Странная смесь воодушевления и разочарования

8622 просмотров
0
Жарас АХМЕТОВ
Среда, 12 Янв 2022, 17:00

Некоторые комментарии к выступлению главы государства в мажилисе

Выступление главы государства перед мажилисом 11 января этого года можно разбить на четыре блока: оценка произошедшего, реформирование сил безопасности, реформирование экономики, реформирование политической системы. В этой заметке остановимся на комментариях к первым трем блокам. 

Блок 1. Оценка произошедшего.

Читайте также
О чём никто не говорит

Свое выступление глава государства начал с рассказа о произошедших событиях, изложил свое видение причин, приведших к массовым беспорядкам, объяснил мотивы обращения за помощью к государствам участникам ОДКБ.

Для того, чтобы прокомментировать эту часть выступления К.К. ТОКАЕВА, требуется обладать примерно тем же объемом информации, что и у президента страны. При существующей асимметрии информации ни согласиться с его трактовкой причин произошедшего, ни оспорить их невозможно. Дефицит информации является благодатной почвой для взращивания разнообразных конспирологических теорий. Мы были вправе ожидать, что президент страны объявит о специальной независимой комиссии по расследованию событий, произошедших 2 – 9 января этого года. К сожалению, этого сделано не было. Остается надеяться на то, что результаты оперативно-следственных мероприятий, хотя бы по их окончании, будут доступны общественности, а руководители следствия будут открыты для общения с журналистами. В противном случае, конспирология победит официальную версию событий.

Блок 2. Реформирование сил безопасности.

Во второй части выступления глава государства остановился на реформирование сил безопасности в самом широком смысле этого слова: от армии до правоохранительных органов и разведывательного сообщества. Но из 9 пунктов этого раздела выступления ни один не был посвящен Комитету национальной безопасности, который был подвергнут президентом страны резкой критике.

Читайте также
Пренебрежение наукой

Не являясь специалистом по работе спецслужб, не могу предложить своего видения реформ в этой сфере. Но из самых общих соображений ясно, что полномочий слишком много, границы полномочий размыты, а контроля совсем мало. Это создает благодатную почву для злоупотреблений и отвлекает от решения насущных проблем защиты национальной безопасности. К слову, об этом на Ratel.kz писали не единожды

На мой дилетантский взгляд, требуется определить четкий и исчерпывающий круг полномочий и установить, если не общественный, то парламентский контроль. Что-то подобное тому, что было сделано в США по результатам работы комиссии Чёрча.

(Выдержка из 187 статьи УПК РК "По делам об уголовных правонарушениях, предусмотренных иными статьями Уголовного кодекса Республики Казахстан, предварительное следствие может производиться органом национальной безопасности, если их расследование непосредственно связано с производством предварительного следствия по делам об уголовных правонарушениях, отнесенных к подследственности органов национальной безопасности, и уголовное дело не может быть выделено в отдельное производство").

Блок 3. Реформирование экономики.

Читайте также
Что делает в алматинском суде "Султан КНБ 20%"

Это самая продолжительная часть выступления главы государства. Она началась с четырех важных признаний:

  1. "Следует признать, что произошедшие трагические события во многом вызваны серьезными социально-экономическими проблемами и неэффективной, а точнее, провальной деятельностью некоторых государственных органов".

  2. "Созданная в стране социально-экономическая система показала достаточную эффективность в обеспечении общего роста национального дохода, но при этом является неэффективной в его распределении, и вы это хорошо понимаете и знаете".

  3. "Ключевыми выгодоприобретателями экономического роста стали финансово-олигархические группы. Сложившиеся олигополии серьезно ограничили развитие свободного рынка и снизили конкурентоспособность страны".

  4. "Много справедливых вопросов вызывает эффективность и доступность мер государственной поддержки. Сложившаяся система ориентирована главным образом на обслуживание крупных структур по принципу: "друзьям все, остальным – по закону". По сути, данная система еще более усиливает олигополию в экономике. Большие предприятия пользуются особыми привилегиями, подавляя конкуренцию и препятствуя проведению реформ".

С одной стороны, все верно. С другой стороны, это старые системные проблемы нашей экономики, о которых не писал разве что самый ленивый. Потребовались трагические события, чтобы их наконец признать. 

Читайте также
Справедливое и эффективное государство: что упущено национальными программами

Нельзя не согласиться с критикой президента страны деятельности Банка развития Казахстана и ФНБ "Самрук-Казына". Но, с другой стороны, все их недостатки являются следствием той роли, которую государство играет в экономике – дирижера, руководящего деятельностью предпринимателей. Все это увлечение приоритетными отраслями экономики и прорывными проектами и привело к тому, что "Банк развития Казахстана, по сути, превратился в личный банк для избранного круга лиц, представляющих финансово-промышленные и строительные группы (…) Пользуясь доступом в высокие кабинеты, они получают привилегированные условия для реализации своих проектов. На эти проекты отвлекаются ресурсы государства, которые могли быть использованы для развития именно малого и среднего предпринимательства".

Глава государства сказал о необходимости снижения доли государства в экономике и активизации процесса приватизации. Но не было сказано об отказе от функции дирижера.

Собственно говоря, вся оставшаяся часть выступления в экономическом блоке – это про исполнение государством дирижерских функций. Проблема не только в том, что государство почти всегда плохой дирижер - иногда, при стечении целого ряда обстоятельств, экономика под управлением государства может выдать не какофонию, а что отдаленно напоминающее мелодию. Очевидно, что такие обстоятельства у нас в стране не сложились. 

Проблема еще и в том, что государство-дирижер формирует ту самую олигополию, которую критиковал президент в своем выступлении. И если признание системных недостатков экономики воодушевляет, то стремление сохранения дирижерских функций за государством разочаровывает.

Фото: inform.kz.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Исторические претензии и внешнее воздействие – главные препятствия в интеграции стран Центральной Азии
Максим Крамаренко: Говорить о реальном политико-экономическом единстве региона пока рано
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Микробизнес под микроскопом – государство изучает, но не помогает
Казахстанские ИПшники выживают вопреки системе, придуманной вроде как для них
Как Алматы лишил Алма-Ату еще одного памятника
Репортажи из прошлого
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Сырьевая модель отечественной экономики дает сбой
Казахстан экспортирует меньше, а потребляет больше
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента