонство остается путем искателей духа, а не карьеристов и охотников за влиянием.
- Айдар, День независимости - один из ключевых государственных праздников. Что лично для вас означает независимость?
- Для меня независимость - это не только политический статус или юридическая формула. Это состояние зрелости общества, когда человек способен мыслить самостоятельно, брать ответственность за свои решения и не перекладывать вину на внешние обстоятельства. Государственная независимость невозможна без внутренней независимости граждан. Именно с нее начинается подлинный суверенитет.
- Казахстан часто называют евразийской страной и цивилизационным мостом. Вы ощущаете это в своей работе?
- Безусловно. Казахстан сформировался на пересечении культур, мировоззрений и исторических путей. Мы не Восток и не Запад в чистом виде, мы пространство межкультурного единения и диалога. В своей деятельности мы соединяем универсальные ценности с уважением к национальной традиции, государственности и культурному многообразию.
- Масонство принято считать западным феноменом. Насколько оно совместимо с казахстанской реальностью?
- Масонство действительно возникло в Европе свыше 300 лет назад (1717 год – ред.), но его ценностная основа универсальна и простирается значительно глубже, насчитывая тысячелетия. Речь идет о честности, ответственности, уважении к человеческому достоинству и труде над собой. Эти принципы одинаково актуальны в любой культуре. В Казахстане масонство не копирует западные модели, а органично вписывается в местный культурный и этический контекст. И учитывая открытый исходный код нашей номадической культуры кочевников нового мира всемирное братство вольных каменщиков очень органично присутствует в социальной реальности суверенного Казахстана. Масонство сегодня - феномен глобальный: вы насчитаете очень мало стран, где бы не было масонов. Лож может и не быть, но масоны есть практически везде.
- Казахстан - единственная страна Центральной Азии, где существует национальная Великая ложа. Почему это стало возможным именно здесь и именно в годы независимости?
- Это напрямую связано с особенностями исторического пути Казахстана как суверенного государства. После обретения независимости страна последовательно выстраивала собственные институты, опираясь на принципы светскости, диалога культур и ответственности граждан. Именно в этом контексте и стало возможным возрождение масонства.
Первая регулярная ложа была основана в Алматы в 2015 году, а уже в 2016 году была учреждена Великая Ложа Казахстана как национальная структура. Этот процесс изначально задумывался как аккуратный и взвешенный. Мы понимали, что масонство в Казахстане не может быть механическим заимствованием чужого опыта. Оно должно было развиваться в логике суверенного государства, с уважением к закону, культуре и общественным ожиданиям.
- В чем заключается миссия Великой Ложи Казахстана сегодня?
- Наша миссия - работа с человеком. Мы не вмешиваемся в политику и не участвуем в управлении государством. Мы занимаемся нравственным развитием личности, формированием ответственности, внутренней дисциплины и культуры мышления развитого человека. Мы убеждены, что общество становится сильнее только тогда, когда сильнее становится человек как его структурная единица. И чем совершеннее граждане, тем благополучнее государство, которое сейчас строит качественно новый Справедливый Казахстан. Справедливость – краеугольный камень масонской философии. Равно как и слышащее государство: масонское братство устроено так, чтобы каждый слышал и принимал другого вне зависимости от статусов и иерархических ролей.
- В масонских храмах Казахстана рядом с Библией находится Коран. Какой смысл вы в это вкладываете?
- Это осознанный символ уважения к духовному многообразию нашей страны. Мы не противопоставляем религии и не обсуждаем догматы. Для нас важно признание того, что разные духовные традиции могут служить источником единых нравственных ориентиров. Это отражает казахстанскую модель сосуществования и взаимного уважения. Универсализма нашей культуры. Казахстан неслучайно является эпицентром межрелигиозного глобального диалога с первого десятилетия Независимости. Тем самым наше государство органично вписано в процессы мировой интеграции на религиозном и культурном поле на правах лидера и модератора.
- История Алихана Букейханова занимает особое место для казахстанских масонов. Почему?
- Потому что он является примером личной чести, служения народу и ответственности перед историей. Его жизнь показывает, что внутренние убеждения могут определять судьбу целой нации. Для нас он символ нравственного выбора и этического лидерства. Алихан Бокейханов остался в истории как основатель партии «Алаш» и первый лидер «Алаш Орды» (прототипа независимого государства), идейный лидер казахской интеллигенции, боровшийся за автономию и самоопределение, просветитель, ученый, журналист и символ национального сознания, чьи идеи о суверенитете и развитии казахской нации остаются актуальными и вдохновляют современный Казахстан, несмотря на трагическую гибель в 1937 году. И можно сказать о том, что за фасадом его общеизвестной деятельности стоял прочный масонский фундамент. Наша независимость – это часть его наследия в символическом смысле.
- Можно ли говорить о формировании казахстанского стиля масонства? И кому подчиняются казахстанские масоны?
- Да, этот процесс уже идет. Казахстанское масонство отличается уважением к государству, мультикультурности и стремлением к балансу. Мы делаем акцент на внутренней дисциплине, а не на внешних формах. Это спокойный, зрелый и ответственный путь.
Казахстанская Великая Ложа абсолютно суверенна: никто ее не курирует и не направляет извне. Есть некий общий ценностный стандарт и единый братский дух, и коллективный «разум». Но нет никакой вертикали власти и единоначалия. Мы - не Ватикан.
- В обществе по-прежнему много мифов и конспирологических представлений о масонстве. Как вы к этому относитесь?
- Спокойно. Эти мифы во многом являются наследием прошлого и дефицита информации. Мы не считаем нужным вступать в полемику. Со временем реальная работа и взвешенная позиция всегда говорят громче любых слухов. Будучи организацией глобального характера и созданного по модели фратернализма, то есть на основе братских уз между членами ордена, предполагающих высочайшую степень взаимоподдержки и доверия, масонство закономерно привлекало к себе пристальное внимание. Заговоры, тайные сговоры и борьба за власть всегда осуществлялись в логике политических кланов, мафиозных структур, радикальных групп или узких элитных союзов. Масонская принадлежность в таких случаях была вторичной и не имела отношения к самим действиям. В истории это часто намеренно или по невежеству смешивалось, что и порождало миф о «масонском заговоре».
Масонские ценности по своей природе несовместимы с политическими заговорами. Масонство основано на личной ответственности, нравственном самосовершенствовании и философском братстве, а не на борьбе за власть, ресурсы или влияние. Там, где начинается заговор, заканчивается масонство.
Именно поэтому масонство никогда не выступало и не может выступать как политический субъект. Оно существует в иной плоскости - плоскости внутреннего развития человека, этики и служения обществу через личный пример, а не через закулисные механизмы.
- Сейчас идет шквал информации о казахстанском масонстве? Почему вы так активно пиаритесь?
- Это не мы, у нас даже нет общих фото с Работ (заседаний – ред.). Масонство по своей природе обращено не вовне, а внутрь человека. Его философия строится на идее внутреннего храма, который каждый человек возводит в себе шаг за шагом. Этот процесс несовместим с публичным самовосхвалением, внешним блеском и стремлением к вниманию.
Масонская традиция исходит из того, что подлинная ценность не нуждается в громком подтверждении. То, что требует постоянного шума и рекламы, как правило, не обладает глубиной. Внутренняя работа человека тиха по своей сути, как тиха работа мастера, шлифующего камень. Её результат виден не сразу и не всем.
Масонство принципиально отделяет служение от демонстрации. Добро, совершенное ради аплодисментов, теряет свою нравственную чистоту. Масон не доказывает миру свою значимость, он проверяет ее собственной совестью. Именно поэтому масонству не нужен пиар - его критерии оценки находятся не во внешнем пространстве, а внутри братства и внутри самого человека.
Наконец, отказ от хайпа - это форма ответственности. В мире, перегруженном информационным шумом, масонство сознательно выбирает путь тишины, сдержанности и внутренней сосредоточенности. Это не закрытость ради тайны, а защита смысла от обесценивания. И мы, Великая Ложа Казахстана, твердо стоим на этом пути.
- Вы стали Великим Мастером в молодом возрасте – в 33 года – насколько мы знаем вы стали самым молодым главой суверенного масонства в мировом масштабе. Как вы воспринимаете эту роль?
- Как форму служения и серьезное обязательство. Это не вопрос амбиций или статуса. Напротив, это требует большей внутренней дисциплины и постоянной работы над собой, особого спроса с самого себя. Возраст здесь вторичен, важна готовность нести ответственность. Титул Великого мастера нельзя сравнивать с президентским постом или ролью Понтифика, главы церковной епархии. Масонство – сугубо горизонтальная равноправная структура, являющаяся прообразом гражданского общества.
- Какие ценности сегодня особенно важны для Казахстана?
- Честность, образование, открытость, уважение к закону и культура диалога. Очень важно избегать крайностей и радикальных идеологий. Казахстан силен именно своей способностью сохранять баланс и внутреннюю устойчивость. Масонские фратернализм полностью отвечает исконным ценностям казахов и казахстанцев, поскольку братский дух и взаимоуважение пронизывают всю ткань нашей общественной жизни.
- Кто становится масоном в Казахстане и сколько вас сейчас? Есть ли известные и влиятельные люди?
- Свободные люди добрых нравов, если отвечать масонским лексиконом. Представители всех социальных групп и страт, которых влечет осознание некой внутренней миссии, любознательность, духовный поиск. Тех, кто приходит только ради карьеры, статуса или выгоды система отфильтровывает на дальних подступах. Это путь для людей, которые находятся в поиске смысла и готовы к серьезной внутренней работе. Здесь нет быстрых результатов и внешних бонусов. Карьеризм и масонство несовместимы по своей природе. О количестве и персональном составе Ордена мы не вправе распространяться. Нужно учитывать, что есть масоны, посвященные в Казахстане, а есть масоны иных юрисдикций, проживающие в Казахстане. И это разная статистика.
Известность и влиятельность не критерий приема в братство, а возможная опция. Мы открыты для всех, кто ищет совершенства и власти над собой, повторюсь еще раз.
- То есть масонство - не элитный клуб и не стремится к власти над миром?
- Нет, это устойчивый миф. Среди братьев есть люди самых разных профессий и социальных слоев. Нас объединяет не положение в обществе, а внутренняя мотивация и ценностный выбор. Мы стремимся к власти над собой, над улучшением себя как личности и достойного члена общества – это и есть реальная власть. Масонство называют морально-нравственным компасом и маяком человечества, его цивилизационной основы в современном понимании. Здесь нет места властолюбию. Мировое правительство – затертый штамп конспирологии. На собраниях лож любые дискуссии о политике и власти являются табу. Миссия масонства соединять, а не дробить. Политические и религиозные споры ведут к дроблению – это для масонства антиценность. И у нас нет олигархических требований к кандидатам и членам финансового характера. Масонство не про деньги, а про духовность.
- Какие ложи сегодня действуют в Казахстане?
- В составе Великой Ложи Казахстана действуют регулярные достопочтенные ложи в Астане (Байтерек) и Алматы (Свет Востока\Qemel Orient), а также странствующая международная ложа. Мы не стремимся к расширению ради количества. Для нас важнее качество братства и соблюдение традиций.
- Почему информация о составе лож и именах братьев закрыта?
- Таков фундаментальный принцип масонства. Конфиденциальность защищает свободу внутренней работы человека. Раскрытие имен братьев строжайше запрещено и не подлежит обсуждению, если братья сами не изъявили желания открыться миру. Масонство всегда отделяло внутренний путь человека от его публичных ролей. Это позволяет сохранять искренность и свободу духовного развития.
- Что происходит с теми, кто приходит в масонство ради связей или возможностей?
- Такие люди не доходят до посвящения. Масонство - это долгий и требовательный путь. Те, кто ищет быстрый результат или практическую выгоду, отсеиваются естественным образом. Масонство вовсе не бизнес-клуб и не личностный рост, не короткий путь к обыденному успеху, а непрестанная работа над собой, «своим грубым камнем» длиною в жизнь. Карьеристам у нас смертельно скучно, им кажется, чувствуют мгновенное отторжение. Разумеется, масонство существует для того, чтобы сделать жизнь своих братьев и сестер лучше во всех проявлениях и карьерные стремления никто не собирается подавлять. Однако же они не являются приоритетом. Масонство состоит из связей. По ориентировочным данным нас в мире свыше 8 миллионов. И это, как правило, очень достойные люди, сплоченные ради «высоких материй», что подразумевает возможности по умолчанию.
- Можно ли назвать масонство путем служения и как к вам попасть?
- Да, безусловно. Это служение через личный пример, а не через громкие заявления. Мы убеждены, что мир меняется не декларациями, а внутренним ростом человека.
Пути в Орден неисповедимы – есть пути через официальные каналы – подачу заявки через сайт и соцмедиа.
Есть путь рекомендаций членов Братства.
- Что бы вы хотели, чтобы общество осознало о масонстве в Казахстане?
- Что это не тайная власть и не закрытый клуб для избранных. Это сообщество людей, которые добровольно берут на себя более высокую меру ответственности за свои мысли, поступки и отношение к обществу. Не нужно к нам идти в поисках власти над миром – приходите в поисках себя и блага для страны и человечества
- Что бы вы хотели пожелать Казахстану в День независимости?
- Я бы пожелал внутренней зрелости. Чтобы независимость ощущалась не только на уровне государства, но и в сознании каждого человека. Независимость от своих страстей и несовершенств. Свободный выбор созидания и порядка в противовес хаосу и разрушительности. Когда гражданин понимает свою ответственность, страна становится по-настоящему сильной.





