Спрячь за суровым законом невесту – выкраду вместе с законом

4786 просмотров
0
Гульнар ТАНКАЕВА
Четверг, 11 Авг 2016, 14:30

Воровство невесты — национальная традиция или уголовщина?

В Алматы опять украли невесту. В ночь с 7 на 8 августа на дороге Алматы — Кокпек - Коктал произошло ДТП: легковая машина ВАЗ-2114 столкнулась с грузовиком. Четыре парня — водитель «жигулей» и трое его пассажиров - погибли. Выжила только девушка - Алия ОШАКБАЕВА. Как выяснилось позже - украденная невеста.

В онлайн-хоре голосов в соцсетях, как обычно, поделившихся на два лагеря («при чем здесь воровство невесты?» и «во всем виновато это воровство»), выделился один. «Эта трагедия - предупреждение нам свыше, - писала взрослая женщина. – Нечего оправдывать свою распущенность национальными традициями. Это - грех!»

О том, что это такое – грех или национальный обычай, распущенность жениха или его финансовая несостоятельность, мужской шовинизм или удивительный феномен нашего общества размышляют учёный, автор бестселлера «Ситуативный казахский» Канат ТАСИБЕКОВ и врач-косметолог, самая популярная девушка Казнета Асель БАЯНДАРОВА.

Канат Тасибеков: Казах не говорил «дочь украли», он говорил «дочь сбежала»

- Начнем с того, что у казахов применительно к девушкам (об этом я, кстати, пишу в своей книге) никогда не было такого понятия – «кража» или «воровство». Казах не говорил – «қызымды ұрлап алып кетті» («дочь украли»), он говорил – «қызым қашып кетті» («дочь сбежала»). И сам обычай назывался именно так - «қыз алып қашу». А теперь найдите здесь слово «воровство»! И когда бегство дочери не становилось позором для ее родителей? Здесь, как мне кажется, другой вопрос, причем чисто экономический или финансовый: нам в этой жизни всегда приходится выбирать, и, если нужно делать выбор между затратами на свадьбу или «званием» родителей, «у которых сбежала дочь» - кто-то может выбрать второе.

Раньше, если вспоминать «преданья старины глубокой», дочь сбегала с любимым, чтобы избавиться от богатого старика. Сейчас - чтобы сократить свадебные расходы.

Вот мне хотелось бы сказать особо о СМИ: да простят меня журналисты, но эти наши сегодняшние якобы проблемы, когда мы вовсю обсуждаем калым-калынмал, кражу невесты, токалок... - на самом деле это просто информационные поводы: надо же о чем-то писать. Впрочем, это лично мое восприятие, так как я считаю, что у нас есть гораздо большие проблемы, которые стоит обсуждать всем обществом. И еще, во всех этих разговорах о кражах и калымах я вижу еще и другой повод – для двух страт нашего общества: казахоязычной и русскоязычной - показать своё превосходство одной над другой. Показать себя выше и лучше. Русскоязычные говорят: «Это же средневековье!». «Это обычаи наших предков» - возражают казахоязычные. «Мы такие продвинутые!» - радуются русскозыячные. «А мы просто чтим наши традиции», - говорят казахскоязычные.

Да, есть традиции – но никто не за то, чтобы воровать людей. Мы вообще-то просвещенная страна, с высоким образовательным уровнем и Уголовным кодексом, в котором есть статья за похищение человека – так зачем что-то выдумывать? А невесты они или нет — это уже дело десятое… А если родители таких невест идут на «примирение сторон» - тогда надо менять Уголовный кодекс. В случае похищения человека не должно быть никакого примирения. Хотя бы потому, что неважно, для чего он на самом деле ее украл: для собственных сексуальных утех, для отправки в страны Ближнего Востока как проститутки, для продажи на органы или все-таки для женитьбы...

Поэтому главное, что я вижу во всей этой истории, если подытожить, – это, простите за мой «советский» язык, недостаточную идеологическую работу со стороны... я не знаю, как их назвать – властей предержащих? Государственных идеологов? Должны же быть у нас в стране люди, которые занимаются идеологией общества, его воспитанием, разъяснением элементарных вопросов. Например, такого: воровать людей - не казахская традиция, а уголовщина.

Асель Баяндарова: Мужчины относятся к нам, как к вещи

- Во-первых, кражи невест в нашей стране на самом деле имеют место быть. Причем мы узнаем только о тех случаях, которые заканчиваются скандалом. А сколько таких, где надела на голову платок и покорно вошла в дом?

Во-вторых, даже если произошел скандал и дело попало в СМИ – мы, казахи, всё равно стремимся договориться полюбовно, как в недавнем случае с юной Жулдыз: одни принесли свои извинения, другие отказались от претензий. Так называемое «примирение сторон», на которое у нас идут и в более страшных ситуациях – даже когда люди погибают в ДТП, вспомните историю с тем же Максатом УСЕНОВЫМ.

И, в-третьих, все эти истории с невестами идеально вписываются в общую ситуацию гендерного неравноправия, которое есть в нашей стране. Что бы там ни говорили – конечно, оно есть. То есть даже самые образованные мужчины, которые допускают, что женщина – это тоже человек, всё равно считают, что этот человек не может мыслить логически на одном уровне с мужчиной. Это нормальный мужской шовинизм – и именно он позволяет мужчине воровать женщину. Как вещь. Потому что мужчины к нам так и относятся – как к вещи. И если в более или менее продвинутых слоях нашего общества эти настроения прикрываются каким-то слоем приличия, то есть маргинальная публика, которой море по колено, а баба – не человек.

...Вот мы с подругой были недавно на форелевом хозяйстве. Наши дети убежали на площадку, и к нам подошел мужчина – сильно выпивший и сильно в летах. «Я почитаю вам стихи...» Начал читать. Увидел полное невосприятие и невнимание, начал злиться. Попытался познакомиться, услышал отказ и начал ругаться. Это – классика! «Девушка, давайте с вами познакомимся!» - «Простите, я не хочу с вами знакомиться» - «Ах, так? Да пошла ты, с...чка, на х...!»

То есть отказ неприемлем. Женщина не может отказываться. Она – всего-навсего сексуальный объект, а значит, должна терпеть и радоваться: мужчина обратил на нее внимание! Не радуешься? В лучшем случае – мат, в худшем – по морде, но в любом случае - страшная агрессия. Традиционная модель поведения нашего мужчины – и такая же традиционная реакция нашего общества. Как пару лет назад, когда знаменитый боксер избил девушку в ночном клубе и люди разделились на два лагеря - осуждавших боксера и... его поддерживавших. Но что меня тогда больше всего поразило: среди тех, кто его поддерживал, были мои знакомые, до тех пор – нормальные, интеллигентные люди... и они говорили: «Ну, правильно! А чего она по клубам шарится?» Точно так же у нас, кстати, осуждают жертв сексуального насилия: говорят, что те «сами не так себя вели»...

Вообще это все - удивительный феномен нашего общества, в котором каждый решает для себя сам. И я решила: да, совершенно невозможно представить, что такая ситуация – кража невесты – может произойти с моими близкими, но если бы... Я бы однозначно привлекла органы и общественность. Потому что для меня это преступление против человека, против его свободы. Это просто не моя реальность! Но после появления в моей жизни Фейсбука я поняла, что у нас в одном и том же пространстве люди живут в совершенно разных реальностях. А что я делаю, когда сталкиваюсь с этой чуждой мне реальностью? Конечно, протестую. В данном случае – против такого абсолютно маразматического явления, как кража невесты.  

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Исторические претензии и внешнее воздействие – главные препятствия в интеграции стран Центральной Азии
Максим Крамаренко: Говорить о реальном политико-экономическом единстве региона пока рано
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Микробизнес под микроскопом – государство изучает, но не помогает
Казахстанские ИПшники выживают вопреки системе, придуманной вроде как для них
Как Алматы лишил Алма-Ату еще одного памятника
Репортажи из прошлого
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Стабильность ЕНПФ ценой потерь вкладчиков
Пенсионные накопления растут, но почти половина денег по-прежнему работает в минус
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента