Реклама как способ узнать о том, как жили наши прабабушки

4202 просмотров
0
Ярослав Разумов
Четверг, 19 Дек 2024, 18:00

По объявлениям в старых газетах и журналах можно составить представление о том, какой была жизнь век-полтора назад

19 декабря в Казахстане отмечается профессиональный праздник – День рекламного специалиста. Ratel.kz поздравляет всех, кого напрямую затрагивает этот праздник, и предлагает посмотреть на функции рекламы с нетрадиционной стороны.

Кто и как придумал рекламу? Специалисты, возможно, назовут Дэвида ОГИЛВИ, известного под прозвищем "Отец рекламы", автора афоризма "Если говорят о рекламе - это плохая реклама. Если говорят о товаре - это хорошая реклама". Но тогда получается, что "дитя" – собственно реклама – намного старше своего, безусловно, гениального родителя, ибо ее история насчитывает уже не один век.

Есть мнение, что реклама как явление впервые появилась в древнем Китае. Вполне возможно, что это так, с учетом беспримерной древности китайской культуры. А может быть, такое мнение - это результат сложившейся в последние лет тридцать, на фоне китайских успехов в экономике и производстве, практики приписывать им первенство практически во всем. Скорее всего, реклама зародилась тогда, когда у первобытных людей после успешных охот начали появляться излишки, которые можно было, вместо мордобоя с непредсказуемым результатом, обменять у соседей на что-то иное.

Кстати, не всегда реклама служила целям прогресса и экономического развития, есть в биографии этого явления и компрометирующие страницы. Например, во время Второй мировой войны на захваченных китайских территориях оккупационные японские власти поощряли распространение наркомании среди китайцев через сеть опиумокурилен. И привлекали народ в них не пинками или штыками, а – рекламой: "У нас хороший опиум, подают красивые девушки, просим попробовать!" (в свете нынешних тенденций Ratel.kz делает обязательное замечание, что категорически не поддерживает распространение и употребление таких продуктов).

Реклама - это не только индустрия, но и, безусловно, вид сложного творчества, но другие его виды ее долго не признавали. Например, в литературе, по крайней мере, насколько могу вспомнить, лишь Николай ГОГОЛЬ и лишь однажды слегка коснулся ее в "Мертвых душах:

"Попадались почти смытые дождем вывески с кренделями и сапогами, кое-где с нарисованными синими брюками и подписью какого-то Аршавского портного; где магазин с картузами, фуражками и надписью: "Иностранец Василий Федоров"; где нарисован был бильярд с двумя игроками во фраках, в какие одеваются у нас на театрах гости, входящие в последнем акте на сцену. Игроки были изображены с прицелившимися киями, несколько вывороченными назад руками и косыми ногами, только что сделавшими на воздухе антраша. Под всем этим было написано: "И вот заведение".

Вот и все. Чтобы литературе осознать, какой немалый содержательный и сюжетный потенциал для нее может иметь реклама, должно было пройти еще лет сто пятьдесят. До пелевинского "Generation "П".

Зато естественным образом очень быстро "подружились" реклама и медиасфера. И сейчас по объявлениям в старых газетах и журналах очень удобно составлять представление о том, какой была жизнь век-полтора назад. Оказывается, она не слишком отличалась от нынешней, несмотря на все гигантские технологические скачки. Во всяком случае, в сфере потребностей.

В газетах на грани XIX-XX веков рекламировали всевозможные подарки детям, и среди них шоколадные яйца с сюрпризом. То самый "Киндер Сюрприз".

Из столь же быстро узнаваемых – детские молочные смеси известной европейской компании.

Среди объявлений-лидеров по частоте появления на страницах были те, что можно обобщить заголовком одного из них: "Идеальный бюст. Развитие и укрепление груди":

"Красивая грудь, гармонически развитая, составляет драгоценное украшение женщины и служит в то же время признаком прекрасного, здорового телосложения. Те, которым в этом отношении природа не благоприятствовала, могут улучшить свою фигуру с помощью пилюль… с успехом употребляемыми для этих целей парижанками".

Были и объявления для мужчин: "Мужчинам я посылаю драгоценный рецепт даром".

Обещали эффективные средства, в случае, если оные страдали "нервными расстройствами, импотенцией, болей в крестце, утратой мужественности".

Оплачивать все же приходилось. Вполне ожидаемо, что нередко в тех же номерах газет предлагали средства для излечения последствий "неуемной мужественности", которые в каких-то случаях называли гонореей, в каких-то триппером.

Из других, чисто человеческих, непреходящих страстей сто с лишним лет назад реклама фиксировала стремление быстро разбогатеть. Впору вспомнить Воланда: "Люди как люди, любят деньги, но это всегда так было".

И вот, в 1882 году журналы и газеты того, что через сто с небольшим лет назовут "постсоветским пространством", были полны рекламой Скопинского городского общественного банка с чрезвычайно высокими по тем временам процентами. Это была первая "на пространстве" финансовая пирамида, которую и рекламировали так же, как в 1990-х "МММ" или "Смагулов и К". Тем же и кончившаяся.

Чем больше смотришь старые книги, журналы и газеты с рекламными объявлениями, тем сильнее ощущение: мы однобоко воспринимаем рекламу, если фиксируемся только на ее только сиюминутных функциях – продать товар. Как любое сложное явление, она многогранна, с обязательной функцией ретроспективного представления. Для историков это – находка, да и не только историк, а каждый может, полистав старые подшивки или сканы, увидеть, чем жили, что ели, чем мылись-лечились его прапрадеды и прапрабабушки.

Конечно, автомобильные шины вместо лошадиных подков, а вместо пургена – аналогичные, но еще не скомпрометированные специфическим фольклором средства, и в этом интрига для историка. А для философа или антрополога - свидетельство стабильности многих основополагающих вещей. И реклама здесь - это как бы "дорога между временами".

Фото: из архива Ярослава Разумова.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

 

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Лимоны под снегом: пенсионеры из ВКО в морозы выращивают экзотические фрукты и цветы
Недалеко от Усть-Каменогорска супруги Земляные создали настоящий оазис
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Средняя дивидендная доходность по рынку в Казахстане удвоилась в 2025 году
Почему активизировались инвесторы?
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента