Тенгизскую и кашаганскую нефть запрут в Казахстане

30379 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Среда, 23 Мар 2022, 08:30

Заявление об аварии удивительным образом совпало с обсуждением в Европе ужесточения санкционного пакета в отношении России

Авария на морском терминале Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в Новороссийске приведёт к проблемам с экспортом казахстанской нефти.

Вечером 21 марта пресс-служба консорциума сообщила, что из-за урагана и сильного шторма в районе порта Новороссийск был серьезно поврежден комплекс выносных причальных устройств (ВПУ). Если говорить упрощённо, это расположенная в бухте система насосов и шлангов, по которым сырая нефть с расположенных на берегу резервуаров закачивается в танкеры, стоящие на погрузке.

Читайте также
Как правильно погубить нефтяную отрасль Казахстана

"По итогам внеочередной инспекции выявлено повреждение в виде смещения силового каркаса одного из плавучих шлангов ВПУ-3. В этой связи принято решение о временном выводе из эксплуатации указанного ВПУ для проведения промывки и ремонта. По результатам водолазного обследования выявлены повреждения 9-го и 13-го шлангов внутреннего рукава ВПУ-2. Указанные повреждения являются критическими и не позволяют обеспечить безопасную эксплуатацию устройства. В этой связи КТК вынужден приостановить эксплуатацию указанного ВПУ", – говорится в сообщении консорциума.

Таким образом, из трех перекачивающих устройств в рабочем состоянии осталось только одно.

Пресс-служба утверждает, что в распоряжении КТК есть аварийный комплект необходимых шлангов, но из-за плохой погоды и ожидания специальных танкеров для промывки ремонт может занять продолжительное время: "В этой ситуации руководство консорциума вынуждено сообщить о возможном снижении объема транспортировки нефти втрое от заявок грузоотправителей на ближайшую перспективу".

И это плохие новости для Казахстана. В прошлом году через систему КТК на европейские рынки было поставлено 53,1 миллиона тонн казахстанской нефти – это 78,5% всего объема экспорта углеводородов из страны.

Заместитель министра энергетики России Павел СОРОКИН уточнил, что ремонтные работы займут полтора-два месяца. "Это достаточно серьезные сроки, и мы видим риск того, что может выпасть около 1 миллиона баррелей в сутки", – сказал он.

Согласно прошлогодним данным, 87,4% всей нефти, прокачиваемой в Новороссийск по трубе КТК – это нефть, добытая в Казахстане на месторождениях Тенгиз, Кашаган и Карачаганак. Это и есть список пострадавших от аварии.

Теоретически некоторые объемы добытой на этих месторождениях нефти можно перенаправить в трубу "Атырау-Самара" или же отправлять через морской порт Актау или по железной дороге. Но в случае с "Атырау-Самара" высококачественная тенгизская нефть будет перемешиваться с российской, с западно-сибирских месторождений, которая сейчас из-за санкций торгуется с дисконтом к сорту "брент". А варианты с морем или железной дорогой не стоит и рассматривать всерьез.

Это значит, что планы по увеличению добычи на Тенгизе (по данным министерства энергетики Казахстана, в 2022 году предполагался рост почти на 2,2 миллиона тонн) придется скорректировать. Будут вынуждены снизить добычу и Кашаган, и Карачаганак.

Читайте также
Дешёвого бензина осталось на пару месяцев

В начале 2000-х в ожидании "большой нефти" Кашагана Казахстан с партнерами разработали проект строительства Транскаспийской системы транспортировки нефти. В 2008 году в Баку главы национальных компаний Казахстана и Азербайджана – "КазМунайГаз" и SOCAR – подписали соглашение о совместной работе по проекту. Особенность его состояла в том, что казахстанская нефть должна была идти на мировые рынки через Каспийское море и далее по системе "Баку-Джейхан" в обход России. Но проект был задвинут в дальний ящик стола, руководство страны ставку сделало на расширение мощности КТК. Зависимость от единственного партнера – России – в вопросе экспорта добываемой в Прикаспийском регионе нефти демонстрирует теперь уязвимость Казахстана.

Сторонники конспирологической версии обращают внимание на то, что заявление об аварии, сделанное руководством консорциума, где Российская Федерация имеет 24%-й пакет акций и её представитель возглавляет КТК, удивительным образом совпало с обсуждением в Европе ужесточения санкционного пакета в отношении России. В частности, страны Евросоюза согласовывают позицию о введении полного запрета на экспорт нефти из России. В условиях шторма на Чёрном море европейцы смогут проверить, как они себя будут чувствовать без нефти из Казахстана.

Фото: kzvesti.kz.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Почему госпрограммы в Казахстане не доживают до конца
К 2025 году национальные проекты снова уходят в «концепции»
Как Алматы лишил Алма-Ату еще одного памятника
Репортажи из прошлого
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Мечты казахстанцев о квадратных метрах «уходят» в область фантастики
Разбираемся к чему приведет повышение базовой ставки до 18%
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента