
За кулисами экономического роста
Заключение Высшей аудиторской палаты (ВАП) Республики Казахстан (РК) к отчету правительства об исполнении бюджета за 2024 год «удачно» оказалось в инфополе в разгар громких судебных процессов, тенгового пике и торговых войн, что могло остаться незамеченным. Но мы восполним этот пробел.
Чтиво от Алихана СМАИЛОВА и его команды столь занимательное, что похоже на приговор всему госаппарату. Это ведь он регулярно вещает о росте экономики, зарплат, благосостояния и прочих важнейших показателей. В то же время население как будто живёт в другом Казахстане с растущими ценниками буквально на всё, кроме своих доходов. ВАП своим заключением фактически уличила кабмин в слабости к красивым цифрам.
В марте под авторством премьер-министра Олжаса БЕКТЕНОВА вышла любопытная статья с обнадеживающим заголовком «Шесть лет прогресса: Казахстан на пути устойчивого развития». Помимо прочих успехов Казахстана на экономическом поприще, глава правительства отметил:
- К концу 2024 года ВВП составил 288 миллиардов долларов. ВВП на душу населения превысил 14 тысяч долларов, увеличившись почти наполовину. Казахстан вплотную приблизился к группе стран с высоким уровнем доходов.
ВАП с премьером не согласилась, вынеся свой «вердикт» рекордному росту ВВП:
«Одним словом, экономика Казахстана в отчетном периоде находилась в непростой ситуации. Формальный рост ВВП сопровождался высокой инфляцией, тревожными сигналами в инвестиционной сфере, противоречиями в отраслевой статистике и сохранением глубоких структурных проблем. В этой связи, качество и устойчивость достигнутого роста вызывают серьезные вопросы, а риски, связанные с фискальной устойчивостью и зависимостью от внешней конъюнктуры, остаются высокими».
Ранее на формальность роста ВВП наглядно указал экономист Айдархан КУСАИНОВ, сравнив графики ВПП и доходов населения.
- На графике еще есть показатели роста доходов населения. Но они нечаянно попали - олдскульная, устаревшая привычка: до всех революций в информационных технологиях и прорыва ИИ, эти показатели вместе рассматривать. Тренд сменился, а привычка осталась, но я буду работать над ее искоренением, - прокомментировал Кусаинов в своем телеграм-канале.
Сарказм эксперта вполне объясним – ВВП и доходы населения тесно взаимосвязаны. Рост экономики создает условия для увеличения доходов граждан, а оно способствует повышению потребительского спроса, что, в свою очередь, может стимулировать рост ВВП. То есть двигаться два графика должны в одном направлении.
В середине июля Бектенов заявил, что в планах правительства увеличить ВВП в два раза. Страшно представить, на какое дно могут скатиться доходы граждан, если графики продолжат движение, как указал эксперт.
Вообще в заключении ВАП аж на 394 страницах очень много любопытного. Вот самое-самое:
- Большая часть инвестиций все еще направляется в горнодобывающую промышленность и разработку карьеров, что предполагает усиление, а не снижение сырьевой зависимости.
- При налоговых поступлениях в Нацфонд в 2024 году 3,8 трлн тенге, его расходы в виде трансфертов в республиканский бюджет составили 5,6 трлн тенге.
- Отсутствие механизма возврата неиспользуемых средств Нацфонда привело к образованию остатков на счетах АО «Банк Развития Казахстана» на сумму 20,6 млрд тенге, возврат которых возможен только к 2034 году.
ВАП проанализировала не только макроэкономику страны, но и социалку. И обнаружила, что адресную социальную помощь для малоимущих получают семьи, имеющие по несколько объектов недвижимости, в том числе, коммерческой.
Или что запланированный в 2024 году широкополосный интернет получили 0 сел из 858.
А выводы ВАП насчет финансовой отчетности по республиканскому бюджету вообще в комментариях не нуждаются:
- Существенное улучшение показателей чистых активов и финансового результата КФО РБ за 2024 год в значительной степени обусловлено изменением учётной политики в части отражения финансовых инвестиций, однако не является результатом фактического прироста активов или поступлений.
Даже после беглого знакомства с трудом аудиторов возникают вопросы к парламенту, который утвердил отчет правительства подавляющим большинством голосов. Но парламент голосовал в конце июня, за месяц до появления заключения ВАП. Может быть, есть смысл изменить порядок принятия парламентом правительственной отчетности? Пусть утверждают после изучения трудов аудиторов. Может тогда у депутатов появятся к правительству неудобные вопросы, или можно будет задать вопросы уже народным избранникам - мол, куда смотрели?