Почему в Казахстане подорожали автомобили

17277 просмотров
1
Шынгыс ТЕМИР
Пятница, 05 Ноя 2021, 09:45

Чего удалось добиться в результате введения утильсбора

Это моя первая и единственная Kia Rio 2015 года из салона, 6 лет назад отдал за нее 2,7 млн тенге (с переплатой банку получилось 3,2 млн тенге). Возможно, допустил незначительные неточности в цифрах, но даже если так – какими классными кажутся сейчас эти суммы!

Читайте также
Кто получил бюджетные миллионы за работы на заглохшей стройке завода "Азия Авто"

Сегодня точно такие же модели, ровесницы моей ласточки, с аналогичными характеристиками и идентичным пробегом продаются на "Колесах" за 5-6 млн тенге (цена вдвое выше за б/у машину). Стоимость новой модели Kia Rio 2021 года составляет от 8 млн тенге.

Почему в Казахстане подорожали автомобили? Постоянная инфляция, несколько девальваций, наконец, утилизационный сбор…

В 2016 году введен утильсбор на авто (сейчас он может составлять от 400 тыс. до 6 млн тенге), в 2019-2020 годах введен утильсбор на сельхозтехнику (600 тыс. – 13,1 млн тенге), в июне 2021 года – на кабель (5% от его стоимости).

Утильсбор был введен для стимулирования отечественного производства, в том числе за счет ограничения импорта. Чего же удалось добиться в результате введения утильсбора?

1. Каков уровень локализации производства автомобилей?

Согласно официальным данным министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР), средняя локализации на конец 2020 года составляет 33%. МИИР сообщает, что "помимо компонентов она включает заработную плату рабочих и другие затраты, направленные на изготовление автомобиля". Возможно, на заводах еще и отечественную музыку крутят для повышения уровня локализации?

На площадках ЕАЭС представители автобизнеса выступают против внедрения системы автоматизированного проектирования, поскольку она позволит следить за тем, чтобы ввоз готовых автомобилей и/или сборку не выдавали за производство.

Читайте также
Казахстанского олигарха Балушкина разыскивают по подозрению в мошенничестве

В ЕАЭС казахстанский автобизнес ходатайствует и об отсрочке увеличения доли локализации для участия в закупках стран ЕАЭС на 30 лет, то есть до 2051 года.

2. Каким образом автопроизводители достигают показателей по экспорту. Пример.

Отечественный автомобиль JAC J7 в Казахстане продается за 7 290 000 тенге (причем без НДС 12%). В России этот же автомобиль стоит 6 374 200 тенге (1 099 000 рублей по 5,8 тенге) 2021 года выпуска (с российским НДС 20%).

Т.е завод-изготовитель либо нам продает дороже, чем россиянам, либо в цене машины, которая продается в Казахстане, сидят дополнительные сборы.

3. Какие льготы получают казахстанские автопроизводители:

- за 2016-2019 годы ТОО "Оператор РОП" вернул автопроизводителям утильсбор в размере 75 млрд тенге (за 2020-2021 годы информация отсутствует);

- автопроизводители освобождены от таможенных пошлин, НДС, налога на прибыль. Например, "Азия Авто" было предоставлено льгот на 174 млрд тенге, которые государство пытается сейчас вернуть. Кстати, в 2019 году в Узбекистане автопроизводители были лишены налоговых льгот;

- выделено 82 млрд тенге для стимулирования продаж автомобилей казахстанской сборки на льготные автокредиты за 2015-2020 годы;

- на снижение процентной ставки для автопроизводителей с 2010 года выделено 10 млрд тенге, реструктуризированы кредиты для автопроизводителей на сумму 11,48 млрд тенге. Для обеспечения автокредитов государство увеличивает и пополняет уставный капитал институтов развития на крупные суммы;

Читайте также
Государство требует от "Азия Авто" вернуть 174 миллиарда тенге

- с 2010 года в Казахстане приостановлено производство 7 новых моделей автомобилей: SsangYong, SsangYong Nomad, ZAZ, Peugeot, Geely, Toyota Fortuner, IVECO. Возврата льгот не было.

4. Куда поступает утилизационный сбор?

ТОО "Оператор РОП" сообщил в СМИ, что за 2016-2019 годы собрал утилизационный сбор в общей сумме 220 млрд тенге. За 2020-2021 годы в открытых источниках нет финансового отчета ТОО "Оператор РОП", поскольку это частная компания, которая не обязана отчитываться о своих расходах.

5. Что имеют казахстанцы в результате введения утильсбора:

- с 2015 года цены на новые автомобили выросли почти в 2 раза: в тенге на 90%, в долларах США на 40%;

- за счет увеличения цен на новые автомобили и ограничения ввоза б/у автомобилей появилось более 200 тыс. машин с российскими, армянскими номерами;

- согласно данным органов адмполиции, казахстанский автопарк стремительно стареет. Средний возраст парка транспортных средств вырос с 20,5 до 20,7 лет. Данная тенденция затронула все типы транспортных средств. По результатам 2020 года средний возраст легковых автомобилей увеличился с 19,7 до 19,9 лет, грузовиков – с 24,4 до 24,8 лет, прицепов – с 23,9 до 24,3 лет, автобусов – с 18,2 лет до 18,3 лет, мототехники – с 30,1 до 30,2 лет. Налицо реальный ущерб экологии вместо декларируемой защиты окружающей среды;

- возник дефицит новых автомобилей из-за отсутствия электронных чипов и других комплектующих автомобилей;

Читайте также
Главными покупателями узбекских автомобилей оказались Казахстан и Афганистан

- дефицит и дороговизна новых авто приводят к росту цен на вторичном рынке.

Какой отсюда вывод? Заниматься "производством" авто в Казахстане крайне выгодно. Можно бесконечно открывать и закрывать производства новых автомобилей, освобождать "автопроизводителей" от налогов, таможенных пошлин, возвращать им уплаченный утилизационный сбор (правда, есть некоторые риски, в "Азия Авто" о них могут рассказать). Но непонятно как оценивать экономическую целесообразность такого стимулирования автопрома.

Миннацэкономики в одном из своих официальных писем сообщило, что законодательством не закреплена ответственность за неэффективность тех или иных преференций. Однако эффективность льгот все же зависит от реализации взятых обязательств со стороны заявителей при заключении инвестиционных контрактов. А вот контроль за реализацией контрактных обязательств в компетенцию Министерства не входит.

"Отечественный автопром" (достаточно комичное словосочетание, почти оксюморон, как "правдивая ложь") напоминает громадную финансовую пирамиду, а мы с вами – неразумных вкладчиков.

Дисклеймер или постскриптум. Я не отрицаю, что в Казахстане имеются попытки создания настоящего производства автомобилей. Но где? Покажите!

Утильсбор – это мировая практика, здесь все понятно. Но давайте тогда и размеры утильсбора приведем к общемировым, например, 100 евро. Из-за таких сумм автовладельцы вряд ли будут возмущаться.

Фото: avtosreda.ru.

Источник: страница Шынгыса Темира в Facebook. Публикуется с разрешения автора.

Регистрация для комментариев



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Майор 2021-11-06 10:10:31
5
у нас утильсбор это еще один способ законного отъема денег у граждан...
- Люди, которые тридцать лет терпели Назарбаева, а теперь проглотили два изменения Конституции за три месяца, учат российских беженцев, как надо было бороться с режимом.
Как посадить мажора на девять лет за ДТП с двумя погибшими
Полтора года корреспондент Ratel.kz противостоял давлению на процесс
Two popes: Астана стоит мессы
Визиты римских иерархов как высшее проявление казахских понтов и предмет общенациональной гордости
Чем отличается аким Налибаев от вице-министра Качмарчыка
Польского чиновника выгнали с работы после роскошной свадьбы с дорогими подарками
Отремонтированный на деньги КПО аэропорт Уральска вновь нуждается в ремонте
Почему Eni и Shell оплачивают хотелки акима?
Айдос Сарым: Через семь лет мы будем избирать третьего, а потом четвёртого и пятого президентов
Кое-кто, похоже, сегодня попросту нарабатывает имидж для успешной релокации по грин-карте
Как казахстанцы помогают Путину
Русофобия важна для Путина как средство сплочения нации вокруг него
Парад физкультурников: что и кому демонстрировали мускулистые юноши и оголённые девушки
Репортажи из прошлого от Андрея Михайлова
5 советов руководителям
Должность начальника похожа на работу канатоходца
Когда казахская жена не роскошь, а средство передвижения
Каждой идее - своё время
Сочинение на тему "Как я провела День города"
Таких экскурсий, что случились на День города, у нас ещё не было и, очень надеюсь, больше не будет
Как блогер пытался прогнать в Россию кандасов с афроамериканцем
Воинствующий безработный Диас Кузаиров встал в дверях павлодарского ресторана, чьи владельцы предложили бесплатные обеды россиянам
Апелляционная коллегия оставила приговор Боровикову без изменения: девять лет колонии
Ходатайство прокурора Темиртау об отзыве лицензии у адвоката Айткалиевой удовлетворено
Актюбинские пограничники помогают приезжающим из России
Они организовали бесплатные автобусы от КПП прямо до города
Глина и навоз вместо исторического облика Алматы
Старые алматинские дома превращаются в новые трущобы
Где мы были восемь лет, или Почему так трудно издать в Казахстане перевод детской книги на казахский язык
Наша личная сказка про перевод на казахский успела сменить жанр и из страшной превратиться в остросюжетную с хеппи-эндом
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
О биографиях казахстанских "молодых политиков"
Незатейливая политтехнология, из разряда "простота хуже воровства"
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Мы прошли климатическую точку невозврата
Настоящая катастрофа начнётся, когда растают ледники
Как посадить мажора на девять лет за ДТП с двумя погибшими
- Имею честь знать Сергея Перхальского лично. Как-то спросил у него, не тяжело ли ему бороться со всем этим беспределом. Он ответил очень просто и без пафоса - Кто-то должен это делать. Его публикации дают мне надежду, что в нашей стране не все потеряно и что все ещё может изменится к лучшему. Долгих лет и крепкого здоровья, творческих успехов. А мы, его благодарные читатели, всегда будем с нетерпением ждать новых публикаций.
Увидев расписание уроков, родители школьников СКО закипели от возмущения
- Уважаемые педагоги, Министры Раньше мы 10 лет учились, и было в 10 классах по 5,6,7уроков. И ничего. А сейчас учатся 11 лет и плюс ещё две недели и все равно хотите увеличить нагрузку. О чем вы думаете? Чего вы хотите от детей.? Правильно надо сокращать количество часов в неделю. Дети лучше станут понимать. А если они целый день в школе, всю ночь уроки делают. Вы хотите чтобы дети с ума сошли?
Беспредел на родине Кунаева. Часть 1
- Да, в Казахстане всегда были местные байчики. И их покровители из высших эшелонов власти. Они питались и жили с рук этих байчиков. А где хваленый Антикор? Что этот районный акимчик тоже их прикормил? Наверное, крутую служебную машину подарил борцам с коррупцией.
Где Токаеву взять кадры
- Вами верно задета данная тема. Она с каждым днём всё актуальнее и актуальнее. Нашему президенту предстоит большая работа. Однако работа проделана на маленький процент. От квалифицированных кадров, которые дорожат (дорожили) работой и не побоюсь этого слова настоящих патриотов своего дела, у нас всегда избавлялись. Никогда не давали честно работать простому государственному служащему. Только встаешь на рельсы своего должностного пути, так тебя начинают лепить, как им удобно.
Суд приговорил Боровикова к девяти годам лишения свободы
- Сергей здравствуйте, Вами проделана огромная работа, за что Вам лично выражаю ОГРОМНОЕ спасибо. Ваши статьи по настоящему освещали судебный процесс. Я как простой читатель Вам благодарен. Семье потерпевших выражаю ГЛУБОЧАЙШИЕ соболезнования.
В Алматы объявлены в розыск нотариусы-мошенники
- Нонсенс заключается в том, что прокурором Медеуского района до настоящего момента неисполнено частное определение Медеуского районного суда, которым суд требовал принять в отношении Рыскали и Кожахмет надлежащие меры уголовно правового характера. Вопрос: а почему прокурор Медеуского районна такой лояльный к указанным выше ммошейникам. И почему в период его руководства, все заявления в отношении данных лиц спущены на тормазах.