Правильный ход

4633 просмотров
0
Асия БАЙГОЖИНА
Среда, 15 Окт 2014, 08:05

И какой всё-таки молодец Эдвард Кульбаев - взял и снял! Потому что именно этого хотел!

Эдвард Кульбаев позвал на показ своего документального фильма.

- О чем кино? – спросила я.

- Фильм-портрет, - ответил Эдвард.

- Заказуха?

- Нет, сам снимал. О Василии Смыслове.

- Шахматисте?!

- Ну да…

- Мемуарный фильм? Он разве живой?

- Уже умер. Но я успел снять с ним интервью.

- Разве он сюда приезжал?

- Нет, я ездил в Москву.

- Он, что, имел отношение к Казахстану?

– Вообще-то нет. Был здесь очень короткое время во время войны: сюда эвакуировали студентов МАИ. Он мало что помнит об этом.

Диалог наш становился всё более напряженным.

- А зачем ты его снимал?

- Ася, это же – Смыслов!!! Ты о нем слышала вообще?!

Еще бы я не слышала! В детстве каждое воскресенье просыпалась от звука высыпаемых на стол шахмат: к отцу приходил Лео Альвинович Адлер, и до обеда они сидели над доской. Две полки в шкафу были отданы книгам про шахматы. Чемпионов мира мы знали наперечет. Правда, сама, в отличие от братьев, играла с дедом исключительно в «уголки» и «чапая». Отец до шашек не снисходил.

- Эдик, я правильно поняла: ты сам решил снимать фильм про Смыслова?!

- Ну да.

- А почему именно о нем?

- Я же шахматист. А Василий Смыслов - мой любимый шахматист!

- А-а… - я недоверчиво смотрела на Эдварда.

- Выдающийся шахматист! - упорствовал Эдвард.

Я напряглась, вспомнила: кто-то называл Смыслова Моцартом шахматной игры.

- Василий Васильевич еще и пел! – подтвердил Эдвард. - Диск с собственными записями выпустил.

- А деньги? Это же командировка, группа, техника…

- Друзья выручили.

Я завистливо поглядела на него.

- Богатые, видать, у тебя друзья…

-Не особо. Один с камерой помог. Второй со штативом. С билетами тоже. Чисто на энтузиазме все работали.

- А все-таки, зачем ты это делал?

- Хотелось! – признался он.

- Долго снимал?

-Долго. После смерти Смыслова даже забросил материал. Но потом все-таки завершил монтаж. Надо было сделать. Приходи, посмотри.

Я пошла. Это было два года назад. 12 декабря 2012 года состоялась премьера авторского фильма Эдварда Кульбаева «Василий Смыслов. Поиски гармонии». Режиссер в титрах и лично в зале поименно благодарил друзей и коллег, но прежде всего – свою маму Куляндам Дюсюпжановну: именно мама настояла на том, чтобы сын после многомесячного перерыва продолжил работу над картиной. И кино, мне кажется, получилось. Это, говоря словами классика, культурная фильма. Кульбаев всегда отличался методичностью и дотошностью, а уж хронику шахматных чемпионатов советского времени, подробности сыгранных партий и баталий изучил досконально. И любовно графикой перенес на экран. Я ошалело наблюдала, как ферзь на экране переместился на соседнее поле, за ним лихо скакнула пешка. Еще ход. Разменяли ферзя. Эндшпиль! И опять пешка куда-то скачет! Скажу честно: ничего в этих передвижениях и фразах не понимала, но ликование в голосе Эдварда за кадром: проходная пешка изменила ход игры! - заставляло поверить: случилась невероятная история. Кульбаев с явным наслаждением, понимая все хитросплетения игры, комментирует сражения черных и белых. Впрочем, графика в фильме - просто орнамент на полях.

Кульбаев запечатлел явление Смыслова как феномен. Сидит в кресле старый человек, рассказывает о времени и о себе: что он понял за свою долгую жизнь. Уяснил самое важное: во всем был промысел божий. А сама жизнь стала поиском гармонии - в себе, в отношениях, в деле. Это единственное и главное, к чему он стремился.

Рассказывает неспешно, негромко - вспоминает и размышляет вслух. С первой же минуты за кадром звучит музыка, и мы слышим пение. Оказывается, поет сам Смыслов! На заре шахматной карьеры пробовался в консерваторию, пение было не меньшей страстью, чем шахматы, многие годы брал уроки вокала. В 28 лет стал чемпионом СССР по шахматам. В 36 –чемпионом мира. Спустя годы – ему уже было за шестьдесят – беспрецедентный случай в истории игры! - Смыслов вновь претендовал на шахматную корону! В 1981 году записал первую свою пластинку. В возрасте 75 лет выпустил CD с записями оперных партий и романсов. Сам говорит: шахматы рассматривал как искусство. Делится своими рецептами успеха:

- Игра в шахматы требует огромного напряжения. Вы должны выложиться до конца. Победа достигается в упорнейшем поединке. На подарок судьбы трудно рассчитывать, но – попробуйте… Секрет моих успехов в том, что я всегда старался познать законы высших сил. А в основе их лежит творчество. Надо стремиться к своей максимальной творческой организации. Да, вы можете поддаваться, но тогда вам будет грош цена. Лучше, когда вы сумеете мобилизовать все свои духовные качества и бороться за свое видение мира, то есть отстаивать правоту своих взглядов.

Слушайте, разве Василий Васильевич Смыслов о шахматах говорит? О музыке? Да нет же… Не только. Вот еще:

- От человека требуется высокая духовная культура. Законы неба диктуют ему, а не законы земли. Если бы люди это поняли, то жизнь была бы более культурной, более справедливой, и люди не жаловались бы на свои неудачи. Человек является космическим существом. Мы, по сути, подчинены Божьему разуму, должны его чувствовать и должны просить у него помощи. И самое главное, может быть, противоречие - это то, что человек – гордый….

- Я придерживался божественной линии жизни. И пытался в шахматах и музыке воплотить то, что мне дано. То есть добиться результатов, которые помогли понять, что я правильно выбрал и шахматный путь, и шахматный ход.

Эдвард сделал правильный ход. Сумел завоевать доверие Смыслова - такие откровения дорогого стоят. Взял интервью у шахматных грандов: Крамник, Спасский, Карпов, Каспаров, Ананд рассказывают о целой шахматной эпохе в лице Смыслова. Еще Кульбаев нашел и выкупил хронику шахматных соревнований в российском киноархиве.

Бытовой стороны жизни чемпиона - слава богу! - в фильме не касался, самое примечательное – и сам Смыслов не позволил себе в кадре не то что жалобы - даже намека на нее! А много вы видели сегодня фильмов, повествующих о жизни духа? Так что Эдвард Кульбаев, по сути, совершил документальный гражданский подвиг. За что ему и его друзьям – большое спасибо.

В прошедшее воскресенье в алматинском кинотеатре «Арман» вновь показали фильм Кульбаева «Василий Смыслов. В поисках гармонии». Зрителями были в основном шахматисты. И главная среди них - наша звездочка, четырнадцатилетняя Жансая Абдумалик. Дважды чемпионка мира по шахматам среди юниоров. До начала фильма она давала в фойе сеанс одновременной игры на 15 досках: пятеро юных игроков, остальные десять - взрослые дядьки. В двух партиях Жансая согласилась – к нечаянной радости игроков – на ничью. Остальные тринадцать выиграла. Вдумчивые глаза, толстая коса, застенчивая улыбка. Так же внимательно, как играла, смотрела фильм. Мне кажется, то, что говорил Василий Васильевич Смыслов с экрана, ей созвучно. И было отчего-то приятно, что она смотрела фильм. Мне нравятся такие чемпионы!

И какой всё-таки молодец Эдвард Кульбаев - взял и снял! Потому что именно этого хотел! Разве можно объяснить, зачем и почему? Вот имя у него нетипичное для казахов, да, пожалуй, и для русских тоже. Я в начале знакомства тоже приставала: почему Эдвард? "Потому что Григ, - ответил Эдвард. - Мама любила и любит его музыку".

Кто же, как не он, должен был снимать фильм о Смыслове, которого по жизни вели две страсти - шахматы и музыка?! Только Кульбаев, знаток и любитель шахмат, названный Эдвардом в честь музыки.

Вице-министр торговли и интеграции
"Я езжу на рынок "Асем", и я знаю, кто продаёт мясо,кто - курочку, где торговая точка от производителя, где бытовая химия. Подхожу целенаправленно, там беру - я знаю, что там дешевле. Кто может себе позволить подороже - пусть идёт в премиум - супермаркет, например"
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Ильяс Бактыгалиев: Избежать новых атак полностью мы будем неспособны, это независимые от нас вещи
Комментарии политолога об атаке на КТК
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером