Траектории казахстанского пути. Часть 4: 2009 – 2018 гг. Застой

4342 просмотров
0
Жарас АХМЕТОВ
Пятница, 27 Мая 2022, 18:30

Мы подошли к точке выбора дальнейшего пути

Мировой финансовый кризис 2008 – 2009 гг. показал, что отечественная экономика сильно зависит от состояния мировых финансовых рынков и цен на сырье. Если первое неизбежно для страны догоняющего развития, то со вторым стоит разобраться.

Рисунок 1.

Читайте также
Траектории казахстанского пути

На рисунке 1 мы видим, что в 2001 – 2008 гг. ВВП страны замедлялся, несмотря на то, что цены на нефть шли вверх и устанавливали один исторический рекорд за другим. Можно предположить, это только лишь гипотеза, которую надо проверить, что высокие темпы экономического роста с 2000 г. по 2008 г. включительно были обусловлены исключительно импульсом либеральных экономических реформ, а не высокими ценами на нефть. Более того, можно предположить, что парадигма политического устройства страны не позволила извлечь выгоды от высоких цен нефть и, вообще, на сырье. Когда Н.А. НАЗАРБАЕВ говорил: "Все эти годы мы двигались в направлении демократизации, учитывая реалии страны по принципу "сначала экономика, потом политика". Это оправдало себя (подчеркнуто мной – Ж.А.)" (из послания 2005 г.) - то он заблуждался. Все эти годы последовательно возводились препятствия на пути экономического развития страны.

После кризиса 2009 г. импульс, приданный экономике реформами конца века, иссяк, наша страна стала полностью зависимой от сырьевой конъюнктуры: на правой части рисунка мы видим тренд на снижение цен на нефть и практически совпадающий с ним тренд на торможение отечественной экономики.

Надо быть справедливыми. Все риски, связанные с сырьевым характером отечественной экономики, нашей номенклатурой были осознаны практически сразу же. И были предприняты попытки ее преодолеть. Для начала разработали программу форсированного индустриально-инновационного развития. Никого не смущало, что за несколько лет до этого была принята Стратегия индустриально-инновационного развития, которая не дала результатов. Три пятилетки нового индустриально-инновационного развития тоже не дали результатов. Н.А. Назарбаев в своем заявление от 21.02.2019 признал: "Анализ реализации госпрограмм показал, что они выполняются, но конкретные результаты по многим важным направлениям отсутствуют" (Заявление главы государства — Официальный сайт президента Республики Казахстан (akorda.kz)).

Читайте также
Траектории казахстанского пути. Часть 2: Декларативная демократизация

Новый импульс экономике попытались придать за счет институциональных изменений, которые, на самом деле, не были ни институциональными, ни изменениями. Про "План нации", как и про многие другие масштабные проекты, все уже забыли, потому что он тоже эффект не дал. "Инициированные мною Третья модернизация и "План нации – 100 конкретных шагов" были направлены на ускоренное проведение структурных реформ. Полная реализация Пяти институциональных реформ должна была привести к кардинальному увеличению доли малого и среднего бизнеса и снижению участия государства в экономике, "расчистке" банков, повышению доверия к судам и правоохранительной системе. Во многих секторах экономики, несмотря на принятие множества законов, решений правительства, положительные изменения так и не произошли. Рост ВВП в основном обеспечивается за счет сырьевых ресурсов" (из процитированного выше заявления).

Действующий президент страны в своем послании народу Казахстана заявил о кардинальных изменениях в политической жизни страны: "Я неоднократно говорил о том, что реформы ради реформ никому не нужны. Мы не проводим их на потребу публике, ради каких-то эфемерных целей и красивых, но заведомо недостижимых показателей. Практика, когда декларируемые на бумаге успехи не имеют ничего общего с реальностью, осталась в прошлом. Народу нужны не отвлеченные идеи и обещания, а ощутимые перемены к лучшему. Мы должны открыто говорить о существующих проблемах и вместе искать оптимальные пути их решения. Важно обеспечить честную и открытую конкуренцию, навсегда искоренить все искусственные монополии как в экономике, так и в политике. Рост благосостояния народа возможен только в условиях подлинной конкуренции. Система управления, ориентированная на сверхконцентрацию полномочий, уже утратила свою эффективность. Она не способна консолидировать гражданское общество с его многообразием взглядов и убеждений. Поэтому нам нужны выверенные шаги по переустройству политической модели развития Казахстана". Это заявление, да и вообще все послание, вселяли надежду, на то, что пришло время реальных перемен.

Читайте также
Траектории казахстанского пути. Часть 3: 2001 – 2008 гг. Рост присутствия государства в экономике

Но если посмотреть на содержание предложенных изменений, то возникает устойчивое впечатление, что речь идет только лишь о косметическом ремонте, не затрагивающем сути общественно-политической системы.

Проблема, как мне видится, заключается в том, что номенклатура не понимает необходимости перемен. По ее мнению, дела обстоят в целом неплохо, а январская трагедия – случайный эксцесс. И надо признать, что она, в общем-то, права. Цены на нефть высокие. Логистические проблемы, вызванные войной в Украине и антироссийскими санкциями, рано или поздно, так или иначе, будут решены. Все как-нибудь образуется без особых реформ.

Правда, остается главная проблема – разочарование. Общество ждет перемен, и если оно их не получит, то окончательно разочаруется во власти.

Мы подошли к точке выбора дальнейшего пути. У нас, в отличие от сказочного богатыря, есть не три, а целых четыре альтернативы.

  1. Власть, номенклатура все же решатся на реальные и содержательные реформы. И мы получим настоящий "Жана Казахстан".
  2. Реальных реформ не будет. Разочарованное общество начнет самоорганизовываться и саморегулироваться. Власть этому препятствовать не будет, потому что не увидит в этом угрозы для себя. И страна сама, без участия власти, придет к "Жана Казахстан".
  3. Общество начнет самоорганизовываться и саморегулироваться. Власть увидит в этом угрозу и станет этому препятствовать. Выльется это все в глубокий социально-политический кризис с непредсказуемыми последствиями.
  4. Реформ нет. Общество воспринимает это довольно апатично: "Нет, так нет. Как-нибудь проживем". Страна войдет в застой, подобный советскому, что приведет опять-таки к глубокому социально-политическому кризису с непредсказуемыми последствиями.

Выбор пути не только за властью, но и за нами тоже. Что выберем, к тому и придем.

Фото: СР.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Вице-министр торговли и интеграции
"Я езжу на рынок "Асем", и я знаю, кто продаёт мясо,кто - курочку, где торговая точка от производителя, где бытовая химия. Подхожу целенаправленно, там беру - я знаю, что там дешевле. Кто может себе позволить подороже - пусть идёт в премиум - супермаркет, например"
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Ильяс Бактыгалиев: Избежать новых атак полностью мы будем неспособны, это независимые от нас вещи
Комментарии политолога об атаке на КТК
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером