Почему нужно убрать туалеты из акиматов и министерств

14591 просмотров
0
Нуркен ХАЛЫКБЕРГЕН
Пятница, 14 Мар 2025, 16:00

В Алматы на один общественный туалет приходится около 28 000 человек

Уважаемые чиновники и депутаты, у меня для вас плохие новости!

Вы уверены, что в Казахстане хватает общественных туалетов? Я тоже когда-то так думал. Но потом решил посчитать, но не смог вытащить точных данных.

Читайте также
Платные туалеты Алаколя делают воду теплее

Официальных точных данных, сведенных в одну таблицу, по количеству туалетов в стране нет. А знаете почему? Нет единого ответственного ведомства, которое за это отвечает. И нет государственного стандарта - сколько общественных туалетов должно быть на улицах наших городов, не считая трасс, национальных парков и др.

Кто-то ведает строительством? Да, есть министерство.

Кто-то отвечает за дороги? Конечно, есть министерство и нацкомпании.

А туалеты? Ну… это ж не приоритет. А почему туалеты не приоритет?

Я часто бываю в министерствах, парламенте, акиматах, ЦОНах. Чиновники о туалетах не думают – у них все чисто, везде есть уборщицы. Это примерно так же, как высокопоставленные чиновники раз в год на камеру катаются в специально подготовленных общественных автобусах.

Но вот когда в последний раз высокопоставленный чиновник шел пешком по улице и искал, где можно справить нужду? Сложно представить, чтобы на маршруте премьера или министра не предусмотрели туалет…

А теперь представьте, что в их зданиях и в персональных кабинетах туалеты исчезли. Как быстро они бы взяли этот вопрос в работу?

А что делать остальным?

Школьникам, дальнобойщикам, врачам, строителям, таксистам, курьерам, водителям автобусов, продавцам, коммунальщикам?

Читайте также
Чиновники растранжирили бюджетные деньги, выделенные на туалеты

Человек ходит в туалет в среднем 5-10 раз в сутки. Это биологическая норма. И ее не отменишь постановлением правительства и не передвинешь, как часовой пояс. Я еще не слышал, чтобы кто-то отложил поход в туалет на пару недель…

Это 100-200 миллионов посещений в день на всю страну.

И вот где начинается ужас.

Реальные цифры по Казахстану

Официальной статистики нет (читай выше). Поэтому я взял Алматы – самый обеспеченный в плане бюджета или денег город – и посчитал.

В Алматы примерно 100 общественных туалетов (сколько из них реально работает - спросите алматинцев).

Население города – 1,9 млн человек.

Значит, на 1 туалет приходится около 28 000 человек.

Теперь переносим эту норму на всю страну. Если у нас 20 млн человек, то туалетов гипотетически должно быть около 1000. Но это еще завышенная цифра. Ведь в регионах нет таких бюджетов, как в Алматы.

Сравним с мировыми стандартами:

  • В Германии – 1 туалет приходится на 4 761 человека.
  • В Исландии – 1 туалет приходится на 1 785 человек.
Читайте также
Туалет за 32,5 млн тенге в степи области Абай закрыт

Чтобы соответствовать санитарным стандартам Германии, нам нужно 4 207 туалетов.

Чтобы дотянуться до уровня той же Исландии – нам не хватает 11 226 туалетов.

Итак, предположим, что у нас их 1000 (и это очень оптимистично). А сколько заложено в бюджете на их содержание?

Государство готово выделять 83 000 тенге в месяц на содержание одного туалета для предпринимателей, которые оказывают такие услуги (я уверен, что это критически мизерная сумма, подтверждение моих слов - состояние общественных туалетов в Казахстане).

Годовое содержание одного туалета – 996 000 тенге.

Теперь считаем:

Сейчас (по расчетам) государство гипотетически тратит на содержание общественных туалетов 1 млрд тенге в год.

Если довести Казахстан по количеству туалетов хотя бы до уровня Германии – то нужна сумма 5-6 млрд тенге.

Если до уровня Исландии – 15-16 млрд тенге.

Теперь главное:

Годовой бюджет Казахстана – 21,39 трлн тенге.

Затраты на туалеты – 0,02% бюджета по Германии или 0,05% по Исландии.

Читайте также
Зачем нам автопром, нам бы с туалетами справиться

Это настолько ничтожные суммы, что их могли бы выделить просто как “разовые расходы” на что-то важное.

Вывод

  • Туалеты – это не роскошь, а базовая потребность человека.
  • Чиновники не видят проблемы, потому что не пользуются общественными туалетами (равно как и общественным транспортом).
  • Проблему никто не решает, потому что никто за нее не отвечает.
  • Государство должно предоставлять услуги бесплатных общественных уборных и должно отвечать за их содержание.

А теперь вопрос:

Как сделать так, чтобы это стало необходимостью, а не “темой, о которой неудобно говорить”?

Ну или можно убрать туалеты из акиматов и министерств и посмотреть, насколько быстро появится программа “Доступные туалеты 2025”.

Источник: страница Нуркена Халыкбергена в Facebook. Публикуется с разрешения автора.

Фото: Ⓒ Ratel.kz / Алия Ахмедиева.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
МВД Казахстана закручивает пробки на рынке алкоголя
Что стоит за попыткой ужесточения продаж алкогольных напитков?
Индрик-зверь: Что известно о монстре, затмившем динозавров на территории Казахстана
Занимательная история от Андрея Михайлова
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Мечты казахстанцев о квадратных метрах «уходят» в область фантастики
Разбираемся к чему приведет повышение базовой ставки до 18%
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента