Рахим Ошакбаев: Средства Нацфонда могут быть значительно истощены в течение 5 лет

4632 просмотров
0
Рахим ОШАКБАЕВ
Понедельник, 13 Июн 2016, 18:10

С 2008 года государственный внешний долг вырос с 2,2 до 12,9 млрд долл.

Ratel.kz публикует тезисы и некоторые слайды из доклада, с которым известный экономист и бывший вице-министр по инвестициям и развитию Рахим ОШАКБАЕВ 9 июня выступал в Алматы в дискуссионном клубе «Аспандау». Материал взят с личной страницы автора в Facebook.

Несмотря на текущий рост котировок нефти, существует ряд фундаментальных факторов, которые свидетельствуют о возможности сохранения цен на уровне $30 за баррель: избыток предложения нефти, падение спроса в связи с повышением энергоэффективности и развитием альтернативной энергетики, низкие операционные издержки ведущих нефтедобывающих стран.

Недавно опубликованные Нацбанком 3 варианта экономического развития страны в 2016 году (при цене $35, $30 и $20 за баррель Brent) свидетельствуют, что регулятор также видит вероятность данных сценариев. В качестве базового варианта в республиканском бюджете (далее - РБ) на 2016 год заложена цена на нефть в $30 за баррель Brent.

Высокая зависимость от экспорта нефти и низкие цены на энергоносители предопределяют сокращение доходов республиканского бюджета и Нацфонда, что остро ставит вопрос о необходимости балансирования бюджета в среднесрочной перспективе.

Текущая структура доходной части бюджета уже свидетельствует о его высокой уязвимости: ненефтяные поступления составляют 3,2 трлн тенге или всего 43% доходов. Соответственно, нефтяные поступления (трансферт из Нацфонда и экспортная таможенная пошлина) обеспечивают около 57% (4,2 трлн тенге) доходов РБ. Таким образом, текущий ненефтяной дефицит бюджета (республиканский бюджет и квазирасходы) составит 6 трлн тенге или 13,5% ВВП, и будет покрыт за счет трансфертов и займов из Нацфонда (4 трлн тенге), экспортной таможенной пошлины (0,5 трлн тенге), а также средств ЕНПФ и внешних займов (1,5 трлн тенге).

В условиях низких цен на нефть существует 5 основных инструментов балансирования бюджета:

1. активное использование средств Нацфонда;

2. привлечение займов - ЕНПФ и внешние заимствования;

3. увеличение налоговой нагрузки;

4. сокращение расходов бюджета;

5. ослабление курса тенге.

Существует высокая вероятность, что будет реализовываться сценарий активного использования средств Нацфонда и ЕНПФ, наращивания заимствований и роста налоговой и квазиналоговой нагрузки на экономику. Несмотря на падение нефтяных доходов, не происходит продекларированной оптимизации бюджетных расходов. Напротив, расходы республиканского бюджета на 2016 год по сравнению с 2015 годом номинально выросли на 16% и составили 8,3 трлн тенге. При этом существенно растут внебюджетные расходы: в 2016 году на поддержку экономики вне бюджета планируется выделить значительные суммы из ЕНПФ и Нацфонда на приобретение обусловленных облигаций БВУ и НУХ, а также строительство арендного, кредитного жилья. Значительным потребителем средств Нацфонда выступает квазигосударственный сектор. Помимо использования средств Нацфонда через механизм гарантированного трансферта ($8 млрд), с 2009 года стало «традицией» выделять средства госкомпаниям из Нацфонда напрямую, вне республиканского бюджета, на реализацию «антикризисных целей и целей развития». За период с 2007 года по 2016 год из Нацфонда госкомпаниям было выделено порядка 33,2 млрд долларов США, при этом около половины средств - 15,8 млрд долл. (2,7 трлн тенге) пошло вне республиканского бюджета в виде облигационных займов.

Параллельно реализуются планы по повышению налоговой нагрузки:

* снижение минимального порога для постановки на учет по НДС,

* отмена специальных налоговых режимов,

* налог на розничные продажи,

* налог с продаж и т.д.

Помимо налоговых платежей резко расширяются обязательства бизнеса по уплате внебюджетных взносов:

* обязательное социальное медицинское страхование,

* расширенная ответственность производителя за утилизацию и переработку своей продукции,

* взносы бизнеса в саморегулируемые организации.

Данные взносы будут выплачиваться предпринимателями в дополнение к уже действующим внебюджетным взносам: взносы в Государственный фонд социального страхования, обязательные пенсионные взносы, отчисление 1% совокупного годового дохода недропользователей в автономный кластерный фонд и др.

Активное привлечение внешних займов приводит к увеличению расходов бюджета на обслуживание долгов. С 2008 года государственный внешний долг вырос с 2,2 до 12,9 млрд долл. Затраты на обслуживание долга увеличились за 4 года в 4,4 раза в абсолютном выражении (со 130 до 577 млрд тенге), и почти на 5 п.п. в относительном (с 2,5% до 7,3% от общих затрат РБ), что уже заметно превышает отдельные важные статьи расходов, например, республиканские расходы на образование. Резкое увеличение внешнего долга будет оказывать давление на устойчивость РБ и в дальнейшем в связи с новыми ежегодными выплатами. Помимо официального внешнего госдолга существует так называемое «расширенное» понимание, которое включает долг субъектов квазигоссектора в размере почти 20 млрд долл. Согласно данным МВФ, соотношение правительственного долга РК к ВВП в 2014-2015 гг. возросло 14,7% до 23,3%. Несмотря на то, что в «таргетируемых» развитых странах оно достигает 90-100%, в ресурсных странах ситуация иная – Австралия (37%), Азербайджан (36%), Чили (17%), Индонезия (27%), Иран (17%), Норвегия (28%), Россия (18%). Принимая во внимание вероятное падение «валютных» доходов бюджета и Нацфонда представляется разумным не увеличивать уровень валютного государственного долга и долгов госкомпаний.

Реализация вышеописанного сценария при текущем уровне бюджетных и внебюджетных расходов ставит вопрос о сохранности средств Нацфонда: при $30/баррель нефти и 360 тенге/$ для покрытия бюджетных и внебюджетных расходов средства Нацфонда могут быть значительно истощены в течение 5 лет. В течение этого срока возможности Нацфонда для финансирования ненефтяного дефицита бюджета могут быть еще более сокращены, если средства будут использоваться для поддержки платежеспособности квазигоссектора и банков второго уровня.

Основные гипотезы

1. Необходимо внедрение принципов консолидированного бюджета, перекрывая внебюджетные каналы как по обязательным платежам, так и по расходам. Все обязательные платежи и траты из Нацфонда должны аккумулироваться в бюджете, проходить через процедуры утверждения и контроля исполнения государственного бюджета через парламент, Счетный комитет и общественность, что повысит прозрачность трат.

2. Ограничить наращивание расходов бюджета и Нацфонда на «антикризисные», якобы «стимулирующие» госпрограммы через квазигоссектор. Эффективность данных расходов достаточно низкая и, как правило, приводит к росту налоговой и квазиналоговой нагрузки на малый и средний бизнес.

3. Масштабная оптимизация бюджета, за исключением расходов «социального» блока. Это, в первую очередь, прекращение финансирования квазигоссектора, оптимизация расходов «имиджевых» проектов и мероприятий, мораторий на новые, сокращение числа и объема госзаданий, консалтинговых исследований, применение принципов ГЧП и аутсорсинга госфункций, продолжение политики приватизации.

4. Представляется важным зафиксировать уровень долговой нагрузки бюджета и квазигоссектора и дальнейшие заимствования совершать только в пределах валютного роста доходов и ВВП, а еще лучше не совершать вовсе.

5. Увеличение налоговой нагрузки в условиях сжатия спроса приведет к снижению активности малого и среднего бизнеса и увеличению безработицы. Чтобы налоговые доходы начали расти хотя бы через пару лет требуется низкий и предсказуемый уровень налоговой и квазиналоговой нагрузки, а также жесткое исполнение всех заявленных институциональных реформ, включая либерализацию регулирования, разгосударствление, стимулирующую денежно-кредитную политику.

6. Ключевым препятствием для расширения доступа к кредиту путем снижения стоимости кредитования и расширения предложения денег является волатильность курса тенге и не снижающиеся девальвационные ожидания. Регулятор справедливо опасается, что повышение доступности тенге окажет давление на курс. Необходимо начать дискуссию о возможности предоставления гарантированных краткосрочных ориентиров по курсу тенге, что могло бы стимулировать дедолларизацию вкладов и снижение базовой ставки.

7. Существует дополнительный резерв для ослабления тенге до 380-400 за долл., но после этого риски для экономики резко возрастут. Возможно определить курс расчетным путем на основе экономической модели, исходя из возможных рисков и стресс-тестов, сделать результаты доступными для публичного обсуждения. Ознакомиться с полной версией презентации и расчетами можно на сайте Центра прикладных исследований “Талап” www.talap.org по ссылке.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Жаңа адамдардың қандай өзгешелігі бар? Марстан келген бе? Әлде өзіміз сияқты ма?
Власть в Казахстане перешла к большевикам в Brioni
Главный лозунг дня: взять под контроль все расходы населения и сделать честные заработки незаконными
Что мешает судьям Карагандинского областного суда вершить правосудие
Израильское оборудование оказалось настолько хорошим, что стало невозможно проводить заседания
Крушение азербайджанского самолёта под Актау: как Казахстан оказался в центре мирового скандала
Анонимные источники в Азербайджане утверждают, что Баку располагает фрагментами ракеты Панцирь-С1
Деньги для бюджета не только в новой ставке НДС, но и в закромах "Самрук-Казыны"
Про источник, из которого можно довольно быстро пополнить госказну, не снимая последнюю рубашку с бизнесменов и ИП-шников
Можно ли победить бюрократию
Дональду Трампу, если он хочет ослабить бюрократический аппарат, следовало бы заняться восстановлением уровня демократии в стране и общественной консолидацией
Что рассказал Трамп о разговорах с Путиным и Зеленским
Выступление Трампа проходило на фоне огромного портрета Рональда Рейгана
Что творилось в алма-атинских банях в те времена, когда ещё не ведали про "сауны с массажистками"
Репортаж из прошлого от Андрея Михайлова
Хон Бом До: долгая дорога домой
О старом кладбище Кызылорды
Из-за Илона Маска в Павлодаре задержаны майор с капитаном
Два офицера колонии средней безопасности водворены в ИВС УП Павлодара, после того как выяснилось, что один из заключённых имеет Starlink
Гаджет, Черчилль и наши дети
Чтобы увидеть реальную картину, насколько дети погружены в зависимость от телефонов и игр, пора разработать диагностические экспресс-методики зависимого поведения
В Актобе дали сроки творческим ворам трансформаторов
Под видом ремонта они воровали устройства с подстанций
На востоке страны президент в один день снял с должности двух областных акимов
Аким ВКО при этом отправился на повышение – в правительство, а судьба руководителя области Абай пока неизвестна
Откуда в Сатпаеве взялся чёрный снег
Уголовное дело руководителя департамента экологии уже в суде, вместе с ним на скамье подсудимых – предприниматели
В СКО в пожаре погибли пять человек
По данным ДЧС, в числе жертв – трое детей
В Жетысу оцифровали и насчитали более 2,3 млн голов домашнего скота
А вот в саму информационную систему без сопровождения скота не зайти даже с электронной подписью
В Уральске стартует кампания по ремонту фасадов советских домов
Ремонтируют преимущественно дома, расположенные рядом с дорогами
Экс-футболист Ержан Маликов осуждён за убийство своего одноклубника Олжаса Алтаева
Ранее оба спортсмена играли за кызылординский "Кайсар"
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.