Адольф литературы, оперы и балета

5082 просмотров
0
Мерей СУГИРБАЕВА
Воскресенье, 11 Мар 2018, 13:00

После выхода книги «Аз и Я» Олжаса Сулейменова для автора требовали пожизненного заключения, а ее редактор Адольф Арцишевский попал под запрет 

После выхода каждой книги Олжаса СУЛЕЙМЕНОВА редакторов увольняли с «волчьим» билетом. К примеру, к тому моменту, когда в издательство «Жазушы» попала в будущем скандальная «Аз и Я», так было уже дважды. Два редактора отказались от нее, а третий, Адольф АРЦИШЕВСКИЙ, согласился...

Читайте также
Геннадий Бендицкий вернулся к читателям

Слезы над «Дюймовочкой»

Недавно он выпустил две книги – стихотворный сборник «Созвучие» и «Гранями молчания» - о музыке.

Презентуя их в Национальной библиотеке имени Пушкина, 80-летний мэтр Арцишевский обратился к молодым поклонникам со стихами о любви:

Я был беспечен и неосторожен,

И с майской грозою  заодно…

Я был дождем, и твои плечи я безнаказанно ласкал.

Твою святую безупречность я с хищной нежностью искал.

 Дождем облапанная блузка насквозь просвечивала смело.

И гром уже звучал как музыка, и ткань лишь обнажала тело.

Объясняя столь, казалось бы, неожиданные для человека его возраста чувственные строчки, он сказал:

- Все очень просто. Для меня есть две святые вещи в жизни. Это фигура фронтовика - человека, который, как бы выспренно это ни звучало, защитил наши жизни от фашистской чумы, и женщины, дарующей нам жизнь. Ну а дальше, как следствие, то, что держит человека на земле, - семья и дети.

Стезю литератора Адольф Арцишевский выбрал в третьем классе.

Читайте также
Человек эпохи «Новой волны»

- Я просто написал тогда стихи о весне, - вспоминает он. - О том, что тает снег, капает капель, почки набухают на деревьях... И учительница (спасибо за понимание этой простой женщине) прочитала их перед классом вслух. Это был 1947 год. За партами в нашей мужской школе сидели полуголодные, полураздетые пацаны. Они смотрели на меня с недоумением.

Потом такие же взгляды я много раз в своей жизни ловил и от коллег, и от знакомых, потому что я был одержим литературой. Я помню, как, стесняясь своих слез, плакал над «Дюймовочкой», «Золотым ключиком» Алексея ТОЛСТОГО, «Детьми подземелья» Владимира Короленко, ну и, естественно, «Каштанкой» Антона Чехова.

После школы, забыв о голоде, не замечая мороза или ливня, бежал вниз по улице Пушкина к пересечению  Красногвардейского тракта и Ташкентской аллеи. Там из висящего на столбе раструба-колокола всесоюзное радио передавало главы из романа Леонида ЛЕОНОВА «Русский лес». Для меня эти полчаса были событием дня номер один. Я мерз, переступая с ноги на ногу в дырявых ботах и куцем пальтишке, но музыка изумительной прозы искупала все… 

Свою фигу Олжас показывал почти открыто

Читайте также
Плетенье чепухи: Примитивизм насаждается с жутким упорством

Вспоминая историю с «Аз и Я» Олжаса Сулейменова, он рассказывает:

- Редактировать ее мне предложила Алтыншаш ЖАГАНОВА, заведующая русской редакцией издательства «Жазушы». До меня она обращалась к более опытным людям (я там работал всего года два), но и Нина Александровна МУКАНОВА, и Виталий Васильевич СТАРКОВ отказались, сославшись на большую занятость. Я согласился, хотя вообще-то выход любой большой книги Олжаса заканчивался увольнением редактора с работы. Так было, когда вышел сборник «Повторяя  в полдень», потом - «Определение берега».

Олжас ведь всегда был достаточно амбициозным и таким, скажем, решительным человеком. То есть фигу в кармане он особенно не держал. Но тогда я не думал о том, что будут какие-то гонения. Меня это как-то мало волновало. Я просто честно, как сказал лет через 35 сам Олжас, выполнил свой редакторский долг.

Работа над «Аз и Я» была непростой. Все первоисточники находились в Москве, в Ленинской библиотеке, а мне важно было хотя бы не переврать цитаты из «Слова о полку Игореве. Напомню, что Олжас Сулейменов, опираясь на сплошь и рядом встречающиеся там тюркизмы, доказывал, что уровень развития тюрков-кочевников был где-то даже и выше славянского мира, поскольку обратного заимствования почти не просматривалось. Этого было достаточно, чтобы книгу признали кощунственной, некоторые московские деятели науки и искусства, говорят, требовали для него даже пожизненного заключения. До этого ведь проводилась совершенно противоположная идеологическая линия: абсолютное культурное влияние славянского мира на тюркский.

И сам я тоже особой смелости в том, что работал над талантливой книгой талантливого человека не видел. Другое дело, что остался без куска хлеба. Года три или даже больше я был под запретом, а рукопись моего романа лежала вплоть до того момента, как рухнула Советская власть. По счастью, я успел к 1975 году, когда произошли те события, выпустить уже две книжки. Это давало мне право вступить в Союз писателей.  

Читайте также
История одного геймера-задрота

Встреча с Улановой

Также, как и в литературу, он самозабвенно влюблен в музыку, в театр и балет.

- До сих пор  любой спектакль для меня полная неожиданность - начинаю рыдать в три ручья, - признается седовласый мэтр. - Ничего не могу с собой поделать, когда слышу сильную музыку. Меня душат слезы (очевидно, восторга) от звуков Шестой симфонии Чайковского или Первого концерта для фортепиано с оркестром Сен-Санса.

Будущему литератору было всего пять лет, когда в его жизни состоялась встреча с великой Галиной УЛАНОВОЙ:

- Мама привела меня 5 декабря 1943 года (это был день сталинской конституции) на балет «Бахчисарайский фонтан» АСАФЬЕВА. После первого отделения вышел администратор и объявил, что в связи с неожиданной болезнью артистки партию Марии исполнит…И он назвал фамилию – Уланова.

Она мне ни о чем не говорила, но я запомнил  реакцию зала. Аплодисментов не было, вместо них – благоговейное молчание. А дальше я увидел очень худенькую, хрупкую полуголую тетеньку в какой-то, как мне показалось, комбинашечке.  Я свято верил, что Зарема ее в самом деле зарезала…

Потом мама повела меня на оперы - «Русалку» ДАРГОМЫЖСКОГО и «Евгения Онегина» ЧАЙКОВСКОГО. И все это я вобрал в себя. Когда мать, заперев меня на замок, уходила на суконную фабрику, где работала бухгалтером, начинался театр одного актера. Загородив кровать ширмочкой, я исполнял все партии – и балетные, и оперные…

Читайте также
Иногда хочется читать о хорошем

Адольф честно признается, что на хлеб насущный зарабатывает вовсе не высокой литературой, а журналистикой.

В этом самом ремесленном из всех жанров словесности продолжает трудиться до сих пор. Свою хорошую рабочую форму объясняет даром Всевышнего:

-  А, во-вторых, Чехов произнес  удивительную фразу – «силы человека растут  в благородном труде», Заболоцкий добавил к этому  – «не позволяй душе лениться». И каждый раз  я молю господа Бога, чтобы он не запечатал мне уста, чтобы он дал возможность и дальше осмыслять то, что происходит на белом свете. А что касается долголетия физического, то это опять-таки и от бога, и от предков. Бабушка со стороны матери прожила 73 года, дед – 91, мама – 94.  Мне остается только тянуться за ними...  

Фото из личного архива А.Арцишевского.

Комментарии отключены!

Но вы можете оставить свой комментарий и почитать мнения других читателей об этой публикации на нашей странице в Facebook.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Бигельды Габдуллин: «Мы все в одной лодке»
Президент ПЕН-клуба о деградации общества и страхе власти перед правдой
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Казахский язык спасут не деньги, а новая педагогическая философия
Почему миллиардные траты не повышают качество преподавания госязыка
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Казахстан на переезде: мегаполисы растут, регионы пустеют
Миграция стала зеркалом экономических и социальных перемен
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента