Марат ТОЛИБАЕВ: Меня возмутила реакция некоторых казахстанцев

49503 просмотров
0
РАТЕЛЬ
Пятница, 09 Янв 2015, 17:22

Что думают о парижской бойне лидеры общественного мнения

Айдан КАРИБЖАНОВ:

- Нет нужды перечислять все те многочисленные и глубинные факторы, которые привели к теракту в Париже. Утеря контроля за миграцией, интеграция приезжих в традиционное общество, геополитическая роль Франции, права и обязанности прессы в демократическом обществе, границы терпимости и конфликт цивилизаций.

То, что произошло, есть варварское преступление, которому не может быть никаких оправданий. Французское общество черпает свои традиции демократии и веротерпимости уже третью сотню лет. Государственные институты достаточно сильны, чтобы расследовать произошедшее и призвать террористов к ответу. Как всегда, для демократического государства для этого требуется время, возможно, годы. Но результат не вызывает сомнений.

Реакция представителей нашего общества на произошедшее даст ответ на вопрос, в каком обществе мы заслуживаем жить - в современной светской демократии или стране третьего мира, страдающей предрассудками, комплексами неполноценности и стремлением к обскурантизму, примитивизму или лицемерному цинизму в трактовке произошедшего. Хотя иллюзий здесь питать, увы, не стоит.

 

Айдос САРЫМ:

- Год начался плохо. С террористических актов в Турции и Франции. Стран, которые имеют важное значение для Казахстана. Выражаю свои соболезнования турецким и французским друзьям и коллегам. Оправдания терроризму нет! Пусть псевдорелигиозному, пусть левацкому. Произошедшее еще один повод серьезно задуматься и предпринимать меры, направленные на недопущение терроризма и радикализма на территории нашего государства. Мы, к сожалению, уже знаем, что такое так называемый "религиозный экстремизм и терроризм". За терактом во Франции стоят люди, которые успели повоевать в Сирии, имели специальную выучку. Если принять во внимание, что в Сирии сегодня достоверно находятся свыше 300 казахстанцев, то наши тревоги не являются выдуманными и мнимыми. С другой стороны, в нашем обществе еще нет осознания того, что другим источником терроризма и радикализма в стране могут стать всякого рода левые и левацкие группировки. Напомню, что ответственность за теракты в Турции взяла на себя запрещенная марксистско-ленинская группировка «Революционный народный фронт освобождения» (РНФО).

 

Марат ТОЛИБАЕВ: 

- 7 января 2015 года трое вооруженных преступников расстреляли в Париже сотрудников французского журнала Charlie Hebdo, который опубликовал карикатуры на пророка Мухаммеда. Эта новость потрясла и возмутила меня. Но еще большее впечатление на меня произвела реакция некоторых казахстанцев на эту новость. Одни из них поставили под сомнение истинность этого факта и причастность радикальных исламистов к теракту. Высказывались версии, что это провокация, подстроенная спецслужбами США или Израиля с целью компрометации мусульман. В который раз поражаюсь наивности или упрямству этих людей, отказывающихся верить фактам. Они настолько идеализируют своих единоверцев, что даже не допускают мысли о том, что среди них могут быть радикалы и фанатики. Эти мусульмане во всем видят сионистский заговор и проделки западных спецслужб. "Мусульмане совершили теракт? Нет, не может быть! Это переодетые американцы.

Мусульмане вырезают представителей другой веры? Нет, не может быть! Они сами виноваты. Шииты враждуют с суннитами? Это американцы подстрекают их друг против друга".

И так до бесконечности. Какие еще факты нужно представить, сколько еще крови нужно пролить, чтобы эти люди поняли, что среди мусульман действительно есть радикалы и фанатики? Да, их мало, их гораздо меньше, чем добропорядочных мусульман, тех, кто несет в своих словах и поступках добро и мир. Но они есть. Это факт. Закрывать на него глаза – значит, обманывать себя и окружающих. Наоборот, Ислам приобрел бы миллионы новых сторонников, если бы мусульмане осудили своих оступившихся единоверцев, если бы каждый добропорядочный мусульманин во всем мире сказал бы публично: "Ислам не учит людей убивать, Ислам не кровожадная религия. Кто совершает убийство с именем Пророка, тот предает Ислам, тот не может считаться настоящим мусульманином. Я мусульманин, и я призываю к миру и взаимоуважению". Вот, на мой взгляд, чего ждет мир от добропорядочных мусульман, а не упорства в непризнании очевидных вещей из чувства солидарности. Вторая группа товарищей считает, что французских журналистов убили заслуженно, потому что они оскорбили пророка Мухаммеда. У меня нет слов, чтобы выразить свое возмущение такой точкой зрения. Кроме того, что она цинична и кощунственна, она неверна в корне. Радикальные мусульмане пытаются жить в цивилизованном мире, но по своим нецивилизованным законам. В свободном демократическом обществе каждый человек имеет свободу мысли и слова. Он может высказывать свою точку зрения на многие вещи, в том числе и на религию. При этом рисовать карикатуры на кого-то из пророков (Моисея, Иисуса, Мухаммеда, Будду и т.д.) в цивилизованном мире не считается оскорблением. Это обычное выражение своего отношения к тем или иным лицам. Прямо сейчас в Интернете можно найти тысячи карикатур на Иисуса Христа. Но ни один христианин не расстрелял за это авторов карикатур. Радикальные мусульмане могут на это сказать: "Если христиане не считают это оскорблением их веры, то это их право, а мы считаем карикатуры оскорблением". В таком случае этим мусульманам не надо жить в Европе и в Америке, там, где другие законы общежития. Им не следует читать такие газеты и смотреть такие сайты в Интернете. Им надо жить по своим правилам в своих общинах и не мешать другим жить по своим правилам. Но ведь нет. Радикальные мусульмане хотят жить в развитых государствах, пользоваться благами цивилизации (которых, кстати, не было бы, если бы не было свободы личности), но при этом жить по своим правилам и навязывать их окружающим. Это нечестно. Когда христиане позволяют рисовать карикатуры на Христа, когда буддисты позволяют изображать Будду в любых проявлениях, а мусульмане не позволяют ни словом задевать их пророка - это нечестно. Это все равно, что ходить в толпе людей, где тебе можно громко разговаривать и махать руками, а другим - нельзя. Это несправедливо. Вот почему весь цивилизованный мир возмутился действиями террористов. Если сейчас смириться с такой ситуацией и признать, что на любого пророка можно рисовать карикатуры, а на Мухаммеда - нельзя, это значит проиграть кусочек своей свободы. Это значит смириться с тем, что одной части общества из-за того, что она более обидчивая, можно то, что другим частям общества нельзя. Разве можно с таким смириться?

 

Валихан ТУЛЕШОВ:

- Маргинальная часть мусульман, не институализировавшаяся и не социализировавшаяся в нескольких поколениях в западных обществах, считает, что западным обществам и СМИ не положено осквернять даже путем карикатур мусульманские святыни. Эта часть мусульман, большая часть которых находится в европейских странах в первом поколении, очень болезненно воспринимает то, что в самих западных обществах имеется достаточно давно. И понять это важно и необходимо. Толерантность ведь - это не только правовое отношение, она должна стать и быть, прежде всего, этическим отношением. Запад очень много делает для продвижения толерантности, однако на бытовом уровне, а также в условиях небывалого притока мигрантов из мусульманских стран политику толерантности надо более активно осуществлять на низовом, в том числе, на бытовом уровне. Конечно, оправдания террору нет, но и мусульманские сообщества, и власти, и христианские сообщества должны взять на себя ответственность за происходящее - за возникающие то тут, то там культурные разломы и несовпадения национальных, конфессиональных и политических взглядов населения. Либерализм, права и свободы личности должны продвигаться прежде всего под неукоснительным этическим сопровождением. То, что позволено делать при демократии, иногда непозволительно делать с этической точки зрения. Столкновения цивилизаций, расширения пропасти между мусульманским и христианским миром можно и нужно избежать, если во главу угла поставить нравственность, этику и более глубокое прочтение великих религиозных постулатов, которые у всех религий практически одни. Смысл мультикультурализма, как признания культурного многообразия, должен быть дополнен четким соблюдением этического императива - не поступай с другими людьми так, как если бы ты хотел, чтобы с тобой не поступали также. Или делай людям так, чтобы и они поступали соответственно. Именно наполнение таким социальным смыслом превращает мультикультурализм в полисоциокультурализм, который становится доминирующим принципом всей общегражданской политики Евросоюза и других развитых стран.

Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Терроризм в странах СНГ: как менялась угроза после распада СССР
От войн и «больших» захватов заложников к точечным атакам и транснациональным сетям
Серик Буркитбаев: Вода - это суверенитет
Почему идея поворота сибирских рек опасна для Казахстана и какой водный сценарий эксперт считает стратегически верным
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
«КазМунайГаз»: Jet A-1 используется в странах с суровым климатом
В начале декабря «КазМунайГаз» заявил, что аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
«КазМунайГаз»: Jet A-1 используется в странах с суровым климатом
В начале декабря «КазМунайГаз» заявил, что аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером